double arrow

Расцвет русской просветительской мысли в 60-70-е гг. 18в


БИЛЕТ№10

Учение Ломоносова о трех штилях.

БИЛЕТ№9

Все слова русского языка Л. делит на три рода «речений»:1) те,кот употр. раньше и употр. Сейчас (бог, рука, ныне), 2) малоупотр., но понятные всем грамотным людям (господень, взываю),3)слова исконно русского языка, которых нет в церковных книгах (говорю, лишь). Особая группа - простонародные слова. Л. устанавливает 3 штиля – высокий (1,2 род слов), средний(1,3) и низкий (3 + простонародный). Выс. - оды, поэмы, прозаические речи о важных материях, ср.- театр. сочинения, сатиры, учен. сочин., друж. послания. Низкий - комедии, эпиграммы, песни.

Так «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра 1. отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению расширять науки, поэт заводит речь о ее отце, которого наз. «человеком каков не слыхан был от века». П.1 – идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Л. дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая в тв-ве Л. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэты.




2)Сатирические произведения Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»).

Ранние сатирические произведения ф. «Л.к.» - сатира направлена на льва, «пресущего скота» и тех, кто окружал его трон. Содержание: В «Ливийской стороне» умер царь - лев. Со всех сторон туда стекаются скоты. Надгробную речь произносит лисица, кот. всячески льстит льву. Крот говорит собаке о том, что это «лесть подлейшая».Он говорил, что знал льва и тот был скот. На что собака говорит чему здесь удивляться - тому «что знатному скоту льстят подлые скоты?» Заключит. фраза собаки «Так видно никогда не жил ты меж людьми» раскрывает аллегорический смысл басни. Образы: лисица - проповедник «С смиренной харею, в монашеском наряде», крот и собака - разговорн. язык.

«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1763-1766). Автор задает слугам вопрос о смысле мироздания. Ванька, у кот. вроде мозгов-то нету с горечью говорит, что все построено на обмане, корысти и погоне за деньгами. «Так знайте, что весь свет считаю я за вздор. Довольно на веку я свой живот помучил,» - говорит В. «Я мысль мою скажу, - вещает мне Петрушка. – Весь свет, мне кажется, ребятскя игрушка». Слуги не смогли ответить на вопрос «На что сей создан свет?», не смог на него ответить и барин. Свет создан хреново. Тенденции реализма.



Во второй половине века литер. процесс значительно усложняется - увелич. число лит-ры, в т.ч. и периодической, демократизуется общественное сознание. Вторая половина века ознаменована подъемом русского национального самосознания. Но с начала 60-х годов 18 века происходит резкое обострение соц. противоречий в стране, вызванное развитием кап. уклада в недрах феодально-крепостнической формации. + Пугачев (угроза).

1762 год - спец. Указом П. Дворяне осв. от несения какой-либо государственной службы. 1765 -помещикам было разрешено по собственному усмотрению ссылать кр-н на каторгу, кр-не не могут жаловаться императрице. Остро встал крестьянский вопрос, получила развитие антикрепостническая идеология. Труды просветителей стали пользоваться большим успехом среди передовой русской молодежи. Е. Из соображ. безопасности решает встать в позу просвещенного монарха. Она играла в либерализм, называя себя ученицей Вольтера. Е. помогает нуждающемуся Дидро, зовет в Россию Руссо, кот. подвергается гонениям. Но Е. толковала идеи просветителей в духе монархизма. 1767г - «Наказ», в кот. она хотела упорядочить рус. законы. использ. якобы идеи Монтескье. На самом деле реформы сводились до минимума. Но дворянство все это видало, они ощущали всю ложь и лицемерие Е.

1760-1780гг- развив. Идеология рус. просвещения, критика деспот. Екатерины, защ. Кр-н, Оппозицион. К деспотич. Правлению. Все это спос. преодолению условностей и движение от. классиц. к реализму.



М.Д. Чулков. Писатель-разночинец, выходец из дворянских низов. Сам себя называл «мелкотравчатым сочинителем». Чулков – один из плодовитых и трудолюбивых деятелей в области культуры и литературы 18 в.

Творчество также носило антидворянский характер, он был автором нескольких сочинений на экономические темы и придавал огромное значение силе денег, кот. дарит человеку власть и независимость.

Творчество Ч. Было направлено против эстетики классицизма. Он сознательно обращает литературу к реальной жизни, к низким картинам действительности. Герои Ч. Обычно простые люди, которые всего добиваются сами. Они стремятся достичь земного благополучия любыми средствами, и вопрос о недозволенности целей перед ними не встает. Ч. считал бесполезным бороться с существующей несправедливостью, каждый должен стараться получше устроить свою личную жизнь.

В Пересмешнике выведен большой круг действующих лиц – это представители дворян-помещиков, чиновничества, духовенства, купечества, - и все они наделены резко отрицательными чертами. Симпатии Ч. На стороне «маленьких людей» - бедной старухи крестьянки, наивной, суеверной, жестоко обманутой проходимцем-монахом, беззащитного бедняка крестьянина Сысоя Дурносопова.

«Горькая участь» (из сб. «Пересмешник или славенские сказки»(1766-1768)). - рассказ о бедственном положении крестьянина Сысоя Фофанова, в котором видит Ч. «главного отечества питателя во время мирное, а в военное крепкого защитника». Жизнь С. Ф., сына Дурносопова, тяжела с самого детства. Ч., рассказывая о крестьянской жизни, впервые в русской литературе подмечает классовое расслоение в среде крестьянства и всю остроту этого процесса. Деревенские кулаки отдают бедного С. В рекруты. Из 500 завербованных остается 50. С.оказался бравым солдатом и вернулся домой, но там обнаружил, что вся семья убита. Здесь автор переходит к описанию загадочной истории убийства и судебного разбирательства.

Журнал Новикова «Трутень».(1769) «Т.» внес дух боевой полемики в русскую ж-ку этой поры, его выступления были по-настоящему смелы и злободневны и приковывали к себе общественное внимание. На страницах этого издания перед читателем во всем значении возникла крестьянская тема. Н. открыто заявил, что он сочувствует крепостным, и осудил их бесчеловеческих господ. Трутни-помещики - тунеядцы, кот. грабят крестьян. Эпиграф «Они работают, а вы их труд ядите» (из «Жуки и пчелы» Сумарокова). И само название новиковского ж-ла было связано с этой основной его темой и полемически направлялось против ж-ла Екатерины.

«Елисей или раздраженный Вакх» (1771) – «правильная» ирои-комическая поэма, но отступления от правил в ней налицо: насыщенность фольклорными элементами, бытовые зарисовки, простонародная речь. В пределах одного жанра - столкновение высокого и низкого. Поэма в 5 песнях. Завязка поэмы - завышение цен на водку откупщиками. М. - противник системы откупов, которая обогащала отд. Лиц ценой народа. Бог вина Вакх разозлился на откупщиков, т.к. пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елисея, которого и выбирает орудием мести. Между тем Е. просит у чумака вина, а потом ударяет ему в лоб, за что его берут под караул. Вакх обращ. К Зевсу с просьбой освободить Е. На что тот отвечает, что люди слишком много пьют, из-за этого плохой урожай. В тюрьме Ермий (бож.сущ-во) Е. переодевает в жен.платье и переносит в Калинкинский дом, где сидят распутные женщины… Любовь начальницы этого дома с Е. Собрание богов на Олимпе. Про шапку-невидимку. Наскуча любовью хозяйки Е. уходит. Он пошел в город. По дороге уснул в лесу. Но проснулся от крика женщины, кот. хотели ограбить. Это его жена. Он ее отпускает в город. А сам остается в лесу. Тут к нему спускается Силен. Ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил, сколько хочет, а сам отходит на небо к В. Е., искав погреба, заходит в баню, где моются хозяева. Он их выгоняет. Парится. Потом идет к себе. Берет шапку-невидимку и прячется под кроватью откупщика. Лежал до тех пор, пока откупщик, встревоженный грозою, встал с постели, а он, Е., залез на кровать под бок к хозяйке. Муж думает, что его жену душит домовой. Решил пригласить ворожею. Ямщик (Е.) убоялся этого, и поэтому пошел в погреб пить вино. Елеся разоряет погреба откупщиков, бесчинствует до тех пор, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты.

В поэме люди действуют наравне с богами. В поэме много грубых слов, использован бытовой материал, много натуралистических деталей. Все это способствовало рушению классицистических традиций и развитию реалистических традиций.

Ипполит Федорович Богданович(1743-1803). Участник кружка Хераскова. На него оказало влияние творчество Майкова. Стихотворная повесть «Душенька» (1775, впервые опублик. в 1783) – сказка о приключениях греческой царевны, представляющую собою по сути дела великосветскую красавицу екатерининского времени.

Начинается со стихов на добродетель Хлои. «…Кто же хочет быть свидетель Покорения сердец, Хлоиных красот видец, Сам узнает, наконец, Сколь любезна Добродетель!»

В поэме звучит ирония по отношению к мифологич. героям и сюжетам, что знаменовало идейно-эстетич. кризис классиц. Любовная фабула романа заимств. из ант. мифа о любви Психеи и Амура. Но автор русифицировал чужеземн. сюжет. Ант. герои смеш. с перс. русских сказок. Душенька потеряла черты Психеи - олицетворенной души. Она - нормальная русская баба. В душеньке герои античности ведут себя как придворные светские люди. В «Д.» Б. намеренно отходит от социальной проблематики. По форме пр-е направлено против героического эпоса классиц. поэзии. Б пишет «вольным стихом», Д- «легкая поэзия». Б. был предшественником сентиментализма.







Сейчас читают про: