Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Талант - высокая способность к конкретному виду деятёльности. Одаренность -комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности. Гениальность (от латинского "genius" — дух)-высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения. Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида. Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем. Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности, они поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других компонентов. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Педагогические способности – это совокупность определенных психологических характеристик, являющихся непременным условием для достижения преподавателем успехов в воспитании и обучении детей.Если говорить о способностях к педагогике, то основными здесь являются коммуникативные личностные свойства, и, прежде всего, те, которые относятся к сфере восприятия, например – наблюдательность. Такие свойства способствуют адекватному пониманию психологии учащихся, его морального состояния в каждом конкретном случае, правильной оценке всего коллектива (класса) в целом и ситуации в данный момент. К коммуникативным свойствам относят понимание психологического состояния учеников и способность сопереживать им – эмпатию. Обязательным условием для наличия такой черты является любовь и уважение к детям вообще. Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быстрая и точная ориентировка; 5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Ф. Н. Гоноболин делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:
• способность делать учебный материал доступным учащимся; • понимание учителем ученика; • творчество в работе; • педагогически волевое влияние на детей; • способность организовать детский коллектив; • интерес к детям; • содержательность и яркость речи; • ее образность и убедительность; • педагогический такт; • способность связывать учебный материал с жизнью; • наблюдательность; • педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей). | · 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; · 2) практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей; · 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; · 4) способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критичность); · 5) психологический такт — способность установить контакт с другими людьми; · 6) общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей; · 7) инициативность; · 8) требовательность к другим людям; · 9) склонность к организаторской деятельности; · 10) практичность; · 11) самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности; · 12) наблюдательность; · 13) самообладание; · 14) общительность; · 15) настойчивость; · 16) активность; · 17) работоспособность; · 18) организованность. |
Л. И. Уманский выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам:
Два ряда фактов свидетельствуют о наличии специальных педагогических способностей. Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: 1) глубина и разносторонность их знаний; 2) интерес их учащихся к предмету; 3) интерес учащихся к сложным разделам предмета; 4) умение самостоятельно работать над предметом; 5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпредметных связей). Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся).
Формирование и развитие педагогических способностей
Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры (или четыре)1. Коммунистическое мировоззрение, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. 2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. 3. Педагогические способности (о них речь будет идти специально). 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими.
Педагогическими способностями называется совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы- личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям) и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности.
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность), в искренности и простоте обращения с ними. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости
Дидактические способности. Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и неподатное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным, для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения учеников.
Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки.Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. В. А. Сухомлинский говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света. Хороший учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек.
Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свей мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность — одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в том, что он говорит. Учитель избегает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и понятно для учащихся. Очень оживляет речь и уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться, отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразличие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвоению и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые жесты и движения раздражают
Организаторские способности. Они проявляются в двух видах. Во-первых, в решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вторых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.
Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чем говорят эти внешние признаки, правильно истолковывает их
Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в умелом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использовании одобрения и осуждения. Тактичный учитель доброжелателен, чуток, отзывчив. Он прост и естествен в обращении с детьми.
Суггестивная способность (в переводе с латинского — «основанная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте. Причем речь идет о способности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты учителя, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринципная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педагогической деятельности. Когда учитель постоянно обращается к ученикам только просительно-неуверенным тоном, внутренне ощущая собственное бессилие, не чувствует себя хозяином положения, ученики обычно бравируют своей безнаказанностью.
Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека.
Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как он излагает материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т. д.).. Неопытный учитель, нередко погружаясь целиком в процесс изложения материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается внимательно наблюдать за учащимися, то теряет нить изложения.
Педагогические способности у будущих учителей — учащихся педагогических училищ формируются и развиваются в системе учебно-воспитательной работы педагогических училищ. Самовоспитание педагогических способностей каждым будущим учителем является существенным дополнением к соответствующим формам учебно-воспитательной работы педагогического училища.
10.СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА. Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни). Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углублённого изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность. В профессиональном самоопределении большую роль играет взаимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение способствует система дифференцированного обучения в специализированных классах и школах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля позволяющая наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации профессионального самоопределения важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий, разработка практических моделей профессионального самоопределения, с учётом различных форм партнёрства общеобразовательных школ с производством и системой профессиональной подготовки молодёжи, анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в сфере профессионального самоопределения. Профессиональное саморазвитие педагога: Различают внешнее и внутренне саморазвитие: Внешнее – требования и ожидания общества. Внешние требования являются основными и определяют глубину и направление необходимое для саморазвития. Внутренние – потребность педагога в самовоспитании (убеждения, чувство долга и ответственности, здоровья, самолюбия). Важную роль играет уровень самооценки педагога.
Выделяют 2 приема саморазвития педагога:
1. умение соотнести уровень своих действий с достигнутым результатом;
2. умение сопоставить свое мнение с мнением окружающих.
Саморазвитие имеет двойной педагогический результат. С одной стороны происходит изменение в личностном развитии и профессиональном росте. С другой стороны овладение способностью заниматься саморазвитием. Судить о саморазвитии можно по следующему уровню овладения действиями:1) цель и полагание – умение ставить пред собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;2) планирование – умение выбирать средства, способы действия и приемы саморазвития;3) самоконтроль – умение сопоставлять деятельность и полученные результаты саморазвития;4) коррекция – внесение необходимых поправок в результаты работы над собой. Выделяют 3 стадии профессионального саморазвития:
1. цели и задачи еще неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура. Студент нуждается в помощи со стороны учителя.
2. цель и полагание становятся более определенными и конкретными. Многое зависит от внешних обстоятельств (рассуждение, самоинструкция, самокритичность) – это существенное проявление саморазвития;
3. педагог самостоятельно формирует цели и задачи. Все действия осуществляются автоматически и непринужденно. Самовоспитание – самосовершенствование личности.
Критерии саморазвития:
1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;
2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на проф. обновление, на изменение своих свособов Д;
3) постановка и решение по отношению к самому себе пед., псих., организационных, предметных задач;
4)способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды как предпосылки своего профессионального развития.
Механизмы саморазвития:
1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я",
2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я",
3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в "Я" человека,
4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я",
5) самоД, которую осущ-ет субъект,
6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами своей личности и их интеграция,
7) самостроительство, которое связано с целенаправленным культивированием и развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности,
8) самоидентификация, связана с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом,
9) самооценка, связана с соотнесением "себя актуального" и "себя потенциального" по различным основаниям.
В каждом механизме "само-", которое обозначает личность человека, выступает в трех качествах: 1. как субъект процесса (тот, кто его организует, управляет),2. как объект процесса (материал, по отношению к которому этот процесс осущ-ся),3. как средство организации осущ-ия и обеспечивания этого процесса проф. саморазвития педагога. Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.
· Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:
· общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
· глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
· фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
· владение методикой обучения и воспитания;
· любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
· творческое отношение к работе;
· знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
· владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
· постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше специалист отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество. Профессиональное самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации. Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Профессиональное самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и критическое отношение личности как к себе, так и к окружающим людям, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
· Интерес. Учиться просто интересно.
Личный план самообразования педагога. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: 1.название темы;2 цели; 3 задачи;4 предполагаемый результат;5 этапы работы;6 сроки выполнения каждого этапа;7 действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;8 способ демонстрации результата проделанной работы;9 форма отчета по проделанной работе.По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Формы самообразования педагога. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.
Источники самообразования. Телевидение. Газеты, журналы.Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.). Интернет. Видео, аудио информация на различных носителях.Платные курсы. Семинары и конференции. Мастер-классы.Мероприятия по обмену опытом.Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.Курсы повышения квалификации.Путешествия.
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).