Воспитания и спорта 6 страница

Ловкость — специфическое качество, по-разному проявляющееся в различных видах спорта. Можно отличаться хорошей ловкостью в гимнастике и недостаточной — в спортивных играх. Одни виды спорта требуют предельной точности воспроизведения мышечных усилий и времени движения (легкоатлетические прыжки), другие — пространственных параметров и мышечных усилий (гимнастические упражнения), третьи — пространственных и временных признаков движения (прыжки в воду), четвертые — всех признаков движения (единоборства, спортивные игры).

В спортивной деятельности воспитание ловкости предполагает: во-первых, воспитание способности быстро осваивать координационно сложные двигательные действия; во-вторых, воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Важнейшими проявлениями ловкости могут считаться способность к расслаблению мышц и способность к сохранению устойчивого положения тела в разнообразных условиях движений, т. е. к сохранению равновесия.

Равновесие находится в прямой зависимости от уровня вестибулярной устойчивости. Различают статическое и динамическое равновесие. В психологическом плане воспитание способности к сохранению устойчивого положения тела основано на избирательном совершенствовании соответствующих ощущений и восприятий.

Гибкость (подвижность суставов) это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.

Гибкость - это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений.

Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой: 1) невозможность приобрести опре­деленные двигательные навыки; 2) замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей; 3) возникновение повреждений; 4) задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости 5) ограниченность амплитуды движений; 6) снижение качества управления движениями.

Степень подвижности в суставах определяется в первую очередь формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Пластичность (растяжимость) связок можно увеличить с помощью системати­ческого упражнения. Однако ввиду того, что связочный аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени. Гибкость спортсмена ограничивается. прежде всего эластичностью мышц. Сущность этого ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием их антагонистов. При движениях с максимальной амплитудой подвижность в суставах зависит oт способности антагонистов достаточно растягиваться. причем следует помнить, что существует определенный предел их способности возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые качества спортсмена - это важный компонент при тренировке по развитию гибкости.

Часто из-за недостаточной силы мышц атлет не в состоянии достигнуть необходимой амплитуды движений.

У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости:

1) подвижность при пассивных движениях (осуществляется в результате действия посторонних сил);

2) подвижность при активных движениях (выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через сустав).

Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.

Итак, гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и, главное, центрально-нервная регуляция. В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами.

Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.

5 Вопрос.

Все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этого механизма лежит принцип целостности проявлений психики че­ловека.

Взаимосвязь физических качеств характерна для любого ви­да спорта, однако удельный вес проявления их в разных видах спорта различен. Например, в беге, плавании доминируют быстрота, выносливость, в тяжелой атлетике — сила. При этом следует отметить, что наивысшие показатели развития одного качества могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому процесс подготовки спортсменов должен обеспечивать развитие физических качеств в необходимом соотношении.

У людей с низким уровнем физической подготовленности вы­полнение упражнения, требующего преимущественного проявления какого-либо одного физического качества, предъявляет значительные требования к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только быстроты, но и в значительной мере выносливости, силы, ловкости. Поэтому на начальных этапах тренировки воспитание какого-либо одного качества приводит к развитию и совершенствованию других. Однако в дальнейшем подобный параллельный рост прекращается и могут даже проявляться отрицательные отношения между отдельными качествами.

Взаимодействие физических качеств может выступать в виде их переноса. Например, развитие динамической силы способствует лучшему проявлению скоростных качеств, тогда как развитие силы в статических упражнениях может тормозить совершенствование быстроты. Высокий уровень сознательного управления проявлениями силы и быстроты способствует формированию и совершенствованию ловкости и т. д.

Успешное решение задач физической подготовки должно предусматривать не только воспитание физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их проявления. Специализированное восприятие быстроты проявляется в «чувстве скорости» движении, «чувстве темпа», «чувстве ритма» движения, чувстве времени» совершаемого действия (в каждом конкретном виде спорта). Так, в беге отчетливо проявляется «чувство скорости» пробегаемого заданного отрезка дистанции, «чувство темпа» шагов, «чувство ритма» дыхания и т. п.

Специализированное восприятие силы выступает в виде «чувства силы», включающего отражение всей совокупности развиваемыx мышечных усилий, а также проявление этих усилий с учетом условий среды.

Специализированное восприятие выносливости проявляется в (чувстве скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т. п. выносливости. Так. в специализированное восприятие скоростно-силовой выносливости входит четкий образ заданной скорости движений, заданной величины развиваемых усилим и продолжительности выполняемой работы.

Специализированное восприятие ловкости проявляется в виде образов точного воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения. Это чувства заданной амплитуды, направления и формы движения; чувства заданной величины развиваемых усилий; чувства заданной скорости, темпа и ритма движения.

Формирование специализированного восприятия проявления физических качеств требует широкого использования различных психологических упражнений с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. Весьма эффективно применение обучающей аппаратуры, тренажерных устройств, различных динамометров, динамографов, хронометров и т. п., которые позволяют с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить любую величину заданных параметров физических качеств.

Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков — две стороны единого процесса подготовки спортсмена. Физические качества сами по себе не существуют, они всегда конкретизируются определенным видом двигательной деятельности, проявляются через спортивную технику движений и действий. Двигательные навыки без соответствующего развития физических качеств не могут обеспечить высоких спортивных показателей, так как навыки представляют собой как бы форму, посредством которой физические качества проявляются в спортивной деятельности.

Физические качества и двигательные навыки входят в состав целостного образа конкретного двигательного действия. Поэтому в программу физической подготовки спортсменов следует включать такие упражнения, которые бы отражали специфику данного технического приема и активно содействовали специализиро­ванному воспитанию и проявлению физических качеств.

6 Вопрос.

Психологическую структуру технической подготовки составляют специальные знания, умения и навыки, а также образы движении и действии, протекающих по типу двигательных реакции. К специальным знаниям относятся: а) понятия о технике двигательных действий и б) двигательные представления.

Понятия о технике двигательных действий — это обобщенное отражение в сознании спортсмена сущности наиболее рациональных способов решения двигательных задач. Выработка этих понятий требует глубокого изучения специальной литературы и усвоения спортивной терминологии. Понятия о технике движений составляют основу спортивно-технического мышления. Разнообразие физических упражнений и уровень спортивного мастер­ства находятся в определенной зависимости от богатства приобретенных понятий о технике двигательных упражнений.

Двигательные представления — это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи. Двигательные представления формируются при непосредственном и неоднократном выполнении определенных движений и действий. Следует различать представления о движениях и двигательные представления. Если первые несут в себе информацию о внешних признаках движения и при этом ведущими из комплекса психических процессов являются зрительные процессы, то вторые отражают внутреннюю сущность движения, которая раскрывается при непосредственной двигательной активности, и ведущая роль уже переходит к кинестетическим процессам – (способ решения задачи, основанный на ранее сформировавшихся представлениях и на ощущениях, возникающий в попытках ее решить).

Все заученные двигательные действия приобретают форму двигательного навыка. Двигательный навык — это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономично, с высоким качественным и количественным результатом. Овладеть навыками, техникой физических упражнений— значит научиться управлять двигательными действиями, регулировать их по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий.

Многие действия в спорте осуществляются в виде двигательных реакций. Двигательная реакция —это осознаваемое ответное двигательное действие на определенный сигнал.

Как связана техническая подготовка спортсмена с развитием психических процессов и функций?

Точность, надежность и эффективность двигательных действий спортсмена зависят от уровня развития ряда психических процессов и функций: психомоторики, ощущений, восприятий, представлений, мышления, памяти, внимания. Следовательно, психологической основой технической подготовки спортсменов является целенаправленное совершенствование тех психических процессов и функций, которые принимают участие в регуляции двигательных действий, характерных для каждого конкретного вида спортивной деятельности.

Особенности ощущений при выполнении физических упражнений. Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.

Мышечно – двигательные ощущения. Исключительное значение для правильного выполнения физических упражнений имеют те чувственные сигналы, которые исходят из двигательного аппарата и выступают в сознании в виде двигательных ощущений и восприятий. П. М. Сеченов их назвал «мышечным чувством».

Экспериментальные исследования, проведенные А. Ц. Пуни в изучении мышечно-двигательных ощущений в спорте, позволили установить, что развитие отчетливости мышечно-двигательных ощущений способствует овладению техникой спортивных упражнений; в то же время совершенствование техники приводит к дальнейшему развитию данных ощущений. Установлено, что между уровнем развития мышечно-двигательной чувствительности и уровнем спортивного мастерства имеется прямая связь.

Мышечно-двигательные ощущения играют большую роль в правильной координации движений. Нарушение мышечно-двигательной чувствительности всегда приводит к нарушениям точности движений.

Большое значение в выполнении техники спортивных упражнений играет ощущение мышечного напряжения, в котором раз­личают:

— ощущение мышечного усилия (т. е. степень затрачиваемой физической силы — поднятие штанги и т. п.),

- ощущение сопротивления, испытываемого при мышечном напряжении (гребля, плавание и т. п.),

— ощущение продолжительности мышечного напряжения и ее изменений (гимнастика и т. п.),

— ощущение скорости движений (спринт и т. п.),

— ощущение сопротивления, связанного с преодолением сил, действующих в противоположном нашему движению направлении (гимнастика, акробатика и т. п.).

Вестибулярные ощущения. Для технических элементов некоторых видов спорта характерны резкие движения, повороты, внезапные ускорения движения тела или его отдельных частей. Все это требует повышенной вестибулярной устойчивости. Вестибулярные ощущения играют особенно большую роль в таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, сложнокоординационные виды легкой атлетики, прыжки в воду, спортивные игры и единоборства. Они имеют важное значение для деятельности органов равновесия, координации движений, что проявляется в определении положения тела в пространстве, направлении и скорости его передвижения, степени ускорения и замедления, в согласовании движений.

Вестибулярные ощущения находятся в тесной связи с мышечно-двигательными, зрительными и другими ощущениями и восприятиями и оказывают значительное влияние на психомоторные и сенсорные процессы и функции. Так, раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление движений рук и ног, нарушение координации и точности движений, увеличение в среднем до 15 – 20 % (а в отдельных случаях до 70-90 %) времени реакции.

Наблюдения и эксперименты, проведенные с высококвалифи­цированными волейболистами, показали, что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата повышают эффективность игры в защите на 8—10%, а точность второй передачи — на 10—12%.

Осязательные и органические ощущения. Осязательные ощущения в совокупности с мышечно-двигательными участвуют в формировании восприятия пространственных отношений предметов, их формы, величины, веса, твердости, упругости, что очень важно при работе на спортивных снарядах, с мячом и т. д. Из осязательных ощущений, играющих большую роль в технической подготовке спортсменов, следует выделить:

а) ощущения прикосновения (в спортивной борьбе при определении замыслов и намерений соперника; при определении скорости и направления передвижения яхтсмена; при ориентировке в пространстве прыгунов в воду, прыгунов с трамплина на лыжах и т. п.);

б) ощущения давления, которые помогают определить силу хвата в тяжелой атлетике, гимнастике, прыжках с шестом и т. п.;

в) ощущения вибрации, которые помогают «слить» свои движения со спортивным снарядом (в гимнастике) или средством передвижения (велосипедом, мотоциклом).

Особая роль в комплексе ощущений, формирующих восприятие движения, принадлежит органическим ощущениям, сигнализирующим о состоянии самого двигательного аппарата. К ним можно отнести болевые ощущения в мышцах, суставах, а также ощущения свободы и легкости сокращений мышц. Значение органических ощущений заключается в том, что они отражают физи­ческое состояние работающего органа и всего тела и лежат в основе общего самочувствия, от которого во многом зависит эффективное выполнение спортивных упражнений.

Большую роль в выполнении физических упражнений играют зрительные и слуховые ощущения. Они в основном выполняют ориентирующую и регулирующую функции, помогают осмыслить особенности спортивного действия, выделить в нем наиболее существенные моменты, оценить качества выполнения, вносить определенные коррективы, управлять собственной двигательной деятельностью.

Особенности восприятия при выполнении физических упражнений. В восприятии движении при выполнении спортив­ного действия, технического приема отражаются различные их особенности и свойства, такие как характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость и ускорение, положение тела и его отдельных частей.

В восприятии движений при выполнении многих технических приемов большую роль играет сенсомоторная координация. Так, спортсмен, выполняя те или иные технические приемы (например, передачу мяча в волейболе, футболе и т. п.), регулирует свои движения и мышечные усилия с помощью глазомера, оценивая расстояние до игрока, которому будет передан мяч, скорость его передвижения. Все это опирается на точность восприятия времени, пространства и собственных движений.

В восприятии времени при выполнении физических упражнений большое значение имеют длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений. В нем участвуют различные анализаторные системы. Однако наиболее точную диф-ференцировку промежутков времени дают кинестетические и слу­ховые ощущения. М. Сеченов считал их «превосходными измерителями маленьких промежутков времени». Все двигательные действия характеризуются выраженной растянутостью, дробностью, что определяет быстроту, последовательность, темп и ритм движений.

Отражением сложных форм временных отношении движений спортсмена являются восприятия темпа и ритма.

В основе восприятия темпа лежит последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп характеризует быстроту, с которой сменяется одно движение другим. От темпа действии во многом зависит интенсивность физических упражнений и их координационная структура. Поэтому овладение оптимальным темпом движений является одной из важнейших задач технической подготовки спортсменов. Особое значение темп имеет в видах спорта циклического характера.

В основе восприятия ритма лежит определенное чередование действий, движений, их размеренность. Ритм имеет исклю­чительно важное значение в технической подготовке спортсменов, так как позволяет установить правильное чередование движений и их элементов. Вот почему при выполнении ряда технических приемов ритмический рисунок спортивного действия не должен изменяться. Если он изменится, то изменится и характер движе­ния и действия.

Специализированные восприятия формируются в результате развития в процессе занятий конкретным видом спорта. В основе специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражителей, поступающих в различные анализаторные системы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные, слуховые ощущения и восприятия.

В спортивной практике имеют место такие специализированные восприятия, как «чувство времени», «чувство дистанции», «чувство мяча», «чувство воды» и т. п.

Особенности внимания и памяти при выполнении физических упражнений. Очень большую роль в технической подготовке спортсменов играет внимание. Оно выполняет организующую, координирующую, контролирующую, регулирующую и стимулирующую, функции. Так, сосредоточение внимания проявляется в способности спортсмена направлять свое сознание на выполнение физического упражнения, отвлекаясь от восприятия всего остального. Поэтому роль этого свойства особенно важна при выполнении таких спортивных действий, как старт, метания, прыжки, поднятие штанги и т. п. Объем внимания имеет большое значение при выполнении сложных технических приемов, требующих тщательного контроля за многими элементами движения или действия. Распределение внимания особенно важно при выполнении технических приемов в сложной и быстро меняющейся обстановке (спортивные единоборства, игры). Переключе­ние внимания помогает быстро и точно переходить от одних действий и движений к другим. Например, только за одну секунду внимание футболиста может переключиться поочередно на 6 объектов или элементов действия. Если распределение внимания обеспечивает комплексность действий, то переключение — точность и своевременность их последовательности и очередности. Большое значение для эффективного выполнения технических приемов имеет устойчивость внимания. Оно обеспечивает стабильность и надежность их выполнения на протяжении дли­тельного времени.

Важную роль в технической подготовке спортсменов играет осознанное запоминание изучаемых движений, а это невозможно без развития двигательной памяти, основу которой составляют мышечно-двигательные образы заученных движений и особенности логических компонентов движений (характерных для данного технического приема пространственных и временных отношений, взаимосвязанности отдельных элементов движения или действия и т. п.).

Особенности двигательных представлений. Двигательные представления имеют определенную структуру, которая определяется структурой двигательного действия. Еще П. Ф. Лесгафт писал, что «...наше представление о собственных движениях распадается на представление о движимой части тела, представления о силе, размере, направлении и быстроте движения», т. е. об определенных пространственных, временных и силовых признаках движения, из которых складывается любой технический прием. Taк, в двигательных представлениях о пространственных признаках движения можно выделить амплитуду, направление и форму; о временных — скорость, темп, ритм движения; о силовых — ве­личину и продолжительность развиваемых мышечных усилий.

Двигательные представления выполняют программирующую, тренирующую и регулирующую функции. Если первая является основной в процессе овладения новым двигательным действием. на начальных этапах становления спортивной техники, то вторая и третья имеют существенное значение на стадии совершенствования техники, на этапе высшего спортивного мастерства.

Тренирующая функция двигательных представлений была открыта в психологии спорта профессором Л. Ц. Пуни Основой тренирующего действия двигательных представлений служит механизм мысленного выполнения действия, т. е. механизм идеомоторных актов. Поэтому такое выполнение действий получило название идеомоторной тренировки.

Многочисленными исследованиями доказана высокая эффективность этого метода. А. Ц. Пуни приводит такие примеры. В результате 10 тренировочных занятий в условиях лабораторного эксперимента быстрота движении при практической тренировке выросла на 17,5%, а при сочетании ее с идеомоторной тренировкой — на 28,4%.

Характерной особенностью тренирующей функции двигательных представлений является то, что в результате идеомоторной тренировки повышается не только эффективность двигательного действии, но и активность всех систем организма, участвующих в осуществлении движения.

Тренирующий эффект двигательных представлений психологически объясняется общностью мозговых механизмов реального и мысленного выполнения действия. Практическое значение идеомоторной тренировки трудно переоценить. Двигательные представления способствуют не только формированию двигательных навыков, но и их сохранению, быстрому восстановлению и совершенствованию.

7 Вопрос

Практические задачи решаются посредством не только технических приемов, но и многообразных приемов психологического воздействия на противника. Это может выражаться в маскировке своих возможностей, намерении, в демонстрации своей уверенно­сти и готовности к состязанию еще до его начала (например, во время разминки), имитационных и мимических приемов во время состязания, создающих обманчивые представления о намечаемых действиях.

Тактическое мастерство спортсмена тесно связано с уровнем развития физических, технических и психических качеств, Так, недостаточно развитые физические качества нередко препятствуют росту тактического мастерства спортсмена. Техническая подготовка также определяет эффективность тактических действий спортсменов. Тактического мастерства невозможно добиться без должного развития различных психических процессов и функций — восприятий, представлений, внимания, мышления и др.

Тактика имеет свои особенности в различных видах спорта, что обусловлено прежде всего их спецификой. Более простая тактика в видах спорта циклического характера и видах спорта, где нет непосредственного контакта с противником (гимнастике, метаниях и т. п.). Наиболее сложной и разнообразной тактикой характеризуются спортивные игры и единоборства.

Знание психологических особенностей деятельности в различных видах спорта, особенностей тактических действий, приемов, комбинаций и определяет выбор средств психологического харак­тера для успешного проведения тактической подготовки.

Тактические действия в спорте представляют собой комплексную деятельность спортсмена, которая требует перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, знаний, умений и навыков. Они являются результатом творческой мыслительной деятельности, связанной с оптимальным использованием физических качеств, технических умений, навыков и проявления психических способностей (познавательных, эмоционально-волевых, пси­хомоторных).

Структуру тактического действия составляют:

1) восприятие спортивной ситуации;

Восприятие спортивной ситуации представляет собой первичную фазу тактического действия. От того, насколько полную и точную информацию получил спортсмен, зависит дальнейший ход его тактических действий. В этой фазе большое значение имеет интенсивность и устойчивость внимания, во многом определяющие пространственные восприятия спортсмена (такие, как объем поля зрения, точность глазомера и др.), восприятие времени, осязание и т. п.

2) умственное решение тактической задачи;

Умственное решение тактической задачи предполагает следующее. На основе непрерывного восприятия действий соперников и партнеров спортсмен в сжатой форме оценивает сложившуюся ситуацию и принимает решение. Решение принимается не только на основе мыслительных операций, анализа, синтеза и умозаключения, но и на основе разгадывания замыслов противника, т. е. предвидения его действий и прогнозирования последующих событий. В этой фазе основную роль играет мышление спортсмена, но определенное значение имеют и память, и творческое воображение.

Если позволяет сложившаяся ситуация, тактическая задача решается посредством тактических навыков; в этом случае вторая фаза имеет свернутый (сжатый) характер, на это решение нужно минимальное время. Гораздо медленнее протекает мысленное решение, когда спортсмен встречается с незнакомой или непривычной ситуацией.

3) психомоторная реализация тактической задачи.

Психомоторная реализация тактической задачи осуществляется в виде движений. В этой фазе большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий.

Психологическая структура тактической подготовки спортсмена состоит из специальных знаний, умений, навыков, тактических способностей и тактического мышления.

Тактические знания представляют собой совокупность понятий и представлений о тактических действиях в избранном виде спорта. Спортсмен должен обладать знаниями об особенностях индивидуальной и командной тактики в данном виде спорта, о правилах ее применения и условиях, позволяющих добиться наиболее эффективных результатов, о тенденциях ее развития. Он должен знать особенности тактических действий ведущих спортсменов, а в спортивных играх — применяемые в настоящее время тактические схемы и их варианты. Необходимо также знать особенности и закономерности процессов восприятий, внимания, мышления, психомоторики.

При подготовке к конкретным соревнованиям с определенным противником спортсмену необходимы знания условий соревнования, а также особенностей и возможностей противника (характерных черт его личности, уровню технического и тактического мастерства, излюбленных приемов, типичных ошибок и т. п.), чтобы действовать с учетом этих условий и особенностей и использовать их для достижения поставленной цели.

Тактические умения — это такая форма проявления сознания спортсмена, в которой отражаются фактические действия, формируемые и совершаемые на основе приобретенных тактических знаний. Уровень тактического мастерства спортсмена во многом определяют его умения разгадывать замыслы противника, предвидеть ход решения тактических задач, быстро и правильно видоизменять свою тактику. К тактическим умениям спортсмена относятся планирование, организация, контроль и регулирование спортивной деятельности в условиях состязания.

Тактические навыки — это заученные приемы, комбинации индивидуальных и коллективных тактических действии. Тактические навыки в спорте имеют свои психологические особенности. Они очень быстротечны и вариативны.

Тактические способности — это психологические особенности и качества спортсмена в сфере перцепции, интеллекта, психомоторики, которые являются условием успешного выполнения тактических действий, становления высокого уровня тактического мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: