Психологические механизмы восприятия в межгрупповом общении

Стадии общения

Три стороны общения

Общение как перцептивный процесс

Межличностное восприятие

Психологическая структура процесса

Речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова:

· ориентировка

· планирование

· исполнение

· контроль

Невербальные средства общения:

1. Мимика,

2. Выражение глаз,

3. Пантомимика (поза, жесты, движения, походка),

4. Манера держаться,

5. Дистанция между общающимися.

Особенно выразительна человеческая мимика.

ПРИМЕР: в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности

Восприятие и понимание человека человеком – это результат комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик человека, поведение, внешность.

В качестве субъектов общения, могут выступать и индивидуум, и группа.

Цель общения может заключаться:

· вне взаимодействия субъектов;

· в самом взаимодействии;

· приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

· приобщении инициатора общения к ценностям общения.

Мы будем рассматривать общение в единстве трех сторон:

1. Общение как восприятие (перцептивная сторона),

2. Общение как коммуникация (коммуникативная составляющая),

3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона).

Общение проходит три последовательные стадии:

1.Контактную (вчувствование, настройка),

2.Ориентировочную (сбор информации),

3.Фазу активного взаимодействия.

1. Физиогномическая редукция – это общепринятый способ понять и оценить другого человека. Его оценивают по облику. При этом берутся во внимание черты лица, телосложение, манера поведения, походка, одежда партнера по общению. Признанный специалист в этой области – Шерлок Холмс.

2. Социальная категоризацияклассификация людей и событий окружающего мира.

А) Грубая – деление на мужчин и женщин, военных и гражданских, белых и черных.

Б) Тонкаяклассификация более сложна и требует интеллекта и опыта, например деление на интеллигентных и неинтеллигентных, представителей гуманитарных и точных наук, сангвиников, флегматиков и др.

3. Групповая идентификацияотнесение самого себя к одной из групп. Непросто решить, волевой вы человек или безвольный, интересный или неинтересный, культурный или нет. А это бывает необходимо, ведь каждая из этих категорий предусматривает определенное поведение, права и обязанности.

4. При социальном сравнении сопоставляются не отдельные личности, а целые группы людей. Появляется возможность изменить свою самооценку, став членом соответствующей группы (с её социальным статусом, особенностями поведения).

5. Межгрупповая дискриминацияискаженное восприятие, связанное с переоценкой своей и недооценкой любой другой группы. Если же принадлежность к группе не дает ощущения превосходства над другими, личность может поменять группу. А не добившись успеха и здесь, снижает самооценку, переживает стрессовые потрясения, отклонения в функционировании психики.

6. Атрибуцияприписывание другому человеку мотивов поведения, личностных характеристик. Не зная причин поведения другого человека или зная их недостаточно, личность приписывает ему мотивы поведения либо на основе своего жизненного опыта, либо на основе сходства поведения представителя данной группы людей с поведением аналогичных групп, о которых оценивающий знает по собственному опыту.

7. Децентрация – способность встать на точку зрения другого человека, посмотреть на окружающее его глазами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: