Структура субъектные свойства педагога

В этом параграфе мы поговорим о том,какие же свойства пе­дагога, учителя были определены им как основные?

П.Ф. Каптерев, предпринял одну из пер­вых попыток структурного представления субъективных свойств педагога.

По П.Ф. Каптереву структура субъективных свойств педагога включает следующие компоненты:

Специальные учительские свойства, к ко­торым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

«Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в сте­пени научной подготовки по данной специальности, неродст­венным предметам, в широком образовании; потом — в зна­комстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с ко­торой учителю приходится иметь дело; второе свойство — субъ­ективного характера и заключается в преподавательском ис­кусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве». Второе включает педагогический такт, педагогиче­скую самостоятельность и педагогическое искусство. Наряду со «специальными» учительскими свойствами, кото­рые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и не­обходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учите­ля, к которым были отнесены беспристрастность (объектив­ность), внимательность, чуткость (особенно к слабым учени­кам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, под­линная любовь к детям. Очевидно, что только объ­единение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.

Все современные исследователи отмечают, что именно лю­бовь к детям следует считать важнейшей личностной и профес­сиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к это­му склонность человека работать и общаться с детьми. Подчерк­нем также важность для учителя желания самосовершенство­вания, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

По Н.В. Кузьминой, структура субъектных факторов вклю­чает:

1) тип направленности,

2) уровень способностей

3) компетентность, (специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологичес­кая, аутопсихологическая компетентность).

Очевидны три ос­новных компонента этой факторной структуры: 1) личностный, 2) индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и 3) про­фессионально-педагогический. Последний компонент структуры включает профессиональные знания и умения.

Существенны здесь предложенная дифференциация самой компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Она базируется на по­нятии социального интеллекта, «как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагиро­вания и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и про­гнозировать межличностные события». Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального са­мосознания, самопознания и саморазвития.

По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:

В концепции А.К. Марковой профессиональная ком­петентность есть родовое понятие (в отличии от концепции Н.В. Кузьминой где компетентность есть фактор, рядоположенный с другими факторами педагогической профессиональной де­ятельности). Она включает все субъектные свойства, проявляемые в деятельности и обеспечивающие ее эф­фективность. Согласно А.К. Марковой, профессионально компе­тентен «такой труд учителя, в котором на достаточно высо­ком уровне осуществляется педагогическая деятельность, пе­дагогическое общение, реализуется личность учителя, в кото­ром достигаются хорошие результаты в обученности и воспи­танности школьников (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности)».

Большим достоинством этого подхода является то, что все ха­рактеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя: его технологией — 1) собствен­но педагогической деятельностью, 2) педагогическим общением и 3) личностью учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: