Воспитания и спорта 7 страница

К числу таких способностей можно отнести:

- перцептивные, обеспечивающие восприятие информации (спортивной ситуации): объект поля зрения, глубинное зрение, быстрота и точность восприятия изменения ситуации («чувство пространства», «чувство времени») и др.;

— интеллектуальные, способствующие оценке ситуации и принятию решения: быстрота и гибкость мышления, точность оперативной памяти, творческое воображение и др.;

— психомоторные, способствующие осуществлению тактических действий: точность сенсомоторной координации, быстрота реакции и движений, дифференцировка мышечно-двигательной чувствительности и др.

Как же связана тактическая подготовка спортсмена с развитием психических функций?

Эффективность тактических действий спортсмена во многом зависит от уровня развития ряда психических процессов и функций — восприятия, представления, воображения, памяти, внимания, мышления, психомоторики. Следовательно, психологической основой тактической подготовки является целенаправленное со­вершенствование этих психических процессов и функций.

Особенности восприятия при выполнении тактических действий. Тактические действия спортсменов, особенно в спортивных играх и единоборствах, выполняются в сложной, непрерывно меняющейся обстановке. Своевременный выбор и реализация наиболее эффективных в данный момент тактических действий возможны лишь при быстрой и правильной ориентировке в конкретной ситуации, а в этом важное значение имеют различные виды восприятия, особенно зрительного.

В процессе состязания спортсмен непрерывно наблюдает за действиями своих партнеров и соперников, чтобы получить возможно более полную и точную информацию и на основе ее анализа (переработки) оценить каждое действие в отдельности и ситуацию в целом, принять целесообразное решение и реализовать его в виде своевременного эффективного тактического действия.

Успешность ориентировки спортсмена во многом определяется объемом поля зрения и точностью глазомера. У представителей игровых видов спорта, где периферическое зрение имеет большое значение, показатели объема поля зрения значительно выше, чем, например, у гимнастов, пловцов. Спортсмен должен не только видеть большое количество спортсменов или объектов на площадке. но и уметь точно воспринимать расстояние до них и между ими. Футболисту это нужно для того, чтобы точно передать мяч и соизмерить силу удара с этим расстоянием; боксеру – чтобы точно определить дистанцию до партнера, и т. д. Неточная оценка расстояния, дистанции - одна из причин неудач в тактических действиях спортсменов. В зависимости от уровня тренированности точность глазомера у представителей игровых видов спорта, фехтовальщиков, боксеров изменяется более чем на 40%, тогда как, например, у гимнастов, тяжелоатлетов остается постоянной.

Большое значение как для индивидуальных, так и для групповых тактических действий спортсменов имеет восприятие времени— отражение объективной длительности, скорости и последовательности различных движений, действий и явлений. Спортсмены постоянно используют различные формы временных отношений, применяют тактические действия (финты) на паузе, с ускорением, с изменением темпа и ритма. Восприятие времени, как и восприятие пространства, значительно изменяется в зависимости от состояния тренированности, поэтому требует постоянного со­вершенствования.

Особенности памяти и внимания при выполнении тактических действий. Успешность тактических действий спортсменов в значительной мере зависит от развития памяти и свойств внимания.

Несмотря на многообразие тактических действий, в том или ином виде спорта имеется большое число типичных тактических ситуаций и адекватных им контрдействий. Благодаря памяти у спортсменов формируются представления о воспринятых, изученных ранее тактических действиях. В связи с этим многие из них спортсмен выполняет на основе накопленных знаний, понятий благодаря различению, узнаванию, вычленению и классификации типичных признаков конкретных ситуаций. Все это в значительной степени не только облегчает, но и ускоряет принятие тактического решения и его реализацию как бы без предварительной его подготовки.

Высокоразвитое внимание повышает эффективность психической деятельности, а значит, способствует более высокому уровню тактических действий спортсмена. Внимание во время состязания имеет произвольный характер. Спортсмен сознательно сосредоточивает его на своих действиях, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей.

Чем больше объем внимания, тем шаре диапазон тактических действий спортсмена. Большое значение для успешности тактических действий имеет сохранение высокой концентрации внимания в наиболее ответственные моменты спортивной борьбы. Не менее важное значение имеет и устойчивость внимания. Большое разнообразие тактических действий в спорте, быстрая смена ситуаций не только предъявляют высокие требования к объему, интенсивности и устойчивости внимания, но и требуют мгновенного переключения и широкого распределения его.

Большую роль в тактических действиях играют также представления и творческое воображение, позволяющее спортсмену находить новые, неожиданные для соперника тактические действия (ходы).

Во время состязания спортсмен должен не только мгновенно сориентироваться, быстро найти наиболее целесообразное для данной ситуации решение, но и немедленно реализовать его. Это требует высокой точности сенсомоторной координации и мышечно-двигательной чувствительности, быстроты движений.

Напряженная спортивная борьба насыщена яркими эмоциональными моментами и требует больших волевых усилий. Спортсмену приходится принимать решения, нередко рискованные и ответственные, в условиях дефицита времени, при сильном влиянии зрителей, в самые сложные моменты спортивного поединка, находясь в состоянии психической напряженности. Следовательно, эффективность тактических действий спортсмена во многом зависит от его психологической устойчивости и уровня развития таких волевых качеств, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.

Как уже говорилось, необходимым условием высокого развития тактических способностей является техническое мастерство спортсмена. Совершенное владение техникой спортивных действий необходимо спортсмену для творческого мышления, направленного на решение тактических задач. Владея в совершенстве разнообразными техническими приемами, спортсмен может быстро осуществить намеченные тактические планы.

Психологические особенности тактического мышления в спортивной деятельности.

Тактическое мышление — это мышление спортсмена, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях спортивного состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно то, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита (дефицита) времени, в процессе интенсивных физических напряжений и на фоне разнообразных и весьма интенсивных переживаний спортсмена и совершается с учетом степени вероятности (возможности) ожидаемых событий.

Тактическое мастерство основывается на умении спортсмена быстро и правильно оценивать непрерывно изменяющуюся обстановку спортивной борьбы и в соответствии с этим создавать собственные тактические замыслы. Наибольшие требования к мышлению спортсмена предъявляют такие виды спорта, как спортивные игры и единоборства, где тактическое мастерство имеет особо важное значение. Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей.

Наглядно-образный характер мышления. Мышление спортсмена при решении тактических задач в процессе спортивных действий основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно вносит конкретный характер и связано непосредственно с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы в целом.

Действенный характер мышления. Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Спортсмен мыслит в процессе активной деятельности, немедленно реализуя принятые решения в действиях, нередко находя правильные решения не печем предварительного продумывания, а в самом действии.

Ситуативный характер мышления. Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций соревновательной борьбы и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно вследствие необратимости и быстротечности ситуаций.

Процесс тактического мышления спортсмена представляет собой сложную умственную деятельность и характеризуется определенными качествами — быстротой, гибкостью, целеустремленностью, самостоятельностью, глубиной, широтой, критичностью.

Быстрота мышления обусловлена жестким лимитом времени выполнения тактических действий. Естественно, какие-то тактические решения спортсмен принимает заранее, в спокойных условиях, но чаще всего он вынужден очень быстро оценивать обстановку, принимать решение и реализовывать его в условиях быстро меняющихся ситуаций. Поэтому тактическое мышление спортсмена должно отличаться максимальной быстротой протека­ния мыслительных процессов.

Гибкость мышления — это умение перестраивать намеченный план тактических действий, если он не удовлетворяет условиям спортивной борьбы, подмечать изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение. При необходимости спортсмен должен отказываться от избранного пути и находить другие тактические действия, отвечающие новым обстоятельствам.

Целеустремленность мышления означает умение концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых тактических решений. Она тесно связана с развитием волн спортсмена, так как ему постоянно приходится решать тактические задачи в сложных бескомпромиссных условиях спортивного состязания.

Самостоятельность мышления проявляется в умении решать тактические задачи своими силами, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию. Самостоятельность мышления свидетельствует о способности взять на себя ответственность за принятое решение, проявляя при этом изобретательность и творчество.

Глубина мышления — один из важнейших признаков тактической грамотности спортсмена. Глубина тактического мышления проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях. Обладающий глубоким мышлением спортсмен не ограничивается констатацией отдельных фактов или событии, он углубляется в их сущность, находит новые связи, отношения, определенные закономерности; он не только понимает ход тактических действий соперника, но и предвидит их дальнейшее развитие. При выяснении и оценке спортивной обстановки он глубоко вскрывает факторы, как затрудняющие, так и способствующие до­стижению победы.

Широта мышления заключается в умении постоянно держать под своим контролем большое число связей, отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом спортсмен, принимая решения и реализуя их в тактических действиях, опирается не только на широкий круг данных конкретной ситуации, но и использует данные своего опыта и других источников.

Критичность мышления — это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задачи. Критический подход к любой информации о сопернике и его действиях — это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий.

Во время соревнования опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание, т. е. выражение в словесной форме, наступает уже после совершения действия. В таких случаях говорят, что оно бы­ло выполнено интуитивно.

Интуиция — это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса.

Интуицию ни в коем случае нельзя понимать как какую-то особую способность, присущую некоторым людям. Интуитивные действия осуществляются на основе богатого, разностороннего опыта спортсмена, глубоких знаний особенностей тактики и совершенного владения техникой данного вида спорта, умения наблюдать за действиями соперников и партнеров по команде, хорошо развитых способностей к вероятностному прогнозировании

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают под процессом обучения?

2. Дайте определение «тренировке».

3. Что понимается под спортивным совершенствованием?

4. Назовите психологические требования в процессе спортивного совершенствования.

5. Назовите разновидности проявления быстроты.

6. Дайте определение выносливости, ловкости, силы, гибкости.

7. Что такое двигательные представления?

8. Назовите разновидности ощущений играющие большую роль в выполнении техники спортивных упражнений?

9. Какие функции в технической подготовке выполняет внимание?

10. Какую функцию выполняют двигательные представления?

11. Что такое «идеомоторная тренировка»?

12. Назовите структуру тактического действия.

13. Дайте определение «тактическим умениям», тактическим способностям», «тактическим навыкам».

14. Дайте определение «тактическому мышлению».

15. Назовите особенности тактического мышления.

16. Что такое»интуиция»?

Тема 7. Психология личности и коллектива в спорте.

План:

1. Индивидуальные свойства нервной системы и успешность спортивной деятельности

2. Индивидуальные свойства личности и успешность спортивной деятельности.

3. Психологические особенности спортивного коллектива.

4. Психологические особенности деятельности и личности тренера.

5. Формальная и неформальная структура спортивной команды.

Литература:

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г. Д. Горбунов. - 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 296 с.

3. Ильин, Е. П. Психология спорта учебник / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

4. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А. В. Родионов. – М.,: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.

1 Вопрос.

Из курса общей психологии известно, что индивидуально-психологические особенности могут быть разделены на две группы: 1. Индивидуальные свойства нервной системы. 2. Индивидуальные свойства личности.

Свойства нервной системы являются врожденными, стойкими, консервативными признаками индивидуальности, которые занимают ведущее место в структуре природных предпосылок спортивных способностей.

Основные свойства нервной системы классифицируются на:

Первое свойство - силу нервной системы (противоположное свойство – слабость), характеризует выносливость нервной системы к значительным по интенсивности воздействиям.

Различают:1) силу(слабость) нервной системы по процессу возбуждения – как выносливость нервной системы к действию развиваемого в ней возбудительного процесса. 2) силу (слабость) нервной системы по процессу торможения – как выносливость к действию развиваемого в ней процесса торможения.

В двигательной деятельности это свойство обеспечивает организму возможность выполнять длительную монотонную работу. Такая работа характерна для тренировок во всех видах спорта, но ов видах спорта циклического характера. В них сила нервной системы проявляется и со стороны процесса возбуждения как мобилизующая возможности организма на выполнение длительной работы, и со стороны процесса торможения, как способность к сопротивлению действию утомления, развивающегося в процессе работы.

Кроме того, сильная нервная система позволяет выдерживать нагрузки одномоментного, «взрывного» характера, свойственные тяжелой атлетике, метаниям, отдельным видам гимнастического многоборья, прыжкам в воду и т. д. Эти относительно кратковременные двигательные действия требуют больших затрат нервной энергии.

Второе свойство – это подвижность нервной системы (противоположной свойство- инертность), характеризуется быстротой перестройки реакции нервной системы на меняющееся раздражение. Это свойство позволяет спортсменам, быстро реагировать на действия соперника, и находить наиболее эффективные для текущей ситуации решения (спортивные игры, единоборства).

Третье свойство- это динамичность нервной системы, это скорость образования временных нервных связей. Она способствует более быстрому образованию и переделке двигательных навыков и поэтому является чрезвычайно важным свойством в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание, где необходимо в довольно сжатый срок осваивать огромное количество элементов, соединений, комбинаций, а также забыть, отбросить ненужное, неправильно выученное.

Четвертое свойство – лабильность нервной системы, характеризует скорость возникновения и угасания нервных процессов. Она связана с одним из важнейших свойств клетки – возбудимостью. Существует связь лабильности нервной системы с возможностями в спринте, трековых велосипедных гонках, гребле и других видах спорта, требующих максимальной частоты движений.

Пятое свойство – баланс нервных процессов, это соотношение процессов возбуждения и торможения. В таких видах спорта, как борьба, бокс, необходима некоторая доминантность (преобладание) возбудительного процесса. В технически сложных видах спорта, где все параметры движений должны оставаться относительно неизменными, наиболее благоприятным условием успешной деятельности будет наоборот, уравновешенность нервных процессов (уравновешенность нервных процессов влияет на характер предстартовых состояний спортсмена, не уравновешенные спортсмены чаще испытывают состояние предстартовой лихорадки, уравновешенный- состояние боевой готовности).

Каждое из рассмотренных свойств нервной системы не выступает в деятельности как отдельное от других. В зависимости от уровня мастерства и особенностей вида спорта они входят в определенные типологические комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств нервной системы, позволяющие спортсмену добиться высокой эффективности выступления на соревнованиях.

2 Вопрос.

Среди многочисленных и разнообразных свойств личности наибольшее значение в спортивной деятельности имеет: тревожность, эмоциональная стабильность, воля, экстра-интровентированность, идейно-политическая зрелость.

1.Тревожность – это довольно сложное эмоциональное переживание. Это отрицательные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, чувство необходимости каких-то поисков. В состоянии тревожности переживается собственная неполноценность, ощущене сил и возможностей.

Таким образом тревожность спортсмена оценивается:

· пониженным настроением;

· потери надежды на будущее;

· повышенной активностью.

Уровень тревожности у спортсменов зависит от обстоятельств, который может иметь ситуативные колебания при изменении окружающей обстановки. Ситуативный уровень тревожности спортсмена не постоянен, он закономерно изменяется на протяжении соревновательного сезона. В ряде случаев тревожность способствует повышению эффективности спортивной деятельности (спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны на тренировках, а с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок).

Спортсмены с высоким уровнем тревожности постоянно совершенствуют свое мастерство, планируют свое поведение и в соревнованиях низкого ранга, протекающих в знакомой обстановке, они способны показывать высокие результаты, однако в ответственных напряженных стартах выступают ниже своих возможностей.

Спортсмены с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но в наиболее значимых соревнованиях могут показывать свои лучшие результаты.

2. Эмоциональная стабильность – это способность человека к сохранению повышенной психической работоспособности при воздействии стрессовых факторов. Спортсмены с высокой эмоциональной стабильностью отличает выдержка, эмоциональная зрелость, постоянство интересов и стремлений. С низкой эмоциональной устойчивостью характеризуются непостоянством интересов, легкостью дезорганизации мышления и поведения. Эмоциональная стабильность зависит от свойств нервной системы, главным образом от силы нервной системы по возбуждению. Однако как качество личности эмоциональная стабильность формируется и развивается в процессе спортивной деятельности под влиянием целенаправленных психолого-педагогических воздействий.

3. Воля – осознанная саморегуляция человеком своего поведения и деятельности. Связь воли и спортивных достижений носит двусторонний характер: с одной стороны, достижение высоких спортивных результатов невозможно без совершенствования волевых качеств, с другой стороны – сами занятия спортом являются эффективным средством формирования и развития воли.

4. Экстра-интровертированность характеризует социальную направленность личности на внешнее окружение (экстроверсия) или на внутреннее переживания (интроверсия).

При анализе экстра-интровертированности у спортсменов следует различать:

- степень выраженности;

- влияние на успешность деятельности.

Высокая экстравертированность отмечается у боксеров, фигуристов, футболистов, волейболистов, т. е. у представителей зрелищных видов спорта. Высокая интровертированность наблюдается у альпинистов, стрелков, лыжников, ходоков и т.д.

Экстраверты моторно более одарены, легче и быстрей приобретают любые двигательные навыки, чувствуют себя свободно, расковано во время публичных выступлений, не теряются, когда оказываются в центре внимания. Поэтому они меньше подвержены соревновательному стрессу. Однако интроверты лучше переносят монотонные, многообразно повторяющиеся тренировочные нагрузки, более дисциплинированны, меньше отвлекаются, благодаря чему добиваются не меньших результатов, чем экстраверты. Тем не менее реализация уровня, достигнутого на тренировках в условиях соревнований для интроверта более трудная задача, чем для экстраверта.

5. Идейно-политическая зрелость. Она выражается в сознательности, преданности своему народу, Родине. В условиях соревнований, когда психика спортсмена подвергается сильным стрессовым воздействиям, сознательность, понимание долга и личной ответственности обеспечивает спортсмену готовность преодолевать все препятствия на пути к спортивной победе.

3 Вопрос.

Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют малые группы. К таким группам относятся:1) Численность. Нижней границей малой группы является 2 человека, а верхняя не должна превышать 40 человек.

По правилам соревнований решение соревновательной задачи осуществляется частью команды. (например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно – 5, 6, 7 и 11, что удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы). Таким образом, команда разбивается на оптимальные по численности подгруппы. 2) Автономность, т. е. одной из основных особенностей спортивной команды является ее сознательная обособленность от окружения, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы, ценностей, правил, традиций и т. д. 3) Общегрупповая цель. Перед спортивной командой стоят четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия ее членов и тренеров. 4) Коллективизм. Высшей формой развития спортивной команды является коллектив. Важнейшими особенностями внутренней жизни спортивных коллективов является:

· целеустремленность и политическая грамотность;

· взаимное эмоциональное реагирование на успехи и неудачи;

· принципиальное отношение членов команды к любым событиям и информации, восприятие их через систему ценностей и целей группы:

· высокая сплоченность, которая проявляется в единстве мнений всех членов коллектива.

5) Дифференцированность и структурность. Внутри одной команды возникают формальные (официальные) и неформальные (дружественные) группировки. Групповая дифференциация не создает структуру. Структуру создают связи и отношения между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри команды.

4 Вопрос.

Тренер является тем человеком в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Анализ деятельности тренера позволяет выделить следующие функции:

1. Информационная. Тренер выступает перед спортсменами как специалист, источник необходимых знаний по спорту. Очень важно, чтобы знания тренера постоянно обновлялись и не отставали от современного уровня развития спортивной науки.

2. Обучающая. Тренер осуществляет целенаправленный педагогический процесс. Под руководством тренера спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки, умения и физические качества, разучивают технико-тактические комбинации.

3. Воспитательная. Тренер оказывает целенаправленное влияние на развитие личности спортсменов. В связи с этим очень важно, чтобы тренер сам обладал социально-положительными чертами.

4. Руководящая. Это функция является центральной в тренерской работе. В ней наиболее полно выражается профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель тренер несет ответственность за всю ее внутреннюю жизнь, от формирования до достижения высоких спортивных результатов.

5. Административная. Тренер принимает участие в организации сборов и соревнований, добивается спортивной формы, помещений и т. д.

5 Вопрос.

В процессе совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции. Эту простую истину спортсмены иногда забывают и не только по своей вине; во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. В этом случае каждый член команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке. И тогда о матчах говорят, что на поле было 11 игроков, но не было команды. Чтобы эти ситуации возникали как можно реже, права и обязанности каждого члена команды закрепляются в правах, приказ, которые регламентируют процессы взаимодействия спортсменов. В совокупности это определяет формальную (или официальную) структуру спортивной команды. Формальная структура спортивной команды разделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная структура отражает распределение ролей в команде (например, команда гандболистов имеет следующую горизонтальную структуру: вратарь, правый и левый, полусредний, разыгрывающий, линейный, правый и левый, крайний. Это распределение ролей) В условиях тренировок и соре6внований взаимоотношения спортсменов регламентируются их ролями, определяющими частоту, плотность и характер контактов.

Вертикальная структура определяется наличием субординационных отношений внутри команды: представитель команды, старший тренер, второй тренер, капитан команды, основные игроки, запасные игроки.

Неформальная структура спортивной команды, как и формальная делится на горизонтальную и вертикальную. По горизонтали неформальная структура распадается на две подструктуры:

· деловую;

· эмоциональную.

Деловая подструктура определяется внешними целями команды и закономерно меняется вместе с ними (например, при переходе от «подготовительного» периода к «соревновательному»).

В эмоциональной подструктуре эмоциональные отношения возникают в любой команде как результат взаимных оценок поведения и поступков в процессе взаимодействия.

Вертикальная организация неформальной структуры команды отражает характер распределения отношений руководства и подчинения между спортсменами. Каждый спортсмен имеет в команде определенный ранг, соответствующий его статусу власти: чем выше ранг спортсмена, тем большей властью и авторитетом он пользуется внутри команды. Следовательно, вертикальная организация может рассматриваться как ранговая зависимость между спортсменами в неформальной структуре команды.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите индивидуальные свойства нервной системы.

2. Назовите индивидуальные свойства личности.

3. По каким критериям оценивается тревожность спортсмена?

4. От чего зависит эмоциональная стабильность спортсмена?

5. Дайте определение: Воля- это…?

6. Что характеризует социальную направленность личности?

7. Назовите основные функции тренера?

8. Чем отличается формальная структура спортивной команды от неформальной?

Тема 8 Психорегуляция и психотренинг в занятиях

физической культурой и спортом

План:

1.Понятие о психологической подготовке

2. Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу

3. Общая и специальная подготовка спортсмена к соревнованиям

4. Методы психорегуляции

Литература:

1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г. Д. Горбунов. - 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2007. – 296 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: