Профессионально-важные качества личности педагога

Как отмечает Р.С. Немов к личности педагога предъявляется ряд самых серьез­ных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлет­ворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие ко­торым не обязательно для педагога, но делает его личностью, спо­собной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Среди главных, и среди дополнительных психоло­гических свойств, необходимых для квалифицированного педа­гога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные осо­бенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.

1. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педа­гогу, является:

1) любовь к детям, к

2) педагогической деятельности,

3) наличие специальных знаний в той области, которой он обуча­ет детей,

4) широкая эрудиция,

5) педагогическая интуиция,

6) высо­коразвитый интеллект,

7) высокий уровень общей культуры и нрав­ственности,

8) профессиональное владение разнообразными ме­тодами обучения и воспитания детей.

Без любого из перечис­ленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобре­таются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

2. Дополнительными, но относительно стабильными требовани­ями, предъявляемыми к педагогу, являются 1) общительность, 2) ар­тистичность, 3) веселый нрав, 4) хороший вкус и другие.

Эти качест­ва важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности учитель или воспита­тель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподаватель­ские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И нао­борот, не составляет особого труда вообразить себе какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогиче­ских способностей. Такой человек вряд ли когда-либо сможет стать хорошим учителем или воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в сово­купности составляют индивидуальность педагога, в силу кото­рой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь опре­деляют требования, предъявляемые к личности учителя и вос­питателя.

Главная тен­денция современного прогрессивного развития общества — де­мократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места.

Экономические преобразования затронули всю систему со­циальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответ­ственных решений. В этой связи значительно расширились воз­можности для установления прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения.

Усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требо­вания к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества?

Демократизация жизни предполагает прежде всего:

1) умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений,

2) общаться и взаи­модействовать с людьми на правовой и демократической осно­ве.

3) призна­вать, понимать, принимать как должное наличие многих раз­личных точек зрения,

4) вести дискуссии и на высококультурной основе,

5) разрешать возникающие разногласия,

6) отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимо­сти.

Изменение системы экономических отношений требует 1) рас­четливости, 2) деловитости, 3) бережливости, 4) хозяйственной смекал­ки, 5) предприимчивости, многих других качеств личности, кото­рые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни и созна­тельно не воспитывались у большинства детей.

Гласность требует от человека 1) умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, 2) убеждать, 3) доказывать, 4) говорить самому и внимательно слушать других. Для того чтобы сделать учащегося лично­стью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, са­мостоятельностью и многими другими качествами, системати­чески развивать их у себя.

Как было отмечено в отечественной педагогической психоло­гии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных фак­торов успешности педагогической деятельности являются «лич­ностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких ка­честв, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается не­обходимость остроумия, а также ораторских способностей, арти­стичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. по­ниманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии.

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:

1) педагогическая эрудиция,

2) педагоги­ческое целеполагание,

3) педагогическое (практическое и диагно­стическое) мышление,

4) педагогическая интуиция,

5) педагогическая импровизация,

6) педагогическая наблюдательность,

7) педагогичес­кий оптимизм,

8) педагогическая находчивость,

9) педагогическое предвидение и

10) педагогическая рефлексия.

То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и сама А.К. Маркова.

В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пяти­десяти личностных свойств учителя (как профессионально-зна­чимых качеств, так и собственно личностных характеристик).

При­ведем список этих свойств:

1) вежливость, 2) вдумчи­вость, 3) взыскательность, 4) впечатлительность, 5) воспитанность, 6) вни­мательность, 7) выдержка и самообладание, 8) гибкость поведения, 9) граж­данственность, 10) гуманность, 11) деловитость, 12) дисциплинированность, 13) доброта, 14) добросовестность, 15) доброжелательность, 16) инициативность, 17) искренность, 18) критич­ность, 19) логичность, 20) любовь к детям, 21) наблюдательность, 22) настой­чивость, 23) ответственность, 24) отзывчивость, 25) организованность, 26) общи­тельность, 27) порядочность, 28) патри­отизм, 29) педагогическая эрудиция, 30) принципиальность, 31) самостоятельность, 32) самокритич­ность, 33) справедливость, 34) стремление к самосовершенствованию, 35) тактичность, 36) чувство но­вого, 37) чувство собственного достоинства, 38) чуткость, 39) эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого пор­трета являются собственно личностные качества: направлен­ность, самооценка, образ «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: