Педагогические способности

С.Л. Рубинштейн считал, что проблема способностей – одна из самых острых, если не самая острая проблема психологии. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов, который выделил в своих работах три их основных признака. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся. Способности - понятие динамическое, их формирование происходит в основном в процессе определенным образом организованной деятельности. Индивидуальные особенности становятся способностями, когда они прикладываются к деятельности, успешность выполнения которой зависит от уровня развития данной индивидуальной деятельности. Они не только проявляются в деятельности, но и формируются и развиваются в ней. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Способности – не чисто прижизненное образование, они имеют свою природную основу. В отечественной психологии признается точка зрения Б.М. Теплова на соотношение врожденного и приобретенного в способностях: «Мы не можем понимать способности... как врожденные возможности индивидуума... Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития»

 

Педагогическими способностями называют совокупность ин­дивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и опреде­ляющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педаго­гических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений СЛ. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способ­ностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он ох­ватывает всю структуру педагогической деятельности. Психо­логи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, вы­деляют различные способности учителя.

Так, Н.Д. Ле­витов выделяет в качестве основных педагогических способнос­тей следующие:

1) способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

2) способность понимать учеников, базирую­щаяся на наблюдательности;

3) самостоятельный и творческий склад мышления;

4) находчивость или быструю и точную ориентировку;

5) организаторские способности, необходимые как для обес­печения работы самого учителя, так и для создания хорошего уче­нического коллектива.

Развивая и детализируя содержание этих пяти основных способностей, Ф.Н. Гоноболин называет уже двенадцать способ­ностей, объединив которые, получим такие их группы.

I ГРУППА - Дидактическая группа (способности к передаче знаний в краткой и ин­тересной форме). Способ­ность делать учебный материал доступным учащимся и способ­ность связывать учебный материал с жизнью.

II ГРУППА. Рефлексивно-гностическая группа: понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям.

III ГРУППА. Интерактивно-коммуникативная группа спо­собностей (связана с волевым воздействием и коммуникативностью педагога): педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогиче­ский такт, способность организовать детский коллектив.

IV ГРУППА способностей связана с речевыми особенностями педагога, содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким:

1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызы­вать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную са­мостоятельную мысль.

2. Академические способности — способности к соответству­ющей области наук (к математике, физике, биологии, литера­туре и т. д.).

3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая на­блюдательность, связанная с тонким пониманием личности уча­щегося и его временных психических состояний.

4. Речевые способности — способность ясно и четко выра­жать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способ­ность организовать ученический коллектив, сплотить его, воо­душевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

6. Авторитарные способности — способность непосредствен­ного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, уста­новить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или прогностические спо­собности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном про­ектировании личности учащегося, связанного с представлени­ем о том, что из ученика получится в будущем, в умении про­гнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значе­ние для работы учителя.

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогичес­кие способности соотнесены с основными аспектами (сторона­ми) педагогической системы.

В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система вклю­чает пять структурных элементов:

1) цели;

2) содержание образования (учебная информация);

3) средства педагогической коммуникации;

4) учащиеся;

5) педагоги.

Кроме того, ученый рассматривает и функ­циональные компоненты.

Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в про­цессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствова­ние педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость.

Выделяются пять основных функциональных компонентов:

1) гностический;

2) проектировочный;

3) конструктивный;

4) коммуникативный;

5) организаторский.

Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогичес­кой деятельности.

Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей пе­дагога в качестве важнейшего фактора развития и формирова­ния способностей учащихся. В связи с этим в структуре педаго­гических способностей ею выделяются два ряда признаков:

Специфическая чувствительность педагога как субъекта де­ятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступа­ет в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности фор­мирующейся личности (т. е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного ре­зультата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные спо­собности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воз­действия, т. е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:

1. Чувство объекта,

2. Чувство меры или такта.

3. Чувство причастности.

Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных пе­дагогических способностей обеспечивает формирование педаго­гической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», т. е. помогающей продуктивно решать педагогичес­кие задачи, так и «плохой», т.е. подсказывающей неверные решения.

Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности «специализируются» на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.

Второй уровень составляют проектировочные-педагогичес­кие способности, обращенные к способам воздействия на объект­субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профес­сиональном становлении.

Проектировочные педагогические способности состоят в осо­бой чувствительности к способам создания продуктивных тех­нологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т. е. достижения искомых конечных результатов.

Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие пе­дагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформиро­ванности у них таких общих способностей, как:

- гностические;

- проектировочные;

- конструктивные;

- коммуникативные;

- организаторские

Гностические способности обеспечивают накопление информации учите­ля о своих учениках, о самом себе.

Проектировочные педагогические способности состоят в осо­бой чувствительности педагогов к конструированию «педагоги­ческого лабиринта», т. е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубо­ко, трудно и легко, напряженно и «творчески».

Конструктивные педагогические способности состоят в осо­бой чувствительности к тому, как построить предстоящее заня­тие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выпол­нение, как провести оценивание.

Коммуникативные педагогические способности проявляют­ся в специфической чувствительности педагога к способам уста­новления с учащимися и развития педагогически целесообраз­ных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:

- способностью к идентификации, т. е. отождествлению себя с учащимися;

- чувствительностью к индивидуальным особенностям учащих­ся (их интересам, склонностям, способностям);

- хорошей интуицией, которая является важной характерис­тикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т. е. в предвосхищении искомого педагогического результа­та, уже при выборе стратегий воздействия;

- суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.

Организаторские педагогические способности проявляются в избира­тельной чувствительности к способам организации учащихся в груп­пе, в освоении ими учебного материала, самоорганизации обу­чающихся, в самоорганизации собственной деятельности педа­гога.

Существен вывод исследователей школы Н. В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень раз­вития общих способностей (наблюдательности, мышления, вооб­ражения) и что другие специальные способности, например по­этические, писательские, артистические, включаются в сферу пе­дагогической деятельности лишь при наличии педагогической на­правленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития.

Выделены три типа сочетания педагоги­ческих и других специальных способностей: специальные спо­собности:

а) помогают, б) нейтральны, в) мешают педагогиче­ской деятельности.

Интерес представляет подход Н.А. Аминова педагогических способностей. Для Н.А. Аминова в ка­честве основы дифференциации спо­собностей выступает успешность.

Выделяются два ее вида:

1) индивидуальная (достижения человека по отношению к са­мому себе во времени)

2) социальная (достижения одного чело­века по отношению к достижениям других людей).

Первый вид — это индивидуальная (ресурсная) успешность, второй — кон­курентоспособность.

Индивидуальная, ресурсная успешность — это способы достижения успеха, они суть инструментальные способности, в которые входят общие (перцептивные) и специ­альные способности. Последние, по Н.А. Аминову, включают эмо­циональные, волевые, мнемические, атенционные, имажинативные способности. Собственно способности автор называет терминальными. Они обеспечивают и повышают конкуренто­способность человека. Терминальная способность к педагогиче­ской деятельности предполагает в своей структуре преобладание сопротивляемости к развитию синдрома эмоционального сгора­ния (истощения эмоциональных ресурсов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: