Речевые жанры

В теории речевой деятельности учение о речевых жанрах развивается и становится все более значимым. Суть этого учения состоит в том, что процесс создания высказывания пред­ставлял собой выбор не только форм языка, но и обязательной для него формы построения, соответствующей целям и зада­чам общения, характеру адресанта и адресата, специфики сфе­ры и ситуации общения. Как утверждает М. М. Бахтин, «гово­рящему даны не только... формы общенародного языка... но и обязательные для него формы высказывания, то есть речевые жанры», которые организуют нашу речь почти также, как ее организуют грамматические формы...», «формы языка и типи­ческие формы высказывания, т. е. речевые жанры, приходят в наш опыт и наше сознание вместе и в тесной связи друг с дру­гом», что неизбежно приводит к тому, что в процессе создания высказывания «мы отливаем нашу речь по определенным жан­ровым формам». Определяя специфику речевого жанра, М. М. Бахтин подчеркивает и другие его характеристики: ре­чевые жанры — это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний». «Стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания» и неразрывно, органически связан с тематическим и компози­ционным единством текста.

Представление о речевом жанре, знание его законов и при­емов создания присутствует в сознании говорящего и пишуще­го в виде определенной модели, по которой он и строит свою речь. «В момент формирования целостного речевого произве­дения... мы уже на первичных стадиях внутренней речи настра­иваем себя на ту или иную ситуацию общения, на конкретный речевой жанр» (И. Н. Горелов, К. Ф. Седов).

Если же у говорящего и пишущего нет представления о том или ином речевом жанре, то создание высказывания осложня­ется, так как незнание законов построения типитизированного высказывания в той или иной сфере общения может привес­ти к тому, что коммуникативная цель не будет достигнута.

Знание об отнесенности речевого произведения к опреде­ленному жанру, знание законов этого жанра оказывает суще­ственное влияние и на восприятие высказывания, осознание его замысла, на его понимание в целом. «Жанроустановление» при восприятии звучащего или письменного текста, знание специфики того, что воспринимается в данный момент, позво­ляет слушателю или читателю создать оптимальную програм­му своих дальнейших действий, связанных с восприятием и смысловой обработкой текста. Другими словами, жанровые особенности речевого произведения регулируют деятельность читателя или слушателя в процессе восприятия речевого про­изведения.

Таким образом, жанры отражают в соответствующей рече­вой форме разнообразные (и многообразные) виды социаль­ного взаимодействия людей, так как их возникновение обус­ловлено наличием, существованием в реальной практике общения людей, соответствующих характеру деятельности ти­пических ситуаций.

Сфера общения и характер деятельности определяют репер­туар речевых жанров, «обслуживающий» их потребности, по­зволяющих реализовать прагматические цели и задачи с уче­том специфики этой деятельности. Другими словами, в каждой сфере человеческой деятельности существуют «жанровые сти­ли», «бытуют и применяются свои жанры»; «определенная фун­кция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бы­товая)... порождает определенные жанры» (М. М. Бахтин).

Если каждая речевая среда вырабатывает собственный ре­пертуар речевых жанров, то можно говорить и о наличии ре­пертуара педагогических жанров.

Учитель в своей профессиональной деятельности решает раз­ные коммуникативные задачи. Он объясняет, информирует, до­казывает, комментирует, спрашивает, обобщает, побуждает, ин­структирует. Все эти и другие намерения реализуются в определенных учебно-речевых ситуациях урока с помощью со­ответствующих жанров педагогического общения. Назовем не­которые из них: объяснительный монолог; учебно-педагогичес­кий диалог (и его разновидности); оценочные высказывания; обобщение на этапе подведения итогов урока; знакомство; при­ветствие; инструктаж; комментарий и др.

Знание законов того или иного жанра поможет учителю овладеть профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения учебно-методических и воспитательных задач, что обеспечит результативность и эффективность его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: