Педагогические способности и их формирование

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Талант - высокая способность к конкретному виду деятёльности. Одаренность -комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности. Гениальность (от латинского "genius" — дух)-высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения. Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида. Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем. Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности, они поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других компонентов. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Педагогические способности – это совокупность определенных психологических характеристик, являющихся непременным условием для достижения преподавателем успехов в воспитании и обучении детей.Если говорить о способностях к педагогике, то основными здесь являются коммуникативные личностные свойства, и, прежде всего, те, которые относятся к сфере восприятия, например – наблюдательность. Такие свойства способствуют адекватному пониманию психологии учащихся, его морального состояния в каждом конкретном случае, правильной оценке всего коллектива (класса) в целом и ситуации в данный момент. К коммуникативным свойствам относят понимание психологического состояния учеников и способность сопереживать им – эмпатию. Обязательным условием для наличия такой черты является любовь и уважение к детям вообще. Н. Д. Левитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быстрая и точная ориентировка; 5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Ф. Н. Гоноболин делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:

• способность делать учебный материал доступным учащимся; • понимание учителем ученика; • творчество в работе; • педагогически волевое влияние на детей; • способность организовать детский коллектив; • интерес к детям; • содержательность и яркость речи; • ее образность и убедительность; • педагогический такт; • способность связывать учебный материал с жизнью; • наблюдательность; • педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей). · 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; · 2) практически психологический ум как качество, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей; · 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; · 4) способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей (критичность); · 5) психологический такт — способность установить контакт с другими людьми; · 6) общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей; · 7) инициативность; · 8) требовательность к другим людям; · 9) склонность к организаторской деятельности; · 10) практичность; · 11) самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности; · 12) наблюдательность; · 13) самообладание; · 14) общительность; · 15) настойчивость; · 16) активность; · 17) работоспособность; · 18) организованность.

Л. И. Уманский выделил следующие 18 типичных свойств личности, присущих способным организаторам:

Два ряда фактов свидетельствуют о наличии специальных педагогических способностей. Во-первых, далеко не все профессиональные педагоги, знающие предмет и имеющие подчас значительный стаж работы, успешно справляются с педагогическим трудом по показателям деятельности учащихся: 1) глубина и разносторонность их знаний; 2) интерес их учащихся к предмету; 3) интерес учащихся к сложным разделам предмета; 4) умение самостоятельно работать над предметом; 5) обобщение и перенос знаний, полученных в данном предмете, на другие (установление межпредметных связей). Во-вторых, встречаются профессиональные педагоги, которые, несмотря на ответственное отношение к делу, не достигают высоких результатов в педагогическом труде (в отношении всех или подавляющего большинства учащихся).

Формирование и развитие педагогических способностей
Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры (или четыре)1. Коммунистическое мировоззрение, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. 2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. 3. Педагогические способности (о них речь будет идти специально). 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими.
Педагогическими способностями называется совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы- личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям) и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности.
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность), в искренности и простоте обращения с ними. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости
Дидактические способности. Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и неподатное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным, для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, воз­буждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным. В основе этого лежит постоян­ная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреж­дает возможные затруднения учеников.
Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки.Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, ши­роту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. В. А. Сухомлинский говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света. Хороший учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек.
Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свей мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой вырази­тельной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность — одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный харак­тер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в том, что он говорит. Учитель избе­гает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и понятно для учащихся. Очень оживляет речь и уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дик­цией, отличаться, отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразли­чие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвое­нию и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, сует­ливые жесты и движения раздражают
Организаторские способности. Они проявляются в двух видах. Во-первых, в решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вто­рых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возраст­ные особенности.
Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, свя­занная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незна­чительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улав­ливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чем говорят эти внешние признаки, правильно истол­ковывает их
Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, прини­мая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в уме­лом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использовании одобре­ния и осуждения. Тактичный учитель доброжелателен, чуток, от­зывчив. Он прост и естествен в обращении с детьми.
Суггестивная способность (в переводе с латинского — «осно­ванная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения. Суггестивная способ­ность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте. Причем речь идет о спо­собности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты учи­теля, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринципная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педа­гогической деятельности. Когда учитель постоянно обращается к ученикам только просительно-неуверенным тоном, внутренне ощущая собственное бессилие, не чувствует себя хозяином поло­жения, ученики обычно бравируют своей безнаказанностью.
Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогно­зировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество вос­питания, верой в человека.
Распределение внимания. Хороший учитель обладает высоко­развитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как он излагает материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т. д.).. Неопытный учитель, нередко погру­жаясь целиком в процесс изложения материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается внимательно наблюдать за учащимися, то теряет нить изложения.
Педагогические способности у будущих учителей — учащихся педагогических училищ формируются и развиваются в системе учебно-воспитательной работы педагогических училищ. Самовоспитание педагогических спо­собностей каждым будущим учителем является существенным дополнением к соответствующим формам учебно-воспитательной работы педагогического училища.


10.СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА. Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни). Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный - формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение - профессиональная ориентация на основе углублённого изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность - повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность. В профессиональном самоопределении большую роль играет взаимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе профессиональной подготовки. Профессиональное самоопределение способствует система дифференцированного обучения в специализированных классах и школах, вариативность видов и типов учебных заведений различного профиля позволяющая наилучшим образом удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся. Для практической реализации профессионального самоопределения важное значение имеют социально-экономическая диагностика динамики профессий, разработка практических моделей профессионального самоопределения, с учётом различных форм партнёрства общеобразовательных школ с производством и системой профессиональной подготовки молодёжи, анализ педагогического опыта и разработка учебно-методической литературы в сфере профессионального самоопределения. Профессиональное саморазвитие педагога: Различают внешнее и внутренне саморазвитие: Внешнее – требования и ожидания общества. Внешние требования являются основными и определяют глубину и направление необходимое для саморазвития. Внутренние – потребность педагога в самовоспитании (убеждения, чувство долга и ответственности, здоровья, самолюбия). Важную роль играет уровень самооценки педагога.

Выделяют 2 приема саморазвития педагога:

1. умение соотнести уровень своих действий с достигнутым результатом;

2. умение сопоставить свое мнение с мнением окружающих.

Саморазвитие имеет двойной педагогический результат. С одной стороны происходит изменение в личностном развитии и профессиональном росте. С другой стороны овладение способностью заниматься саморазвитием. Судить о саморазвитии можно по следующему уровню овладения действиями:1) цель и полагание – умение ставить пред собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;2) планирование – умение выбирать средства, способы действия и приемы саморазвития;3) самоконтроль – умение сопоставлять деятельность и полученные результаты саморазвития;4) коррекция – внесение необходимых поправок в результаты работы над собой. Выделяют 3 стадии профессионального саморазвития:

1. цели и задачи еще неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура. Студент нуждается в помощи со стороны учителя.

2. цель и полагание становятся более определенными и конкретными. Многое зависит от внешних обстоятельств (рассуждение, самоинструкция, самокритичность) – это существенное проявление саморазвития;

3. педагог самостоятельно формирует цели и задачи. Все действия осуществляются автоматически и непринужденно. Самовоспитание – самосовершенствование личности.

Критерии саморазвития:

1) самоорганизация качественных изменений в личности и Д;

2) доминирование в структуре пед. Д действий педагога, направленных на проф. обновление, на изменение своих свособов Д;

3) постановка и решение по отношению к самому себе пед., псих., организационных, предметных задач;

4)способность педагога воспринимать различные проявления окр. среды как предпосылки своего профессионального развития.

Механизмы саморазвития:

1) самосознание, которое связано с пониманием, содержанием своего "Я",

2) самоопределение, которое связано с обозначением границ своего "Я",

3) самоактуализация, которая связана с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в "Я" человека,

4) самореализация, которая связана с выражением потенциала "Я",

5) самоД, которую осущ-ет субъект,

6) саморегуляция, которая связана с управлением различными сторонами своей личности и их интеграция,

7) самостроительство, которое связано с целенаправленным культивированием и развитием определенных ценностнозначимых способностей, сторон, качеств личности,

8) самоидентификация, связана с отождествлением и с разотождествлением себя с какой-либо ролью, образом,

9) самооценка, связана с соотнесением "себя актуального" и "себя потенциального" по различным основаниям.

В каждом механизме "само-", которое обозначает личность человека, выступает в трех качествах: 1. как субъект процесса (тот, кто его организует, управляет),2. как объект процесса (материал, по отношению к которому этот процесс осущ-ся),3. как средство организации осущ-ия и обеспечивания этого процесса проф. саморазвития педагога. Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

· Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:

· общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

· глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

· фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

· владение методикой обучения и воспитания;

· любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;

· творческое отношение к работе;

· знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;

· владение педагогической техникой и педагогическим тактом;

· постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого специалиста к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше специалист отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество. Профессиональное самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации. Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Профессиональное самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс. В ходе его требуется глубоко осознанное, целенаправленное и критическое отношение личности как к себе, так и к окружающим людям, большие волевые усилия в достижении поставленных целей по самоизменению и саморазвитию. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

· Интерес. Учиться просто интересно.

Личный план самообразования педагога. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: 1.название темы;2 цели; 3 задачи;4 предполагаемый результат;5 этапы работы;6 сроки выполнения каждого этапа;7 действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;8 способ демонстрации результата проделанной работы;9 форма отчета по проделанной работе.По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. Формы самообразования педагога. Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

Источники самообразования. Телевидение. Газеты, журналы.Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.). Интернет. Видео, аудио информация на различных носителях.Платные курсы. Семинары и конференции. Мастер-классы.Мероприятия по обмену опытом.Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.Курсы повышения квалификации.Путешествия.

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: