double arrow

Большие группы

Все «большие» в количественном от­ношении образования людей разделяются на два вида:

1. Стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория.

2. В точном значении слова большие социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании (социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы мо­гут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

1. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах — это нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой свя­зана данная группа. Эти регуляторы поведения, рассмотренные в единстве со специфическими позициями группы, дают такую характеристику как образ жизни группы. В рамках определенного образа жизни особое значение приобретают интересы, ценности и потребности группы.

2. He последнюю роль в психологической характеристи­ке названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумею­щаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессио­нальным группам, или такой возрастной группе, как молодежь.

Кратко охарактеризуем основные виды больших социальных групп.

1. особый интерес представляют социальные классы.

- Одним из самых значимых элементов в данном случае являют­ся классовые потребности, поскольку классовое положение опре­деляет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и опре­деленную структуру потребностей, относительное психологичес­кое значение и удельный вес каждой из них.

- Важным элементом эмоциональной сферы классовой психо­логии являются интересы. Конкретное содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Психологически важно выяснить, как клас­совый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это определяет поведе­ние и деятельность каждого отдельного индивида.

- Кроме того, к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные ха­рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

- Когда речь заходит о фиксации в классовой психологии ее наиболее устойчивых компонентов, то важнейшим из таких компонентов является «психический склад». «Психический склад» классов обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере. Кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Все эти образования играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни.

2. Другим примером больших социальных групп, являются различные этнические группы. В отличие от психологии клас­сов психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего, наций исследованы значительно лучше. Национальная (этническая) принадлежность индивида являет­ся чрезвычайно значимым для психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той мик­росреды, в условиях которой формируется личность.

В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства.

Основной сферой проявления национального характера явля­ется разного рода деятельность, поэтому исследование националь­ного характера возможно при помощи изучения продуктов дея­тельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осу­ществляется в процессе социализации прежде всего при посредст­ве языка.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляю­щимся при восприятии представителей другой этнической груп­пы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Он не обязательно под­разумевает формирование враждебного отношения к другим груп­пам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных об­стоятельствах.

Перейдем к характеристике стихийных больших групп. Прежде чем перейти к характеристике различных типов сти­хийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления раз­личных больших организованных групп существуют не изолиро­ванно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возни­кает по поводу отдельных событий, явлений общественной жиз­ни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоя­тельств. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок, непосредственная форма его выражения могут послужить стимулом для создания стихийной группы и её массовых действий. С другой сто­роны, в подобных группах популярен такой источник информа­ции — различного рода слухи и сплетни. Образовавшийся таким образом сплав суж­дений и утверждений начинает функционировать в массе или тол­пе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, проис­ходит групповое стимулирование действий.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных собы­тий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонару­шителя, недовольства действиями представителя власти или про­сто проходящего человека. Длительность ее существования опре­деляется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (отка­зались принимать или выдавать деньги в сберкассе) толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, напри­мер к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоцио­нальный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы органи­зации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: тол­па легко может и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к агрессивным формам.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обя­зательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она мо­жет оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные, слои населения достаточно сознательно соби­раются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обыч­но выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, предста­вители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы, поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика представляет собой еще одну форму стихийной груп­пы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, напри­мер, в толпе. Публика — это тоже кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообще­ния. В более замкнутых помещениях, например, в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собираетсяради обшей и определенной цели, поэтому она более управляе­ма, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается мас­совым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Доста­точно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуп­равляемой.

Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактив­ного процесса в этих группах.

1. Заражение с давних пор исследовалось как особый способ воз­действия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д. Феномен зараже­ния был известен, по-видимому, на самых ранних этапах челове­ческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как бессознатель­ную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознан­ное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». Особой ситуацией, где усиливается воздействие через зараже­ние, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следст­вием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальней­шем паника наращивает силу, когда включается в действие механизм взаимного многократного отражения. Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно на­блюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во - вторых, потому, что в ситуации паники весь­ма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.

2. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а имен­но целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии.

3. Подражание также относится к механизмам, способам воздей­ствия людей друг на друга, в том числе в условиях массового пове­дения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осу­ществляется не простое принятие внешних черт поведения друго­го человека или массовых психических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальные движения — особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характерис­тики больших социальных групп и массового стихийного поведе­ния. Социальное движение представляет собой достаточно орга­низованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социаль­ной действительности. Социальные движения бывают различ­ного уровня: 1) широкие движения с глобальными целями, 2) локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной соци­альной группой и 3) движения с сугубо прагматическими целями в очень огра­ниченном регионе. Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно де­монстрирует несколько общих черт.

1. социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

2. всякое социальное движение имеет в качестве цели измене­ние ситуации в зависимости от его уровня: в обществе ли в целом, или в регионе, или в какой-либо группе.

3. в ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости.

4. движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допусти­мо ли насилие как одно из средств.

5. всякое со­циальное движение реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: