Речевая деятельность — это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения

Речь при этом становится средством формирования и форму­лирования мысли, что определяет творческий интеллектуаль­ный характер речевой деятельности.

Формулируя мысль, человек создает (порождает) высказы­вание, осмысливает его, т. е. снова формулирует мысль на основе осознания содержательных компонентов текста, соот­несения их значения с определенным объектом действитель­ности, с той оценкой автором фактов, явлений и событий, о которых говорится в тексте.

В процессе восприятия текста (высказывания) человек со­здает, условно говоря, новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное со­общение. Это может быть, в частности, и новое высказывание в виде ответа, возражения, согласия, развития темы исходного текста. Это может быть деятельностная реакция на сообщение (закрыть окно, передать соль, дать посмотреть книгу и т. п.). Это может быть отсроченная реакция в виде создания нового текста (письмо, заметка в газету, отзыв, рецензия и т. п.)

Другими словами, речевая деятельность — это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации. При этом важно учитывать, что текст является продуктом социального взаимодействия, что его создание и восприятие обусловлено целями, задачами и характером коммуникативно-познавательной деятельности человека, в основе которой лежит усвоение «такой информации, которая обеспечивает по­нимание действительности и ее перестройку соответственно потребностям человека» (Н. И. Жинкин). Представляется, что эта мысль Н. И. Жинкина имеет особое значение для осозна­ния специфики речевой деятельности учителя, который, ко­нечно, должен учитывать также и другие особенности этой де­ятельности.

Любая деятельность связана с познанием (воспроизведени­ем) действительности и ее творческим преобразованием. Рече­вая деятельность учителя направлена на преобразование не столько внешнего, материального мира ученика, сколько на преобразование его внутреннего, духовного мира. Исходя из этого, нужно учитывать следующее:

- полноценная (результативная, эффективная) речевая де­ятельность основана на субъект-субъектных отношениях меж­ду коммуникантами, когда учитель и ученик становятся равно­правными субъектами учебно-познавательного процесса;

— эффективная, результативная речевая деятельность реа­лизуется прежде всего в диалоге (в широком смысле), в диало­говой форме общения, которая создает базу для совместных размышлений в поисках истины, знания, идеи, преобразую­щей представление о действительности;

- таким образом, преобразование материального мира школьников происходит в процессе преобразования его духов­ного мира, чему способствует правильно организованная рече­вая деятельность учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: