ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОАНАЛЕТИЧЕСКИЙ ПСИХОТЕРАПИИ
исторические корни
Фрейд,Флис,Блэир,Езов.1895 год
Карл Густов Юнг,Вильгейм Штекель,Альфрейд Адлер-ученики Фрейда.
Метод свободных ассоциаций (Брентанно)
Русский психоанализ:
1901 год появления психоанализа в России.Создатель Ермаков.
1920-1924 год секретарь "Русского психоаналитического общества" Лурия
После 1924 Вера Шмит.
1930 год закрытие рпо.психоанализ запрещен и называется латентный анализ психоанализа.
1991 профессор Белкин возраждает "русская психоаналитическая ассоциация"
2005 г. Возрождение РПО
ОСНОВНЫЕ НАПРВАЛЕНИЯ ПСИХОАНАЛИТЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
I по объектам работы
*Индивидуальный психоанализ(акцент/фокус индивид бессозн,перенос,сопретевление)
*Групп анализ(фокус-групповая динамика,активное обсуждение,участие в грпупповых процессах,для достижение инсайта и приспособления)
Приспособление (Ханс Хантер)
Инсайт-сиуминутное возникновение причинно-следсвенных связей проблемы.
*Семейный психоанализ(фокус на закономерностях,феноменах,а так же взаимодействие в родитеской и актуальной супружеской семье)
супруги Тайсоны "психоанлит теории развития"
Влияние последственности рождения ребенка:взаимодействие в диаде,мама с каждым последующим ребенком выбирает разную манеру поведения.
Хилман:"из той жизни,которую мы прожили,мы помним лишь сознательную часть"
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОАНАЛИЗА
1)психоанализ Фрейда
2)теория объектных отношений Н.Кляин,Д.Винникот,Фейнбнйрн.
При работе с парами.
интервью М.Балинт О.Кернберг
3)семейная психоаналитич психотерапия Н.Аккерман(рассматривает индентичность пары),Г.Лидз,Бошормени-Надь.
4)эго психология А.Фрейд,Э.Эриксон,Х.Хантар
Индентичнсть своего Я
5)теория самости и нарцистизма Ханс Кохут
У каждого человека есть ядро линости,которое меняется от случаю к случаю
6)детский психоанализ Мэлони Кляин,Анна Фрейд
7)теория гуманестического и интерперсонального психоанализа К.Хорни(на людей,от людей,против людей),Гари Саливен "интерперсиональный подход",Э.Фромм.
Фокус-внутриличностые конфликты,учитовается социкультурный фактор
ТЕМА#2:
1)основные теоритечиские подходы теории объектных отношений
2)особенности психотерапии в теории объектных отношений
Теория о.о. препологает что в жизни человека сущесутвует эмоционально значимые отношения,в которые он может быть включен с момента рождения. На основе механизма интроэкции (механизм, засчет которого мы познаём внутр мир) определенные отношения с внеш объектами входят в внутр пространство личности и создают интроэкты(т.е части личности), которые взаимодействуют между собой,как с внешними объектами.
*Основа теории-реальные отношения,те люди которые у нас были в детстве (интороэкты) и в дальнейшим на новых знакомых у нас проэкция.
*Понятие о.о. используются при исследование мотивации взаимоотношений,насколько один партнер заинтересован в другом.
*При исследование развития отношения от детского до взрослого возроста
*При исследование структурных аспектов и петтерных отношений с другими людьми(оцениваются типы отношений)
ТРИ ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Мэлони Кляйн
Дональд Винникотт
Рональд Фейрнбейр - (Британская группа)
Основные положения теории
М.Кляйн
1при развитие ребенка его внешним отношения интернолизируются во внутр воображение и внутр объекты
2в практической работе с клиентами они достаточно часто проицируют на терапевта не реальные,а более раним отношения со значимыми объектами.
Терменалогия:
^Внутреннии объекты-интерпсифические репрезентации аспектов взаимоотношения с другими с людьми.как зафиксированы отношения в внутри личности,в детстве.
Ученики М.Кляин утверждали,что в качестве репрезентации могут быть и отдельные части реальные части отдельных объектов так же окрашенные эмоциональны
^Зависть-одна из наиблее примитивных и фундаментальных эмоций, которая может проявляться у ребенка с первых дней.
^Индентификация-психич процесс упадобления себя себе или другим людям по одному или нескольким качествам.
^Фаза развития- предпологается две фазы развития
1параноедна шизоидная первая фаза,распределяет эмоции ребенка в отношении внеш.
и внутренних объектов
2расщепление предпологает диференсацию эмоциональной окраски по объектам
Основные положения теории
Дональд Винникотт
1основу развитию ребенка состовляат игра,так как в ней он может проиграть будущее
объектные отношения
2родители выступают базовыми фигурами,которые учавсвуют в формировании
объектных отношений
Основные положения
Рональд Фейрнбейр
1 клиническии наблюдения показали что структура личности может быть воспринята
отлична от Фрейда:
*Эго пациента представляет структуру которая есть самого рождения,а не с Ид
2 считает что психическая энергия может распазноваться как либидо,а не как
танатес(агресия),т е отсутсвовать агресивный компонент.
Структура эго по Фейрнбейру состоит из трех составных частей:
I центральное Эго(выполняет функцию вытеснения)срсредоточены чсе бессознат
элементы
II лебидонозное Эго(это часть вступает первая в отношения с объектом и реализует
функции Оно)
III антилибидозное Эго(эта часть вступает в либидизное отношения с отвергаемым
объектом и как правило выполняет функции супер Эго)
3 фазы развития либидо
Первая фаза: инфантильная зависимость(неизбежная зависимость от матери)2-2.5 года
Второя фаза: стадия псевдо независимости(переходная фаза,которая препологает что у ребенка наблюдается проявление дифференсации определенных объектов пока достаточно грубая на +и-)5-6 лет
Третья фаза: фаза тонкой дифференсации,которая предпологает формирование защитных механизмов
Защитные механизмы: патерн поведения,стереотипов позволяющий снизить уровень напрежения
Функции:защиты и сохранения.
Механизмы в отечественной ПСИ:компенсации,совладания,коппинг стротегии/адаптационные механизмы
Чем больше защитных механизмов тем более адаптивней человек
особенности психотерапии в теории объектных отношений
М.Балинт
Большое внимание уделял выстраиванию отношений между аналитиком и пациент.он препологал что аналитик должен постояного находится в состоянии способном понять клиента.это препологает работать в гармонии с ним и быть направлении на него.
Большенство клиентов черезвучайно чувствительны к настроению аналитика поэтому любые высказывания и действия должны быть направлены на решение проблемы а не нссобственное понимание этой проблемы.
В отношениях с пациентом необходимо настроеность аналитика на всю его жизнь,а не только на его отношение к психотерапии.
Первичное интервью Михаила Балинта
1блок: демографический
Собираем возраст, пол, национальность, релегиозная арринтация, семейное положение, полетическая положение, оценка физического соц материального и духовного благополучия, ассациотивный или метафорический образ
2блок:родители,сиблинги и другии значемые фигуры, их возраст, этническая принадлежность......
пять прилагательных отпадающих отношения пациента с ними
3блок: блок личной истории.
I младенчиство и детство(хотели ли родители рождения ребенка,самые рании воспоминания,семейные истории о детстве,проблемы сензитивных переидов развития, любимые сказки и сказочные персонажи.
II Латентый период с 7-12лет: проблемы с здоровьем, проблемы в учбе и в поведении, семейные стрессы этого периода, любимые худ произведения и персонажи
III период полового созревания: физическии соц псих проблемы связанные с созреванием.самодеструктивные патерны.семейные стрессы этого периода. Любимые художественые произведения.
IV взрослая жизнь: с чем был связан выбор работы, как складовались или как складываются отношения.сексуальные отношения.
Отношения с родителями,братьями,сестрами и детьми.текущии проблемы.любимые худ произведения и персонажи
4блок: оценочный блок
Как взаимоотношения с родителями повлияли на становленние личности пациента. Тормазилось ли развитие пациинта какими-либо аспектами раннего опота. Что пациент в первую очередь желает своим детям в из дальнейшей жизни.
5блок: клиент-аналитик
Как взаимоотношения именчлись по ходу интервью или от сессии к сессии (опаздаия,перерывы,просьба пепейти на ты,просьба увиличить количество сеансов). Какой важный впрос по мнению пацеанта вопрос Вы ему не задали. Было ли ему комфортно и не хочет ли он чего либо сказать по поводу интервью
6блок: оценка статуса пациента
Это то что сам психотерапевтв заполняет самостоятельно.*первое впечетление(какие ассоциации,какие мысли возникли);*изменения впечатления в процессе работе;*общее впечетление;*оценка открытости;*
7блок: выводы
Главные текущим темы. *Область фиксаций и конфликтов(инф о тех событиях с которыми клиент наиболее часто возвращается или фигура,событие которое чаще всего связана с конфликтом);*основные защиты;*бессознательные фантазии,желания и страхи *центральные индетефикации;*контринднткнфикации;*неоплаканеые потери;*связанность собственного я и самооценки.
ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ:
1вариант:интервью задается в том порядке в котором представлены(2-5сессий)
2вариает:данные собираются в порядке их поступления от клиента(кенбергер,Кохут)
3вариант:основные вопросы задаются пациенту по блочно(это и используется во время кртокосрочной сессий)
СТРУКТУРЫЙ ПОДХОД ОТТО КЕНБЕРГЕРА
Психотерапквтический подход О.Кенбергера направлен на пограничных пациентов,нарушения которых входят в пределы нарцестического невроза.
Основные подходы
подхода О.Кенбергера
1 нарцистизм препологает две гр:нормальный и патологический нарцистизм
Нормальный нарцистизма-проявлеятся в напрвление положительной энергии (либидо) на собственное Я,при этом в личность человека интегрируемая и положительные и отрицательеые стороны личности
2 именно понимание нормального нарцистизма позволяет человека любить себя по настоящему и затем представлять эту любовь в отношениях.
Патологический нарцистизма отличается от взрослого и детского нарцистизма тем,когда либидо направлено на не нормлаьную интегрированную,а на патологическую
патологическая структура включает в себя три компонента:a)реальное Я; b)2 идеальное Я; d)объект отношений
3 нормальный нарцистизм характерезуется: высоким чувством самоуважением к себе,которое регулируется собственным Я человеком и это регуляции целенарравлена.
патологический нарцистизм: недостаточно контроля над собственными реакциями, плохая переносимость тревоги, серьезное нарушение способностей ссублимировал, склонность к вспышкам гнева и хроническая злость,тяжелое параноедное искажение.
По О.Кенбергера в психотерапии выделил несколько прогностических показателей, влияющих на оказание помощи:
1)пациент отчасти сохраняет способность к дипрессии и грусти
2)достаточно креативен и обладает истенный патенциал к изменению
3)пациент честно сдерживает обещания, испытывает чувство вины, стыда за определеные за нарушения.
4)пациент находится в таких жизненых ситуациях,которые припятствуют ореин иноверие во вне (потребность во власть,соц.поддержки и восхищения)
5)пациент не является открыто ограниченным (есть и фантазии и контроль над ними)
6)обладают выращенная мотивация справится с решением проблемы, а не мотивация самосовершенствования.
Симптомы нарцистизма: ставится в том случаи,если наблюдается 5 из 9 симптомов
1 грандиозное чувство собственной значимости(ожилания,похвалы,поддержки)
2 поглащенночть фантазиями о небывалом успехе,неограниченной власти,блеске,красоте,любви(человек живет в мире иллюзий)
3 убежденность пациента в собственной уникальности и способности общаться или быть связанным с др особенностями.
4 потребность в чрезмерном восхищении со стороны окружение
5 чувство своей избранности, т е беспречинные ожидания очень хорошего отношения или безпрекословного подчинения
6 в личностных отношениях наблюдается тенденция эксплуатировать окружающих
7 не возможность проявить сочувствие не желания понимать чувства и потребности окружающих или ставить себя на их место(эмпатия)
8 чувство завести к окружающим или убежденность в том,что другии люди ему завидуют
9 поведение или взгляды отличающих высокомерием,самолюбием и надменностью.
Основные признаками являются 1 и 5. В процессе терапии наиболее динамика:2,3,5,6,7,9.
При работе с нарциссами по Кенбергеру существуют значимые жизненые события, которые так же положительно влияют на лечение:собственные достижения в проф и личн сферы;новые прочные отношения,выдерживает человека в разных системах,с любого его поведения-стабильность отношения;среднего уровня разочарования(человек может с этим справится,если...)