double arrow

Виды речевой деятельности. Этапы создания и восприятия текстов

Речевая деятельность реализуется в различных формах и видах. Обычно виды речевой деятельности вычленяются в за­висимости от характера психофизиологической деятельности человека, связанной с созданием и восприятием тестов (выска­зываний).

Продуктивные виды речевой деятельности — говорение и пись­мо — предполагают создание текстов (высказываний) в устной (говорение) и письменной (письмо) форме.

Рецептивные виды речевой деятельности связаны с воспри­ятием и осмыслением устных (слушание) и письменных (чте­ние) текстов.

При этом необходимо помнить, что и при создании, и при восприятии текстов главным является смысл высказывания, его передача в процессе создания текста или его познание в про­цессе восприятия (слушания, чтения) высказывания.

Как происходит процесс создания и восприятия текстов? Ответ на этот вопрос дать очень сложно, потому что процесс этот скрыт от нашего непосредственного наблюдения. Процесс приготовления борща, обработки детали описать гораздо про­ще, так как при этом мы опираемся на материальные, осязае­мые объекты, а способ воздействия на них тоже вполне реален: механизмы и способы действия становятся понятными в ходе повторения каких-либо реально осознаваемых операций, их воспроизведения, репродукции.

Механизмы речевой деятельности «работают» в коре голов­ного мозга, и о том, как это происходит, исследователи узнают по косвенным признакам. Тем не менее, на современном этапе развития теории речевой деятельности и таких областей зна­ния, как психолингвистика, психология речи и др., получены данные о том, как — в самом общем виде — происходит про­цесс создания и восприятия текстов (высказываний).

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществ­ляется поэтапно.

I. Побудительно-мотивационный этап предполагает возник­новение мотива речевой деятельности, что связано с характе­ром общения, с особенностями речевой и коммуникативной ситуации, в которой оказался человек.

В процессе деятельности возникает ситуация, которая по­буждает человека высказать свою точку зрения, возразить по по­воду сказанного и т. п. В ряде случаев эта ситуация неизбежно влечет к речевой деятельности: иду на урок, следовательно, буду говорить; завтра экзамен, следовательно буду читать и т. п.

В других ситуациях мотив, побуждение к деятельности мо­гут быть не реализованы: высказать свою точку зрения можно, но в данном случае лучше воздержаться.

Таким образом, на этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил включиться в нее, формиру­ется коммуникативное намерение участника общения, кото­рое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и цели (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?) речевого действия.

II. Ориентировочный этап является, пожалуй, одним из важ­нейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания.

На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор класса (характера) речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания. Другими словами, человек выбирает способ решения сформу­лированной на предыдущем этапе коммуникативной задачи, способ реализации коммуникативного намерения: попро­сить? — потребовать? — убедить в необходимости чего-либо? -выклянчить?; прочитать — прочитать все внимательно — про­читать бегло — прочитать и найти ответ на определенный воп­рос — прочитать, чтобы найти ошибку у ученика — прочитать, чтобы понять, где ты ошибся, когда объяснял что-либо учени­ку и т. п.

В связи с этим возникает общий замысел будущего выска­зывания. Сначала это происходит во внутренней речи, за «ра­боту» которой отвечает правое полушарие головного мозга. Общий замысел высказывания формируется на эмоционально -чувственном уровне, что предполагает действие центростреми­тельных процессов речемыслительной деятельности, направ­ленных на удержание цельного представления о характере замысла.

Вербальная обработка высказывания носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.

Только после этого проявляется рациональный характер об­работки материала, накопленного во внутренней речи, начина­ют активно работать средства внешней речи (за эти процессы отвечает левое полушарие головного мозга). Происходит струк­турирование информации, представление целого в виде его час­тей, начинают действовать центробежные процессы, связанные с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных и уместных средств языка и т. д.

При восприятии текста ориентировочный этап также име­ет большое значение. Именно на этом этапе начинаются ак­тивные поиски общей мысли высказывания, суть которой во многих случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, только потом общий смысл по необходимости вербализируется в виде суждений, умозаключений, выводов и т. п.

Это происходит в процессе выделения и осознания значи­мых элементов речевого высказывания, соотнесения этих зна­чений с реальной ситуацией общения, с определенным объек­том действительности.

На этой основе происходит свертывание речевого произве­дения, в результате чего выявляется сначала «смысловой сгус­ток текстового фрагмента» (Н. И. Жинкин), а затем — замысел произведения в целом.

III. Исполнительский этап речевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный процесс создания или воспри­ятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками — говорение — или
кодирование письменными знаками — письмо. Другими сло­вами, мы произносим или записываем обдуманное высказыва­ние.

При восприятии текста (слушание, чтение) происходит его декодирование (дешифровка), что проявляется в умении чита­ющего или слушающего перевести воспринятый текст «на свои слова» (Н. И. Жинкин) и соотнести его смысл с реальной ситу­ацией, с действительностью. Именно понимание действитель­ности, отраженной в тексте, является основной целью смыс­ловой обработки текста, ибо «понимаем мы не речь (не текст), а действительность» (Н. И. Жинкин).

IV. На этапе контроля необходимо ответить на вопрос: «До­стигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности?» Если хотел рассмешить, то рассмеялись ли со­беседники? Если хотел объяснить, то понято ли твое объясне­ние? Если хотел понять суть какого-либо явления, описанного в учебнике, то понял ли?

В данном случае важно проанализировать как коммуника­тивные удачи (что удалось и почему), так и коммуникативные неудачи (помехи), которые привели к неадекватности пони­мания слушателями или читателями созданного автором выс­казывания или к непониманию читающего или слушающего чьего-либо сообщения.

Таким образом, речевая деятельность реализуется посред­ством сложных умственных действий, суть которых заключа­ется в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия рече­вых высказываний.

Учитель, безусловно, должен знать (пусть в самом общем виде) специфику речевой деятельности, так как это поможет ему, во-первых, правильно, эффективно общаться со школьни­ками в различных учебно-речевых ситуациях, а, во-вторых, на­учить их создавать и воспринимать тексты, значимые для учеб­ной деятельности в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: