Воспитания и спорта 4 страница

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в вводной части урока). Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

· учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

· задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

· учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

· учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

· учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:

1.устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

2. осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3. включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие особенности произвольного внимания следует использовать учителю физической культуры в работе с младшими школьниками?

2. Какие способы поддержания устойчивого внимания у школьников на уроках физической культуры вы можете назвать?

3. Что характерно для восприятия удаленности и глубины объектов и восприятия движения?

4. В чем состоит особенность восприятия темпа и ритма?

5. Как развивать у школьников творческое мышление на уроках физической культуры?

6. Какие факторы определяют активность школьников на уроках физической культуры?

7. Назовите основные факторы, способствующие повышению эмоциональности на уроке?

Тема 5 Психологические основы воспитания

в учебно-тренировочном процессе

План:

1.Характеристика общения в спорте

· виды общения

· функции общения

· средства общения

· профили общения

2.Особенности общения до и во время соревнований

3.Факторы, обусловливающие эффективность общения тренера со спортсменами

4.Психологический такт и культура речи тренера

5.Стили общения тренера

Литература:

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

2. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

3. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А. В. Родионов. – М.,: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.

1 Вопрос.

Общение в спортивной деятельности – это связь спортсменов между собой и тренером с целью взаимного обмена информацией и эмоциями, Спецификой общения в отличие от других видов коммуникации (радио, телевидение) является возникновение психического контакта межей/ общающимися.

Виды общения. Общение может быль непосредственным (например, при беседе тренера со спортсменом) и опосредованным (например, с помощью дневника спортсмена, который просматривают тренер и психолог, курирующий данного спортсмена).

В зависимости от числа общающихся различают три вида общения: межличностное (например, тренер—спортсмен). личностно-групповое (тренер- команда) и межгрупповое (между командами). Личностно-групповое общение чаще используется с целью обучения спортсменов, а межличностное — с воспитательными целями.

Если цели общения совпадают, то происходит взаимодействие; если же цели исключают друг друга (во время, например, спортивного соревнования), то общение приобретает вид противоборства. При межличностном общении, которое касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому проведение тренером воспитательной работы с учеником, принадлежащим к компании с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение осуществляется в присутствии других ребят из этой компании.

Общение может быть кратковременным и длительным. Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга, но в то же время оно может привести и к взаимопресыщению (что часто наблюдается у спортсменов, находящихся дли­тельное время на сборах).

По направленности общение классифицируют следующим образом:

1) социально-ориентированное общение (обращения к партнерам, ко всей команде в целом);

2) личностно-ориентированное общение (обращение к отдельным партнерам членам команды);

3) подтекстовая ориентация (обращение к конкретному спортсмену или груп­пе адресовано на самом деле совершенно другому спортсмену. Например, тренер можем сделать замечание капитану команды, чтобы воздействовать на всю команду, которая это замечание слышит).

Функции общения. В соответствии с содержанием общения выделяют следу­ющие функции общения:

1) познавательную (передаче тренером спортсменам знании и умений); экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга);

3) регулятивную (воздействие тренера на спортсмена с целью изменения или сохранения его поведения, характера деятельности и г. д.);

4) социального контроля (регламентирование деятельности спортсменов с помощью похвалы или порицания);

5) социализации (формирование у спортсменов коллективистских установок, па триотизма и up)

Средства общения. Средства общения делятся на две группы: речевые и неречевые (вербальные и невербальные)

Классификация средств общения

Средства общения

Речевые Неречевые

Монологические Диалогические Жесты

Рассказ Свободный

диалог Мимика

Доклад Направленный Действия

диалог

Выступление Предметы

Лекции Коды, символы

Команды

Речевые средства общения являются основными как по частоте использова­ния, так и по содержательности. С помощью речи тренер отдает распоряжения, объясняет оценивает поведение и действия своих учеников, регулирует их состояние, а спортсмены-игровики подсказывают во время игры друг другу, какие действия следует предпринять, чтобы взаимодействие стало эффективным. Для соревновательной игровой спортивной деятельности характерно использование кратких речевых сообщений, к которым относятся:

· произнесение имени партнера с целью привлечь его внимание, обозначить определенную комбинацию, побудил ь партнера действовал!, определенным образом;

· краткое название комбинации при планировании действий («креп, «клин», «сдвижка»);

· сообщение о предполагаемых действиях - своих или партнера: «я», «ты», «сразу за мной» и т. п.;

· сообщение о местоположении своем пли партнера («здесь», «выйди», «иди в шестой»);

· указания на желаемые действия партнера: «страхуй», «выше» (о передаче мяча в волейболе), «возьми его (о совместных защитных действиях в футболе) и т. п.;

· оценка действий своих или партнера: «молодец», «извини, я ошибся и т. п.

· побуждение к активности: «давай, давай», «взялись» и т. п.

Неречевые средства общения широко используются в спорте, так как в ряде видов спорта речевое общение либо отсутствует, либо ограничено. Например, его нет в видах спорта с непосредственным контактом между соперниками.

Жест хорош, когда подкрепляет слово. Неопределенные хаотичные жесты Coздают впечатление нервного возбуждения, волнения и рассеивают внимание слушателей. Суетливая, неумеренная жестикуляция быстро утомляет, может вызвать раздражение, отвлечь внимание. Особенно мешают работе «жест фехтовальщика»

тренер многократно выбрасывает вперед руку с вытянутым указательным пальцем),

«жест пильщика» - (сопровождение слов движением руки вперед-назад, параллельно

полу), «жест дровосека» (резкое, рубящее движение руки вверх-вниз).

Но с помощью правильно использованного жеста можно что-либо демонстрировать, например обозначить момент соскока со снаряда.

Жесты делятся на четыре группы. Коммуникативные жесты заменяют речь. Они

не нуждаются в словесном уточнении, имеют собственное значение. Это хлопки в

ладоши, жесты утверждения, отрицания, приветствия, прощания, многообразные

оскорбительные движения рук. Описательно-уточнительные жесты понятны только

при словесном сопровождении. Например жест, показывающий направление движения, величину или форму предмета, ошибку в исполнении упражнения. Жесты выражающие состояние человека, отношение к ученику, коллеге: показывающие сметение, растерянность, неудовольствие, возмущение, насмешку. В физическом воспитании наиболее часто употребляются жесты-прикосновения. Прикосновения формируют представления о положении тела, помогают объяснить детали движения, указать на ошибку в его исполнении. Прикосновения означают одобрение или осуждение, могут оказать эмоциональную поддержку, успокоить. Однако жесты- прикосновения в большей степени, чем другие, требуют самоконтроля. Похлопать по спине допустимо ребенка или подростка, но не взрослого. Положить руку на плечо можно молодому человеку, но не девушке.

(Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение.

М., 1993. С. 41-42)

Неречевые средства общения многообразны. Это и жесты, и мимика, и взгляд, и двигательные действия (например, в знак одобрения тренер может похлопать ученику). Двигательные действия несут информацию для партнеров, адекватную целям деятельности, а для соперника— информацию несовпадающую с основной целью действия (обманные движения). В процессе спортивных игр двигательные действия спортсменов несут основную информационную нагрузку. Так в гандболе, по данным В. II. Румянцевой вербальные средства общения использовались в 31 % случаев, а невербальные (в основном совместные действия) в 69% случаев.

Нередко для подсказывания (в тайне от соперника) того, какую следует разыграть комбинацию, игроки используют специальные жесты (например, складыва­ние пальцев руки определенным способом). Существуют также принятые в международной практике жесты спортивных судей, сигнализирующие о конкретных событиях. В волейболe и баскетболе используется около двадцати таких жестов, в футболе - шесть, а в : гандболе — около пятидесяти.

Рассматривая моторные действия как средства общения в спортивной деятельности, необходимо подчеркнуть, что <...> сами по себе они не могут быть символами каких-то сообщений. Однако они становятся коммуникативными в конкретной ситуации, когда помимо деловой функции преднамеренно для передачи сообщений, например о способах совместного решения тактических задач в спортивных играх или для введения противника в заблуждение в единоборствах (бокс, фехтование и др).

К коммуникативным действиям относятся совместные действия двух и более спортсменов одновременно, направленные на решение, конкретной соревновательной задачи, возникающей в определенной ситуации, в определенный момент деятельности (передачи, блоки, заслон)... К коммуникативным действиям относятся и обманные движения (финты) в единоборствах и спортиграх. Но основной целью здесь является намеренная передача ложной информации.

К неречевым средствам общения относятся и предметы (например, эстафетная палочка, мяч, получаемый от партнера) Награждение победителей грамотами, призами, медалями тоже относят к неречевым средствам общения.

Особое место в спортивных играх занимает кодово-символическое общение с помощью схем расстановки игроков на ноле, графиков прохождения дистанции.

Профили общения спортсменов. В соответствии с функциями и категория обращений выделяют профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом.

Категории обращений делятся на ориентирующие, стимулирующие и оценочно-экспрессивные. Для ориентирующей категории характерны обращения спортсменов, направленные на уточнение, изменение и согласование своих действий с действиями партнеров. Стимулирующую категорию составляют обращения спортсменов, выражающие побуждение партнеров к организации внимания, контроля за изменением внешней ситуации, мобилизации усилий. Оценочно-экспрессивная категория связана с обращениями, выражающими отношение (положительного или отрицательного) спортсменов к собственным действиям и действиям партнеров.

В разных видах спорта профили общения имеют свою специфику

Типичные профили общения в спортивных играх

    Категории общения     Доля различных категорий общения во время игры, %  
баскетбол волейбол   гандбол  
Ориентирующая 61, 6 24, 5 70,3
Стимулирующая 24,7 48,2 15,3
Оценочно-экспрессивная положительная 7,1 14,6 3,1
Оценочно-экспрессивная отрицательная 6,6 12,7 11,3

Уровень, содержание и особенности общения спортсменов зависят:

от стажа совместной спортивной деятельности;

2) от знаний друг о друге;

3) от совпадения представлений о путях решения стоящих перед ними задач:

4) от статуса спортсменов и их роли в команде;

5) от физической и технико-тактической подготовленности спортсменов по отношению друг к другу;

от межличностных отношений.

2 Вопрос.

Как отмечает Ю. Л. Ханин, потребность спортсмена в общении с тренером в ходе подготовки к соревнованию может увеличиваться. Так, за 2 3 недели до ответственных соревнований у спортсменов наблюдается повышенная потребность во внимании тренера, связанная со стремлением убедиться в своей готовности, исправить недостатки в технике и т. д. В этом случае пассивность тренера и особенно отсутствие его замечаний, которых ждет спортсмен, могут привести к скрытому недовольству и даже к серьезным межличностным конфликтам. С другой стороны, могут сказаться последствия постоянного вынужденного общения, ежедневных кон тактов спортсменов друг с другом и с тренером, возникает «пресыщение» в общении. У гребцов Ю. Л. Ханин наблюл это за 1,5-2 месяца до ответственных стартов. В этом случае у спортсмена возникает негативное отношение к замечаниям, советам и указаниям тренера независимо от их уместности и своевременности. Спортсмену хочется побыть одному, и он начинает воспринимать присутствие тренера как излишнюю опеку и даже как, проявление недоверия к себе.

Специфика общения на соревнованиях следующая:

1) возрастает управленческая (регулятивная) функция общения, причем у спортсменов с сильной нервной системой в значительно большей степе­ни, чем у спортсменов со слабой нервной системой;

2) общение носит в основном деловой характер;

3) по сравнению с тренировочным процессом общение на соревнованиях более ритуально, регламентировано и динамично. Ритуальность и регламентированность общения предусмотрены правилами соревнований в конкретных видах спорта. Это ритуалы приветствия, завершения спортивной борьбы;

4) в ряде видов спорта запрещено общение спортсменов с тренерами (например, в теннисе), разговоры между игроками.

В спортивных играх по мере увеличения значимости игр и нервно-психического напряжения повышаются интенсивность общения игроков, общее управление командой, количество одобрений и порицаний партнеров, но уменьшается число ответных реакций.

Однако это увеличение происходит только за счет игроков, имеющих в команде высокий статус. Игроки с низким статусом имеют невысокий уровень общения, не зависящий от значимости игр.

3 Вопрос.

Эффективность общения определяется многими факторами: один из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью; другие неуправляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитываться тренером при построении стратегии и тактики общения.

Факторы, обуславливающие эффективность педагогического общения

Факторы эффективного общения

Внешние Внутренние

Обстановка общения Психологические Психологические

характеристики характеристики

учащихся учителя

Официальная Социальный статус Педагогический

такт

Интимная Возрастные и половые Способности к эмпатии

особенности Наблюдательность

Правдивость

Авторитет

Свойства темпера­мента

и характера

Психологические установки

Мотивы

Внешние факторы общения. К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность спортсмена и социально-психологические особенности спортивного коллектива, отношение учеников к тренеру.

Ситуация общения во многом определяет и характер, и эффективность общения. Одно дело общаться в спокойной ситуации, другое дело — в напряженной соревновательной или конфликтной ситуации. В последнем случае меньше возможностей реализовать цель общения, так как тренер сталкивается с внутренним сопротивлением спортсмена. В конфликтной ситуации усиливается роль психологических установок, предвзятости мнений, логические доводы воспринимаются плохо. С другой стороны, в напряженной ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общение тренера со спортсменами может быть облегчено, поскольку последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.

Обстановка общения. Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения тренера со спортсменами обстановка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки. Для проведения деловых совещаний, обсуждения поведения ученика и т. д. необходима строго официальная обстановка.

Особенности спортивной команды тоже влияют на эффективность общения. Если команда является зрелой в социальном отношении, то внушающие воздействия тренера оказываются более эффективными.

Отношение спортсменов к тренеру может выступать как своеобразный психологический барьер. Например, в одном случае спортсмен желает обсуждать предмет разговора, в другом — нет, с одним тренером будет откровенным, с другим скрытным, лживым, по одним вопросам спортсмен высказывается прямо, по другим - отмалчивается, по третьим может солгать.

Личностные особенности спортсменов, значимые для общения. Эффективность общения тренера со спортсменами зависит от личностных качеств последних. важнейшими из которых являются: социальный статус в спортивной команде психологические установки спортсменов, их возрастные и половые характеристики, моральный облик (убеждения, мировоззрение, идеалы, мотивы занятий спортом), уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность (то есть легкость установления контакта с другими людьми). Рассмотрим наиболее важные из них.

Социальный статус спортсмена по отношению к тренеру ниже, что придает процессу их общения субординационную окраску. Тренер обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Общение свысока создает психологический барьер между тренером и спортсменами.

Особое значение имеет учет социального статуса спортсмена в спортивном коллективе. Лидер будет реагировать на педагогические воздействия тренера иначе, чем новичок команды или спортсмен, занимающий низкое положение в коллективе. Лидеры могут оказывать большое противодействие воспитательным мерам, если их позиция расходится с позицией тренера.

Возрастные особенности спортсменов часто затрудняют общение, поскольку ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения тре­нера с детьми необходима некоторая трансформация его позиции в сторону пози­ции ребенка. Иногда удается преодолеть психологический барьер, рассказав о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях и дав оценку своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого.

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 13- и в 15-летнем возрасте (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» в 14- и 15-летнем. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, образ своего «я». В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию.

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем ее эту потребность младших подростков могут удовлетворить и сверстники, и взрослые, то старшие подростки остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь тренер, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.

Гендерные особенности спортсменов тоже влияют на эффективность общения. Девочки более коммуникабельны, более чутки к состоянию собеседника и отношению к ним, более доверчивы к хорошим словам. Логика их рассуждений более скрыта из-за склонности опускать очевидные для них (но не очевидные для мальчиков и мужчин-тренеров) связи и предпосылки. Прямолинейная излишне рациональная логика рассуждений мужчин-тренеров им не импонирует, поэтому лица женского пола легче контактируют друг с другом и нередко обижаются на мужчин-тренеров за их грубоватость, прямолинейность, непонятливость. Вследствие этого разговор по душам с девочками лучше получится у женщины-тренера. Тренеру-мужчине следует иметь в виду, что при разговоре с девочками должны незримо присутствовать элементы рыцарского отношения к женщине. В то же время лица женского пола предпочитают, чтобы при занятиях спортом ими руководил мужчина, и часто принимают авторитарный стиль руководства как должный.

Психологические установки как тренеров, так и спортсменов играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность спортсменов против тренера, не обладающего в их глазах авторитетом, может быть временной (из-за первого неблагоприятного впечатления о нем, из-за усталости) и устойчивой, вызываемой всей системой взглядов и установок спортсмена (например, на тактику игры команды, на систему тренировочного процесса). В первом случае от тренера требуется мягкость, во втором — твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечении), а затем, преодолев ситуативную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.

При неприятностях в школе, институте, спортивной команде, в отношениях с товарищами любое упоминание о «больном» вопросе, даже нечаянный намек на неприятные события, может вызвать у спортсмена либо замкнутость, либо вспышку отрицательных эмоций. В таких случаях надо дать ему возможность успокоиться или излить душу собеседнику). Без понимания состояния спортсмена вместо психологического контакта возникает эмоциональный барьер отчужденности.

Устойчивые психологические характеристики спортсменов, такие как свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, общительность или замкнутость, конформность, также влияют на эффективность общения. Высокая эмоциональная возбудимость или недостаточная развитость некоторых волевых качеств у юных спортсменов могут препятствовать общению с ним тренера. Если ученик обладает нерешительностью, высокой эмоциональной возбудимостью, тренер должен прежде всего подумать о том, как в общении с ним воздействовать на его волю, как предупредить эмоциональные вспышки, чтобы сохранить содержание беседы. Если же ученик с твердым характером, эмоционально сдержанней, то на первый план тренер должен поставить содержание беседы, а эмоциональные тонкости можно заранее не учитывать.

Общительные спортсмены в отличие от замкнутых стремятся к межличностным контактам, сопереживают другим и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Тренеру легче вступить с такими спортсменами в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своего общения близкими им людьми.

Легкость или трудность оказания влияния на спортсменов зависит от конформности последних. Конформность — это свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Легкая смена своей точки зрения характеризует высокую конформность, что облегчает возникновение психологического контакта при общении. Когда же, несмотря на групповое давление или давление авторитета, человек остается при своем мнении, говоря о его низкой конформности, и это часто затрудняет общение.

От конформности следует отличать конформизм, когда ученик лишь на словах разделяет мнение тренера или коллектива, а на самом деле остается при своем и руководствуется им в поступках. По существу, человек ведет двойную игру признавая на словах нормы поведения и жизни данного коллектива лишь для того, чтобы его не ругали.

Поведение тренера. Эффективность общения тренера с учениками во многом зависит от поведения самого тренера, от его манеры держаться.

Важен внешний вид тренера. Он должен быть аккуратно одет, причесан. Он не должен показывать, что чем-то расстроен, озабочен, наоборот, нужно демонстрировать сосредоточенность, уверенность, целеустремленность.

Очень важно говорить с воодушевлением. Заинтересованность тренера передается ученикам, заставляет их серьезнее относиться к услышанному. И наоборот, равнодушный или назидательный тон, речевые штампы, затасканные фразы вызывают безразличие учеников к словам тренера. Мешает нормальному общению использование тренером «громких фраз»: «Вы спортсмены, и поэтому обязаны...», «Наша высокая обязанность...» и т. п. Не способствует общению и декларирование общеизвестных истин.

Команды должны произноситься твердо, с волевым нажимом в голосе. IIри чем предварительная команда произносится отчетливо, громко, протяжно, а исполнительная — резко, отрывисто. Если команда отдавалась безразличным тоном, она выполняется учениками вяло, небрежно. Нельзя исправлять ошибки и делать замечания мимоходом и бесстрастным тоном. Разговаривая с учениками нужно смотреть ему в глаза.

Не следует, объясняя упражнение, ходить вдоль строя учеников взад-вперед, переминаться с ноги на ногу, топтаться на месте. Это рассеивает внимание учеников, они начинают интуитивно понимать, что тренер нервничает. Переходы с места на место, от одной группы к другой, от снаряда к снаряду, не должны быть частыми.

Молодым спортсменам импонирует поза тренера, при которой туловище прямое, плечи разведены, живот подтянут, руки свободно опущены вниз. Позу, которой туловище отклонено назад, подбородок приподнят, руки сложены на груди, ноги расставлены, ученики будут оценивать как самоуверенную, надменную, неуважительную по отношению к ним.

Ученикам не нравится, когда тренер держит руки в карманах, сжимает их в кулаки, облокачивается на гимнастический снаряд, приподнимает плечи, сжимает челюсти. Это не способствует установлению контакта, взаимному доверию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: