Воспитания и спорта 8 страница

3. Ильин, Е. П. Психология спорта учебник / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

4. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А. В. Родионов. – М.,: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.

1 Вопрос.

Психологическая подготовка спортсмена- это одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конецной целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена.

Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена:

1. к продолжительному тренировочному процессу

2. к соревнованиям вообще

3. к конкретному соревнованию

Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованиям осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой. Непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой. Между общей и специальной психологической подготовкой могут проводиться специальные мероприятия, цель которых коррекция психических состояний спортсмена на заключительном этапе подготовки.

Но формирование и совершенствование свойств личности – это конечная цель подготовки.

Активное психическое состояние определяет продуктивность и качество тренировки, но оно может не возникнуть к очередному занятию. Оно определяет временный фон, на котором протекает деятельность. Чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер, в его основе лежит соответствующее отношение спортсмена к процессу деятельности, ее условиям, самому себе, нагрузке и т. п. Стабилизируясь, активное состояние переходит в доминирующее и создает соответствующий фон деятельности на достаточно продолжительное время. В свою очередь, доминирующее состояние на базе устойчивых отношений определяют свойства личности - психические образования, отличающиеся устойчивостью в подовляющем большенстве ситуации (например, один спортсмен всегда качественно и продуктивно выполняет задания тренера, другой делает это от случая к случаю. У первого работоспособность определяется добросовестным отношением к тренировочному процессу, т. е. свойством личности, у второго – сегодняшним настроением, т. е. состоянием. Чтобы это психическое состояние стало свойством личности, его надо вызывать у спортсмена изо дня в день, перед и в процессе каждого тренировочного занятия, применяя для этого комплекс психолого-педагогических воздействий).

Таким образом, психологическая подготовка это сложный процесс стабилизации психического состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем и свойством личности. И центральной задачи данного процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера, которые создаются как под влиянием внешних воздействий со стороны тренера, родителей, психолога, т. е. в процессе воспитания, так и под влиянием внутренней самоорганизации и самомобилизации, т. е. в процессе самовоспитания спортсмена.

2 Вопрос.

К спортивному достижению идут постепенно изо дня в день, долгие годы. Высокие результаты в современном спорте могут быть достигнуты только при условии многолетней систематической тренировки, жесткого соблюдения жизненного и спортивного режима. К этому спортсмен должен быть психологически подготовлен. Достигнутая подготовленность должна постоянно развиваться и совершенствоваться в ходе самой тренировки.

Существуют два пути обеспечения и поддержания такой подготовленности:

1.создание, развитие и совершенствование мотивов спортивной тренировки;

2. создание благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Это разделение условно, т. к. формирование мтивов осуществляется через формирование соответствующих отношений. Но мотивация имеет свою специфику. Активность, собранность, дисциплинированность, продолжительность и результативность работы спортсмена определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация должна базироваться на потребностях спортсмена и должна строится по принципу: хочу-могу-должен.

Осознанное желание, сформированное в виде четкой цели, высокая вероятность ее достижения и понимание обязательности определенных действий, побуждают спортсмена к упорным тренировкам в течение многих лет.

Здесь рассматриваются не мотивы, побуждающие к занятиям спортом, а к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу с целью достижения высоких спортивных результатов.

1. Мотивы спортивной деятельности.

а) постановка далеко отставленных целей. (далеко отставленная высокая цель через серию промежуточных целей в тренировочном процессе определяет постоянную установку на качственную работу на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное состояние спортсмена).

а) оптимальное соотношение поощрений и наказаний (эффект поощрения и показания определяется их справедливостью, формой, индивидуальными особенностями спортсмена и тренера.

Очень важно, чтобы поощрении преобладало над наказанием.

В) развитие традиций команды (развитие традиций команды, организация спортивных праздников посвященных успехам команды, поиск интересных ритуалов и т. д. – все это хорошие мотивы для сохранения стремления оставаться в спорте и прогрессировать как можнобольше.).

г) Принятие коллективных решений (участие каждого спортсмена в обсуждении основных вопросов предстоящих тренировок, отдыха и др. мероприятий).

д) эмоциональность тренировочных занятий (тренировки не должны быть однообразными и скучными, т. к. одинаковые задания притупляют самоконтроль, собранность, а в состоянии психического напряжения раздражают, ведут к отказам от тренировок).

е) Особенности личности тренера (тренер должен быть оптимистом, энтузиастом, быть примером в проявлении силы воли, верить в ученика, требовательным и т. д.)

Тренером высоко класса называют того, кто умеет заставить учеников работать на приделе возможностей длительное время и при этом сохранить с ним хорошие взаимоотношения.

2. Создание благоприятных отношений к тренировочному процессу.

Для спортивной деятельности специфична своя система отношений:

а) отношение к спортивной жизни;

б) отношение к выполняемой и предстоящей нагрузке;

в) отношение к своим возможностям восстановления;

г) отношение к нервно-психическим перенапряжениям;

д) отношение к качеству выполнения тренировочных занятий;

е) отношение к спортивному режиму.

3. Вопрос.

Целью общей психологической подготовки является адаптация к соревновательной ситуации вообще. Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой со спортсменами. Содержание психологической подготовки определяется специфическими чертами спортивного характера: спокойствием, уверенностью в себе и боевым духом.

Единство всех черт спортивного характера обуславливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности.

Процесс психологической подготовки спортсмена предусматривает два основных направления деятельности педагога, воспитателя: использование средств воздействия на спортсменов и бучение спортсменов методам самовоздействия.

Общим принципом методики психологической подготовки является воздействие на сознание и на подсознание спортсмена большого числа приемов смешанного влияния на промежуточные компоненты управления действиями и переживаниями спортсмена.

Методы и психолого-педагогические мероприятия представлены в связи с уровнями воздействия на организм и поведение человека.

Методы:

1.Беседы, лекции. (объяснение особенностей психических состояний в спорте, обучение специфическим приемам. Главным методом воздействия на сознание является-убеждение.

2. Беседы с другими людьми в присутствии спортсмена. (Содержание бесед косвенно направлено на него. Главная задача – снятие противодействия внушением, убеждением, борьба с негативизмом. Метод воздействия - косвенное внушение.

3. Гетеротренинг. В состоянии расслабления, суженного сознания спортсмены изучают, повторяют специально разработанные формулировки внушений-самовнушений.

4. Внушенный отдых. (спортсмену внушается глубокий покой, отдых в состоянии полного расслабления при ощущении приятной тяжести расслабленного тела и тепла в мышцах. Метод воздействия – внушение.

5. Внушенный сон (гипноз). Задачей является воздействие на подсознание. Метод воздействия – императивное внушение, с формированием установки на реализацию его содержания в поведении, действия, переживаниях.

6. Аутотренинг (от греч. «аутос» сам). Этот метод представляет собой самостоятельное, без посторенней помощи использование изученных или заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслабления. Цель- перевод внушений в самовнушения, совершенствование механизмов саморегуляции.

7. Размышления, рассуждения. Это основные способы перевода внушений и самовнушений в самоубеждения.

Комплексное использование рассмотренных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена.

Основной задачей специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию является создание состояния психической готовности спортсмена к выступлению в нем.

Состояние психической готовности к соревнованию, как и любое другое состояние – целостное проявление личности. Оно представляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы:

1.трезвая уверенность в своих силах.

2.Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели.

3. Оптимальный уровень эмоционального напряжения.

4. Высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям.

5. Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением.

4 Вопрос.

Под психорегуляцией понимается комплекс мероприятий направленных на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем.

Методы психорегуляции классифицируются:

на те, которые применяются извне (гетерогенно);

и методы саморегуляции (аутогенно).

По содержанию: на словесные (вербальные) и без словесные (невербальные).

По технике оснащения: на аппаратурные и безаппаратурные.

По манере использования: на контактные и безконтактные.

Это разделение условное, т. к. имеются определенные сочетания характеристик методов.

Наиболее распрастраненным принципом классификации является выделение двух групп методов: гетерорегуляционных и ауторегуляционных.

Среди методов гетерорегуляции выделяют те, которые могут быть реализованны в обычном состоянии бодрствования или в измененным состоянии сознания, например в той или иной стадии гипноза.

Вербальные методы внушения в обычном состоянии подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение.

Рациональное внушение является более сложным методом вербальной гетерорегуляции. В его процессе следует:

1.Логически убедить спортсмена в необходимости выполнить какой- то комплекс мероприятий, настроится на ту или иную деятельность;

2. Устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;

3. Определить благоприятную прспективу, которая может быть у спортсмена, если он будет следовать предлагаемым психогигиеническим советам.

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, можно выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне).

Фракционный (частичный) гипноз заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части (гипнотизируют, пробуждают, спрашивают о самочувствии и снова погружают в сноподобное состояние.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные методы.

Аппаратурные – это те приборы, которые позволяют формировать то или иное сноподобное состояние.

Методы гетерорегуляции, изолированно использующие приборы называются аппаратурные невербальные контактными. Аппаратурные невербальные бесконтактные методы, которые действуют на органы чувств дистанционно(источник тепла, которые помогают создать соответствующие ощущения в процессе внушения, а также аудиовизуальные средства: функциональная музыка, специальные акустические феномены (например, шум леса, звуки прибоя и т. п.), цветовые эффекты сочетающиеся с иллюзией падающего снега, дождя и пр.).

Методы гетерорегуляции наиболее эффективны в тех случаях, когда они дополняют и усиливают друг друга.

Методы саморегуляции также разделены на вербальные и невербальные.

К вербальным относятся: аутогенная тренировка и ее различные модификации, «наивные», и простейшие методы саморегуляции.

Аутогенная тренировка предложена в 30-е годы 20-го столетия австрийским врачом И. Щульцем. Она построена на последовательном самовнушении чувства тяжести и тепла в конецностях, затем чувства тепла в области солнечного сплетения, чувства тепла в области сердца и, наконец, ощущения приятного прохладного лба. Все эти локальны феномены способствуют расслаблению, снятию нервного напряжения, оптимизируют восстановлению работоспособности.

Вариантами аутогенной тренировки является психорегулирующая тренировка, когда основное внимание уделяется успокоению и расслаблению, и и психорегулирующая тренировка, позволяющая целенаправленно влиять на формирование оперативного боевого состояния.

Из большого числа методов саморегуляции надо выбирать те, которые наиболее близки индивидуально, больше нравятся спортсмену и помогают ему найти, что называется «ключ к себе».

«Наивные» методы саморегуляции – это пиемы, которые появляются в процессе тренировок и соревнований и использование которых дало тот или иной эффект. Эти методы специально не тренируют. Возникнув иногда случайно, они становятся ритуальными. Простейшие методы в отличие от «наивных» надо специально тренировать. Они также могут быть вербальными и невербальными. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказы, приемы психической защиты, основанные на фантазии. К невербальным относятся методы: дыхательные и мимические упражнения, упражнения основанные на вызове специальных мышечных ощущений и т. п. Хотя эти методы естественны для поведения человека, их надо специально тренировать доводя до автоматизма, до такого состояния, когда пусковым стимулом к их применению будет изменившееся функциональное состояние спортсмена. К вербальным методам саморегуляции относятся и идеомоторная тренировка, т. е. мыслительное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называет какие-то движения, связки и т. д. Если идеомоторная тренировка выполняется только на уровне представлений, то это будет невербальный способ саморегуляции.

Невербальные методы саморегуляции разделяют на аппаратурные и безаппаратурные.

Аппаратурные невербальные методы делятся на контактные и бесконтактные. Так к аппаратурным контактным методам саморегуляции относятся все те, когда спортсмен сам использует приборы. К этим методам относятся аудиосредства (музыка, специальные шумы через наушники). Аудиовизуальные средства становятся бесконтактными, как только они начинают действовать дистанционно, подчиняясь управляющим влияниям самого спортсмена.

Безаппаратурные невербальные методы саморегуляции включают все «наивные», простейшие методы и идеомоторную тренировку.

К простейшим безаппаратурным невербальным можно отнести все целенаправленные гимнастические упражнения, включая дыхательную и мимическую, упражнения на осанку, психологическую гимнастику.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое состояние психической готовности спортсмна к соревнованиям?

2. Каковы внешние признаки предсоревновательных эмоциональных состояний?

3. Что такое саморегуляция и самоубеждение?

4. Назовите основные задачи психологической подготовки спортсмена.

5. Чем отличается специальная психологическая подготовка от общей подготовки?

6. Назовите мотивы спортивной деятельности.

7. Назовите методы психолого-педагогического воздействия.

8. Чем отличаются методы гетерорегуляции от методов ауторегуляции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: