double arrow

Лекция № 7. Социальные группы (1 час)

Цель – определение и типология социальных групп в различных социологических учениях.

Основные понятия по теме: социальная группа, толпа, классификация социальных групп, социальная динамика, социальная интеракция, стигматизация, идентификация, хабитуализация, первичная и вторичная социальная группа, формальная и неформальная социальная группа, референтная группа, объективные и субъективные группы.

Люди постоянно соединены в общности, являются членами групп – больших и малых, профессиональных и любительских, возрастных и половых, формальных и неформальных. Любое социальное действие индивида ориентировано на группу, на достижение целей, которые могут совпадать или не совпадать с групповыми целями. Мы причастны ко многим социальным группам, равно и как они – к каждому из нас.

Социальные группы рассматривались социологами как микромодели общества и притягивали их интерес. В этом заключался переход от макросоцилогической к микросоциологической парадигме.

В конце 19 века Г. Лебон изучал «толпу» как социальную группу, которая рассматривалась как разновидность большой и неустойчивой группы.

Ч. Кули впервые поставил вопрос об участии человека в нескольких социальных группах и классифицировал их «первичные» и «вторичные».

Л. Гумплович, характеризуя социологию как науку об изучении социальных групп, обращал внимание на их противоборство как естественное состояние общества.

В 1920-1930-х годах социальные группы рассматривались социологией и социальной психологией. Социологический подход к социальной группе заключался в выявлении объективных критериев для анализа многообразных социальных групп. Социальную психологию интересовало выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы.

Исследования 1930-1940-х годов имели прикладной характер. Э. Мэйо разработал понятие «производственного коллектива» как разновидности основной социальной группы на производстве. В социальной психологии появилось направление социометрии. Э. Богардус и Дж. Морено ввели понятия «социального расстояния» и «социальной дистанции», определяющие психологические отношения внутри группы и между группами.

К. Левин разработал теорию групповой динамики, объясняющей функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структуры, взаимоотношения групп с другими группами и социальными институтами. Два основных принципа теории групповой динамики заключались с том, что малые группы могут рассматриваться как целостное образование, а законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться на общество в целом.

С. Стауффер проводил социологические исследования в армии США, и в 1949 году издал двухтомник «Американский солдат», в котором было дано определение «референтным группам», т.е. реальным или воображаемым группам, выступающим для индивида в качестве социального эталона, с которым он сравнивает себя, свое положение и поведение.

В 1950-1980-х годах в социологии внимание уделялось механизмам, связывающим социальную группу с социальной организацией (добровольным ассоциациям, харизматическим группам, бюрократии и др.). Изучение социальных групп перестает быть отдельным предметом изучения, а переплетается с изучением социальной организации.

Г.С. Антипина в книге «Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп» (1982) дает определение социальной группе как совокупности людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

С.С. Фролов в книге «Социология» (1996) рассматривал социальную группу как совокупности индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

М.С. Комаров в книге «Введение в социологию» (1994) пишет, что социальная группа – это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности группе «мы» - «группа».

Г.Е. Зборовский в книге «Общая социология» (2004) выделяет три основных признака социальной группы:

1. Совокупность индивидов, имеющих общие интересы, групповые установки и ориентации.

2. Нормативная регламентация деятельности группы.

3. Совместная деятельность членов группы в рамках собственного пространственно-временного континуума.

Энтон Гидденс в книге «Социология» (1999) определяет социальную группу как некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Эта регулярность приводит к появлению дружеского отношения, солидарности и общих привычек. Агрегат (социальная совокупность) - это набор людей (например, очередь на автобус), не имеющих общего чувства единства. Социальная категория - это статистическая группировка, когда в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных общих для них характеристик.

Таким образом, социальная группа – это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы являются наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; и интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

• социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

• стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;

• идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе», а также через механизм социального контроля;

• хабитуализация - то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества, возрастные группы и другие. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов, как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы.

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

• по принципу формальности: формальные и неформальные;

• по размеру: диада, триада, малая группа, большая группа;

• по длительности существования: временные и постоянные;

• по регулярности и частоте взаимодействия: первичные и вторичные;

• по степени сплоченности: группа и команда;

• по ведущей деятельности: учебные, спортивные, семейные, управленческие, производственные и другие;

• по факту существования: номинальные и реальные.

Большая группа отличается от малой наличием, как минимум, трех признаков: наличие большого количества членов, отсутствие обязательных личных контактов между членами группы, меньшая степень сплоченности и организованности внутри группы. Примеры больших групп – класс, нация, телевизионная, театральная аудитория и пр.

Большие группы имеют случайное и закономерное происхождение. Случайные группы – толпа, телевизионная и театральная аудитория. Закономерно появившиеся группы – социальный класс, национально-этническая группа, профессиональные, половозрастные группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Типичные малые группы – семья, школьный класс, студенческая группа и пр.

Ч. Кули ввел понятия «первичной» и «вторичной» группы. Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются первичными из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Первичная группа формирует моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь, и выступает средством поддержки людей. Примеры первичной группы – семья, друзья, соседская общность и др.

Вторичная группа – это разновидность больших и формальных групп. В них чаще всего отсутствуют непосредственное взаимодействие членов группы. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета – вторичной группой. Главное отличие вторичной группы от первичной в том, что для вторичная группа ориентирована на достижение цели, а первичная группа – на установление взаимосвязи между ее членами.

Э.Мэйо ввел понятие «формальной» и «неформальной» группы. Формальным группам присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционированные обществом. Примеры формальных групп – социальные организации (школьный учительский коллектив). Главной функцией формальной группы является обеспечение высокой упорядоченности и управляемости действий при достижении ставящейся цели. В формальной группе благодаря принятым нормам четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.

Неформальная группа не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен – от кружка друзей, любителей искусства до нации или иной этнической общности.

Г. Хейман ввел понятие о референтной группе, в основу которого были положены типы связей индивидов с группой. В его понимании, референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. В случае, если референтная группа является воображаемой, она относится к номинальной социальной группе (это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и пр.).

Группы могут быть объективными и субъективными. Объективные группы характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (примеры, социальный класс). Субъективные группы возникают и существуют из-за того, что формируются сознательными действиями людей (примеры – политическая партия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: