Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые походы, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока, - все это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых форм искусства, которые принято называть куртуазными, т.е. придворными. В это время впервые в истории человечества культивируются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка, куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважения к женщине. В средние века поэзия стала королевой словесности, даже летописи облекались в стихотворную форму. Первые любовные рыцарские стихи были созданы в Провансе, на юге Франции, еще в конце XI в. А в XII-XIII вв. уже все города, все феодальные замки были охвачены новыми веяниями. Пышным цветом расцветает придворная рыцарская культура, блестящая, изысканная, нарядная.
Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными манерами, быть приобщенным к культуре, поклоняться Прекрасной Даме, являя собой образец придворного этикета, именуемого куртуазней. Именно с культа «дамы сердца» - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия. Рыцари-поэты воспевали ее красоту и благородство, а знатные дамы весьма благосклонно относились к куртуазной поэзии, которая поднимала их на высокий пьедестал.
Конечно, куртуазная любовь была не лишена условности, поскольку полностью подчинялась придворному этикету. Дело в том, что Прекрасная Дама, воспеваемая трубадурами в Южной Франции и труверами в Северной Франции, миннезингерами в Германии и менестрелями в Англии, была, как правило, супругой сюзерена. А влюбленные рыцари оставались почтительными придворными. Куртуазные песни, льстя самолюбию дамы, одновременно окружали сиянием исключительности феодальный двор, среди которого она царила.
Куртуазную любовь отличал ряд особенностей. Прежде всего, это была тайная любовь, поэт избегал называть свою даму по имени. Куртуазная любовь являлась любовью тонкой, изысканной, в отличие от чувственной, глупой любви. Она должна была выглядеть трепетным обожанием. Именно в такой призрачной любви находили высшую меру радости. Но не следует преувеличивать платонизм куртуазной любви, в лучших любовных песнях того времени звучит горячее человеческое чувство.
Поэтических текстов, созданных в ту эпоху, чрезвычайно много, и сегодня, конечно, уже никто не знает, кто были авторы большего числа их, но среди поэтов бесцветных появлялись и запоминающиеся фигуры, с яркой индивидуальностью. Наиболее известными трубадурами были трепетный Бернарт де Вента-дорн, пылкий Гираут де Борнеть, суровый Маркабрюн, рассудительный Пейроль, мечтательный Джауфре Рюдель.
Существовало множество форм куртуазной поэзии Прованса, но к наиболее распространенным относились: кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.
Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему:
В час, когда разлив потока От тоски по вас, Далекой,
Серебром струи блестит, Сердце бедное болит.
И цветет шиповник скромный, Утешения никчемны,
И раскаты соловья, Коль не увлечет меня
Вдаль плывут волной широкой В сад, во мрак его глубокий,
По безлюдью рощи темной, Или же в покой укромный
Пусть мои звучат напевы! Нежный ваш призыв, - но где вы?!
(Джауфре Рюдель)
Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже:
Молю тебя, всесильный, светлый Бог, Мой милый друг! Я с вечера не спал,
Чтоб друг живым уйти отсюда мог! Всю ночь я на коленях простоял:
Да бодрствует над ним твоя десница! Творца молил я жаркими словами
С зари вечерней здесь свиданье длится, О том, чтоб снова свидеться мне с вами.
И близок час рассвета... А близок час рассвета.
(Гираут де Борнейлъ)
Баллада в то время обозначала плясовую песню:
Все цветет! Вокруг весна! К нам пришла сюда она,
Эйя! - Как сам апрель, сияя.
Королева влюблена, А ревнивцам даем мы приказ:
Эйя! - Прочь от нас, прочь от нас!
И, лишив ревнивца сна, Мы резвый затеяли пляс.
Эйя!. -
(Безымянные песни)
Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки:
Встретил пастушку вчера я, К ней обратился тогда я:
Здесь, у ограды блуждая. - Милочка! Буря какая
Бойкая, хоть и простая, Нынче взметается злая!
Мне повстречалась девица. - Дон! - отвечала девица, -
Шубка на ней меховая Право, здорова всегда я,
И кацавейка цветная, Сроду простуды не зная,-
Чепчик - от ветра прикрыться. Буря пускай себе злится!..
(Маркабрюн)
Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит с смерти близкого человека:
Нет, не вернусь я, милые друзья,
В наш Вентадорн: она ко мне сурова.
Там ждал любви - и ждал напрасно я,
Мне не дождаться жребия иного!
Люблю ее - то вся вина моя,
И вот я изгнан в дальние края,
Лишенный прежних милостей и крова...
(Бернарт де Вентадорн)
Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь:
Я велел с недавних пор - Ах, Любовь, на ваш укор
Сердцу моему молчать, Мне не трудно отвечать:
Но Любовь со мною спор Долго Донны светлый взор
Не замедлила начать: Я готов был воспевать,
-Друг Пейроль, решили, знать, Но в награду мог стяжать
Распрощаться вы со мной, Только боль обиды злой, -
Да и с песнею былой? Дайте ж наконец покой!
Что ж, бесславный ждет удел Я роптать на вас не смел,
Тех, кто сердцем охладел! Но уж песни-то отпел!
(Пейроль)
Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или бесславный барон?
- Перигон? Порой бесславно - Мой сеньор! Уже издавна
Жизнь ведет свою барон, Был обычай заведен
Он и груб и неумен, (И вполне разумен он!):
А иной виллан1 бесправный Если Донна благонравна,
Щедр, учтив, и добр, и смел, С ровней связывать удел
И в науках преуспел. Тот обычай повелел.
Что Донне можете сказать: Как мужику любовь отдать?
Кого из этих двух избрать, Ведь это значит потерять
Когда к любви ее влечет? И уваженье и почет...
(Дальфин и Перигон)
1 Виллан - крестьянин.
Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, но не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на злобу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.
Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали немецкие миннезингеры - «певцы любви». Однако в их поэзии чувственный элемент играл меньшую роль, нежели в поэзии романской, и скорее преобладал морализаторский оттенок, например:
Те времена прошли давно. Все в грех теперь погружено.
Когда-то, Бог свидетель, Любить грешно и жить грешно.
Царили в мире заодно Губительный владетель,
Любовь и добродетель. Грех греху радетель... –
и религиозный подтекст:
Святого нашего креста Кто в суете земных утех
И ты достоин, Погрязнуть рад.
Когда твоя душа чиста, Ты плащ с крестом надел
Отважный воин. Во имя добрых дел.
Такое бремя не для тех, Напрасен твой обет,
Кто глуповат, Когда креста на сердце нет.
В то же время среди немецких миннезингеров существовала целая плеяда поэтов, весьма изысканно воспевавших «высокую любовь». Причем их отличительной чертой была полная отрешенность от окружающего мира. Поэт, переполненный любовным томлением, как бы бродит в густом тумане любовной меланхолии со своей любовной тоской.
Что мне за дело до рассвета! Пусть веселятся все, кому не лень.
Мне безразлично, день или не день. Теперь мне все едино:
Не мне сияет солнце это. Куда себя ни день,
Глаза подернула скорбная тень. Кручина да кручина...
Миннезингеры играли в культурной жизни такую важную роль, что один из них - Тангейзер со временем стал даже героем популярной легенды, положенной великим немецким композитором XIX в. Вагнером в основу своей оперы, которая так и называется «Тангейзер».
В легенде Тангейзер становится возлюбленным госпожи Венеры и живет вместе с ней в сказочной «Венериной горе». Папа Урбан проклинает раскаявшегося грешника, заявляя, что как не может зазеленеть посох в его руке, так не может Тангейзер обрести прощение на земле. Удрученный Тангейзер возвращается в Венерину гору, а посох папы расцветает, обличая недостойное жестокосердие последнего.
Творчество трубадуров, труверов, миннезингеров можно назвать первым великим расцветом европейской лирики, за которым последовал еще более могучий расцвет, порожденный эпохой Возрождения.