Творчество Фета

Настоящая фамилия Шеншин; 1820 – 1892. Отец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком; мать - Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию (за границей у нее был муж и дочь). Афанасия записали на фамилию отца, но в 14 лет обнаружили юридическую незаконность = лишение привилегий потомственных дворян = берет фамилию Фет (теперь он «человек без имени» напишет он в книге «Мои воспоминания»).

Отец, по совету Жуковского, отдал мальчика в Пансион г-на Крюммера в Дерпте (по образу гимназии Гете). Фет знал латынь в идеале, греческий слабее. Три года там находится – чувствует, что он может писать. Позже - частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в МГУ. Он скучал в университете; но постоянное вел желтую тетрадку – решил отдать ее декану Денисову – тот передал Гоголю – Гоголю оценил и сказал «это несомненное дарование». Поселился у Григорьевых; ободренный похвалами своих товарищей Фет решается издать свои поэтические опыты (его учил писать Иринарх Введенский – переводчик Диккенса). В 1840 г. появляется его первая книжка «Лирический пантеон», оценили Белинский и Некрасов. Увлекается Гете и Гейне.

40-50-ые гг. До конца 1840-х гг. стихотворения Фета появляются в «Москвитянине» и «Отечественных записках». В 1844 г. Фет окончил университет и, испытывая давний интерес к военной службе, поступил унтер-офицером в кирасирский полк. В 1846 г. его производят в корнеты, а в декабре 1851 г., — в штабс-ротмистры. В 1853 г. Фета с чином поручика переводят в лейб-гвардии уланский полк. Во время Крымской войны он находился в войсках, охранявших эстонское побережье, а в 1858 г. вышел в отставку штабс-ротмистром гвардии. Период военной службы был в жизни Фета эпохой расцвета его поэтического таланта. В 1850 и 1856 (за основу сборник -50х) гг. выходят два сборника его стихов. В это время проявляется черта поэзии Фета – улавливание неуловимого. Излюбленные мотивы Фета — любовь и природа. По замечанию Боткина, Фет улавливал не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве. Критики говорили о том, что Фет – представитель новой поэзии, отличной от Пушкина и Лермонтова, сравнивали с импрессионистами. В 50-ых Фет издает переводыиз Гете, Горация (ФЕТ – ПЕРВЫЙ В РОСИИ ПЕРЕВОДЧИК ГОРАЦИЯ = 4 КНИГИ), стихотворные переводы трагедий Шекспира «Юлий Цезарь» (1859) и «Антоний и Клеопатра» (1859).

60-70-ые. Перед отставкой, взяв отпуск, Фет совершает поездку за границу. («Очерки из-за границы»; записки из Германии и Франции – исчезли). Там, в Париже Фет женился на М. П. Боткиной, сестре своего давнего друга и почитателя. В 1860 г. он купил в Мценском уезде хутор, где прожил 17 лет, лишь зимой ненадолго приезжая в Москву. В течение более десяти лет (1867 — 1877) поэт служил мировым судьей = «Записки мирового судьи». Институт суда только складывался в то время, мировой суд разбирал мелкие уголовные дела. Судьями могли стать те, кто удовлетворял 3 пунктам: 1. возрастной ценз — «не менее 25 лет от роду»; 2. образование высшее/или 3 года в профессии, где могли получить знания о судах; 3. имуществом ценою не ниже 15000 т.р. Тургенев был рад избранию друга, и подбил его на создания «записок мирового судьи». Книга не вышла, однако можно найти много «сюжетов» в письмах к друзьям.

Фет стал ярым агрономом и ничего слышать не хотел о литературе. Фет анализирует причины революции, одна из них, по его мнению, то, что люди отошли от с/х. Пишет в

1862 «Записки о вольнонаемном труде» (публ. в «Русском вестнике») – о том, как ему приходится заниматься именем. 17 глав (Осмотр имений; Покупка; Необходимое устройство; Осенние хлопоты; Приближение зимы; Зимняя деятельность и т.д). + статьи на социально-политические темы; -статьи о народном образовании и воспитании (Фет за то, чтобы в гимназиях изучали античную литру/за всестороннее развитие гуманитарных наук).

80-90-ые. Переводы: за 10 лет он переводит обе части «Фауста», два сочинения Шопенгауэра («Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания»), всего Горация, сатиры Ювенала и Персия, стихотворения Катулла, элегии Тибулла и Проперция, пятнадцать книг «Метаморфоз» Овидия, всю «Энеиду» Вергилия и эпиграммы Марциала. Кроме того, отдельными выпусками под общим заглавием «Вечерние огни» выходили его новые стихи.

+ 3 тома «Мои воспоминания» и «Ранние годы в моей жизни» - все издавалось при его жизни.

Знать: дружили крепко с Тургеневым, но поругались = яркие страницы в литературе.


13.Творчество Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в орловском селе Овстуге в имении своего отца (дворянин). Сильное влияние в отроческие годы оказала на Т. Отечественная война = она зажгла в юноше пламенную любовь к родине, которую он переложил на свои стихи. В 13 лет – вольнослушатель МГУ; много переводит и пишет стихи. В 14 лет (1818) принят в Общество любителей русской словесности, в след. году печатает свои первые стихотворения и становится студентом словесного отделения МГУ,

После окончания, в 1822 году, Тютчев был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене (в качестве внештатного атташе) и следующие 20 с лишним лет проходят в западноевропейских странах. Знакомится с Шеллингом, Гейне и женится на Элионоре Петерсон (3 дочери в браке, старшая – Анна – выходит замуж за Ивана Аксакова).

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море – спастись Элеоноре и детям помогает плывший там же Тургенев. Элеонора все же умирает (1838) и в 1839 Тютчев вновь сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг. В 1839 году дипломатическая деятельность Т. прервалась, но он оставался за границей. Николай I поддерживал инициативы Т. в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). В Россию Тютчев возвращается в 1844 году.

Согласно Ю. Лотману творчество Тютчева (400 стихов) можно разделить на три периода:

1-й период — начальный, 1810-е — начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли.

2-й период — вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве.

3-й период — 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г.

Тема природы. Появляется она в 20-х гг. Стихотворение «Весна. Посвящается друзьям» («Любовь земли и прелесть года...», 1821 г.- С. 57-58) - традиционная условная поэтическая манера и очень светлые гармонические тона. «Вечер» («Как тихо веет над долиной...», 1829 г. - С. 73) - условность преодолена; очень лирическая, гармоническая зарисовка светлого вечера. К 1828 г. относятся «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...» - С. 77), «Летний вечер» («Уж солнца раскаленный шар...» - С. 78-79) и др. Уже здесь присутствует характерное для Т. одухотворение природы, очеловечивание ее, а также для 20-х гг. - смелые, необыкновенные уподобления (солнце). Сюда же примыкает «Чародейкою Зимою...» (1852 г.; С. 185). Мотив дороги. Стихотворение «Странник» - дорога и совсем не метафорическая. В стихотворении заложена мысль о соединенности (Зевс - странник) и о единстве не однообразия, а разнообразия. Подвижный для странника, этот мир «недвижен» для Зевса. Но этот мир богат своим разнообразием, соединением всего: единство соединенного мира, где все его контрасты объединяются в одно целое.

Любовная лирика.

1824 год. Мюнхен. Увлечение баронессой Амалией Крюденер. Ей 16 лет, Т. - 24 года. («Я встретил вас...»). 1826 год. Т. женился по страстной любви на Эмилии-Элеоноре Петерсон, она простудилась и умерла. В 1848 г. Т. посвящает первой жене стихотворение: «Еще томлюсь тоской желаний, / Еще стремлюсь к тебе душой). И брак со второй женой. 1850 год. Т. встречает Елену Денисьеву. Этот роман - центральный в его сердечной жизни - длился 14 лет (у них были дочь и двое сыновей, выжил только сын Федор Федорович). Роман протекал в очень тяжелых условиях. Эрнестина (вторая жена Т.) вела себя великодушно, и не показала вида, что что-то знает. Стихотворения, посвященные Денисьевой, циклизуются вокруг двух дат: 1851-52 гг. (остракизм) и 1864 г. (смерть) и образуют в его творчестве лирический роман.

Т. умер 15 июля 1873 года, а еще в апреле, скованный предсмертной болезнью, он создал замечательное стихотворение "Бессонница". В 1868 году была издана вторая - и последняя - книга поэта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: