double arrow

Тематика и худ. Особенности од Ломоносова.. Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765). В.Г. Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература он был ее отцом, ее Петром Великим». Ода - обширное


БИЛЕТ№ 8

Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765). В.Г. Белинский: «С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим». Ода - обширное стихотв., состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). Ода объединяла в себе лирику и публицистику. Одам Лом-а свойственна условность, т.к. он исходит в своем тв. методе не из реальности жизненного факта, а из собственных рационалистических представлений о действительности. Поэту важно силой своего поэтического воображения вызвать у читат. определенные чувства, поэтому он использует метафоры, аллегории, яркость красок. Оды написаны по всем правилам риторической науки, изложенной самим поэтом в его «Риторике» (1744). Оды, имевшие своей целью восхвалить верховную власть, строились по единому композиционному плану - отсюда «повторяемость» од. Торжественный, приподнятый стиль соответствовал высокому содержанию его поэзии. Много славянизмов, роль которых - передать «пышность», «парение».Некот. считали, что Лом. является представителем русского барокко, т.к. в классицисты он не годился из-за недост. ясности изложения мыслей.




Стремился обратить науку в практику. Основные темы од: Россия, Отечество, Петр, мир, возлюбленная тишина, науки, просвещение, вера в талантливость молодых людей. Его оды не то, что есть, а то, что должно быть. Оды выходили тиражом 200-200 000 экз. Повторение одних и тех же образов. Церковно-славянский язык. Эмоциональность, использование славянизмов. Духовные оды. Выступает просветителем. Тема мира и тишины. Одна и та же композиция, особенности синтаксической структуры стихов.

В 1739 г. была написана первая ода «На взятие Хотина». По богатству, по новизне идейного содержания, по худ. направлению, по лит. направленнсти, эта ода является началом нового этапа в развитии русской литературы. Начиная с этой оды Л. в своих произведениях уделяет большое внимание историческому прошлому России, историческим деятелям, организаторам защиты родной земли от нападавших на нее врагов. Но главный защитник родной земли, победитель на полях сражения – это русский народ: «Крепи, отечество, любовь Сынов Российских дух и руку. Желает всяк пролить всю кровь, от грозного бодрится звуку».

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана высоким штилем и прославляет дочь Петра 1. отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению расширять науки, поэт заводит речь о ее отце, которого наз. «человеком каков не слыхан был от века». П.1 – идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Л. дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая в тв-ве Л. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэты.



2) Полемика «Трутня» со «Всякой Всячиной».

Журнал Новикова «Трутень»(1 мая 1769). «Т.» внес дух боевой полемики в русскую ж-ку этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковывали к себе общественное внимание. На страницах этого издания перед читателем во всем значении возникла крестьянская тема. Н. открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловеческих господ. Трутни-помещики - тунеядцы, кот. грабят крестьян. Эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы» Сумарокова). И само название новиковского ж-ла было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против ж-ла Екатерины. Сразу же разгорелась полемика со «Всякой всячиной» (журнал Екатерины), кот. проповедовала «человеколюбие» и «снисхождение к людским порокам». Только такой совет давала «В.в.» и только он был безопасен для гос. режима, который поддерживался этим журналом. Как бы предупреждая выступления Трутня, В.в. в 19-м номере поместила письмо А. Перочинова, направленное против критики и сатиры вообще. Автор рассказывает о своей встрече с человеком,который везде видел пороки, «где другие, не имев таких, как он, побудительных причин, насилу приглядеть могли слабости, и слабости, весьма обыкновенные человечеству». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Н. считал, что только та сатира, кот. писана «на лицо» может быть действенной.



Полемика «Т.» с «В.В.» носила политический хар-р. Н.под псевдонимом Правдолюбова опускал «В.В.», последн. Отвечал «На ругательства...мы ответствовать не хотим, уничтожая оные». Н. намекает на плохое знание императрицей русского языка. В дальнейшем «В.В.» непрестанно следила за сатирой «Т.» и пыталась подействовать на его издателя, но бесполезно, а когда появились «Отписки», ж-л был закрыт на месяц. В1770г «В.В.», выпустив еще несколько номеров развалилась, да и вновь открывшийся «Т.» долго не протянул, т.к. не мог печатать былой сатиры и терял читателей. Н. Пытался выпустить другой журнал «пустомеля», но после того, как во 2-м номере напечатали «Послание к слугам» Ф. и др. подобные пр- я, его закрыли.







Сейчас читают про: