Творчество Некрасова

Основное + на выбор: публицистика/ поэмы/ поэзия.

Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября в Немирове Подольской губернии, отец – мелкопоместный дворянин, человек деспотического характера, угнетавших крепостных и свою семью; мать - женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку. В 1832 — 1837 учился в Ярославской гимназии, начал писать стихи. В 1838 уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем в течение 2 лет, и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — «В дороге» (1845) — получило высокую оценку критика. Некрасов стал организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники»).

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875). Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 — цикл стихов «Последние песни».

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

НА ВЫБОР: Н. как публицист; лирика Н.;поэмы Н.

Некрасов публицист (на выбор):

В 1845 году г. Некрасов, Белинский, Тургенев – выпускают две части «Физиологии Петербурга». В 1846 году новый сборник «Петербургский сборник» - орган демократического направления = в ыход четырех книг некрасовских альманахов (март 45-апрель 46) укрепил господство «натуральной школы».

В конце 1846 года Н. и Панаев приобретают у Плетнёва журнал «Современник».
Некрасов всячески привлекал аудиторию – бесплатные приложения к «Современнику» в виде «Литературного сборника» (49). В течение долгих лет «Современник» Некрасова — солидный «ли­тературный, ученый и политический» журнал выходил с красивыми цветными картинками мод из Парижа и непременной статьей о но­вых веяниях в этой области. Многие публицисты именно благодаря «Современнику» Некрасова были услышаны:

Герцен «Кто виноват?», «Сорока-воровка»; поэт И. С. Тургенев с первого печатал в нем свои знаменитые «Записки охотника»; начинал повестью «Дет­ство», и очень скоро завоевал огромную популярность Л.Н. Тол­стой. А также расцвели таланты А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щед­рина; с журналами Некрасова тесно связано творчество А. И. Гончарова, Д. В. Григоровича, А. Ф. Писем­ского, Г. И. Успенского и др. Сам Н. и сотрудник и издатель писал много рецензий, статей, информаций.

В 1862, после смерти Панаева, Некрасов – оф.редактор. Привлекает «новую» редакцию - М. Е. Салтыков-Щед­рин, М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев. Нет единства мнений, убытки. Сам Н. отходит от журнала, печатает (поэмы «Мороз, Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо», лирические стихи, са­тирический цикл «О погоде»). В 1866 «С». Закрывают.


1867 – Краевский приглшает Н. в «Отечественные записки» (возгл. Беллетристический отдел). Журнал набирает популярность благодаря Н. и редакции «С». В 1868 г. Н. опубликовавший на страницах журнала помимо лирические стихотворе­ния, эпические произведения: цикл «декабристских» поэм «Дедушка» и «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо» и предсмертный цикл «Последние песни». Имен­но эти произведения Некрасова были использованы идеологами на­родничества для пропаганды и популяризации своих идей в крестьян­ской массе.

После кончины Некрасо­ва Салтыков-Щедрин еще семь лет успешно продолжал его дело, твор­чески используя богатейший опыт крупнейшего журналиста и изда­теля той эпохи («Отечественные записки» были окончательно закрыты в 1884 г.).


15.Достоевский. Раннее творчество.

Знать «Бедные люди» + 1 на выбор: «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Хозяйка» («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково» - упомянуть).

Родился 30 октября 1821 года в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода. Образование в частном пансионе Л.Чермака. Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии (наследственное заболевание). Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.

Молодой Достоевский и его ранние романы связаны с новым реализмом Гоголя. Д. думал о стиле – напряженным и насыщенном.

Первый роман Достоевского "Бедные люди" опубликован в 1845 ( Некрасовым в "Петербургском сборнике" (1846)). Некрасов и Белинский воскликнули «Новый Гоголь родился!». Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах (эпистолярный). Новаторство: нет маленьких людей: либо есть человек, либо его нет.Роман длинен, и озабоченность стилем еще его удлиняет. Стиль тут не такой безукоризненно-совершенный и интересный сам по себе, как гоголевский.

«Двойник» (повесть). (1846). Подзаголовок «Приключения господина Голядкина». Не нашел положительных отзывов среди Белинского и др. критиков.

***Советник Яков Петрович Голядкин – пошловат, похож на Чичикова. В самом начале повести посещает доктора Крестиана Ивановича Рутеншпица, где есть первый намек на умственное расстройство героя. Голядкин мечтает посвататься к дочке статского советника. Голядкин встречает однажды на улице своего двойника, который устраивается в то же место, где служит сам Голядкин. Этот тип оказывается интриганом и пакостником, полная противоположность Голядкина, и везде его обставляет – перед девушкой, на работе, среди друзей. Голядкин-2 выхватывает рукопись у Голядкина-1 и того выгоняют с работы; Голядкина-1 везет в «карете» доктор (на самом деле в сумасшедший дом), и ему кажется что у доктора глаза горят.

«Былые ночи» (повесть, 1848). Главный герой— мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить. Настенька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.

Пишет «Неточку Незванова» (неоконченный роман, 48-49; сюжет заимствован с произведения Жорж Санд), но в 1849 году писателя арестовывают в связи с «делом Петрашевского». Хотел создать типографский станок, заказывали детали = и за разговоры и намерения 21 человека приговаривают к смертной казне (декабрь, 49). Всех заключенных привязывают по тройкам к столбам (Д. был в 3 ряду), у уже звучит команда «пли», как всех милуют и ссылают. Тобольск (январь 50), Омск, каторга (50-51) – «Записки из мертвого дома», Сибирь (51-54). Во время каторги ему запретили писать и он обдумывал сюжеты «Преступления и наказания». Далее благодаря Врангелю, который узнал что в ссылке находится великий писатель, Д. становится ординарцем, потом он пишет верноподданническое стихотворение Александру 2, ему дают 1-ый офицерский чин, возвращают дворянство.

В 1857 году он жениться на 33 летней вдове Мар. Дмитр. Исаевой (муж ее был офицером в Омске, умер, и они начали «дружить» с Д.). Брак был неудачным, она изменяла Д., и в 64 году умерла от чахотке. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».


16.«Преступление и наказание». Двойники Раскольникова

Роман опубликован в 1866 году в «Русском вестнике». Идея пришла на каторге, черновое название было «Пьяненький».

Фамилия Раскольникова не дворянская, но известная потому что: 1. близость к раскольникам (религиозное), а сам герой фанатик Наполеона; 2. раскол в обществе (ломались крепкие дружбы – Фет, Тургенев, Некрасов), крепостное право. 3. раскол в душе главного героя (убить старуху для него – подвиг, отказаться – деяние).

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег. Он создал свою собственную теорию, которая утверждала право одних убивать других. Все люди, по его мнению, делились на два разряда: обыкновенных и необыкновенных, которые имели право распоряжаться судьбами первых. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. В течение всего романа идет как бы проверка этой теории и постепенное ее отрицание. Для этого писатель использует такой прием, как система двойничества. Через двойников Раскольникова - Лужина и Свидригайлова - писатель утверждает право человека на жизнь и свободу.

Двойники:

1. Перт Иванович Лужин - самый ненавистный Достоевскому персонаж. Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая “теория” попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости. Живя в провинции, он начинает копить деньги, надеясь перебраться в Петербург и занять свое место в высшем обществе. Он полуобразован, даже не очень грамотен, но при этом кляузник. Он переезжает в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, которая обещала жирные куски. Петр Петрович предстает как угрюмая и высокомерная личность. Ему сорок пять лет. Он чопорный, осанистый, с осторожной и брюзгливой физиономией человек. Лужин - человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный, служит сразу в двух местах, чувствует себя обеспеченным. Людей, которых он опередил на жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им тяжесть своих ударов. Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может все еще поправить деньгами. Ошибку свою он видит в том, что не давал денег Дуне и ее матери. Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка, он по-своему ломал старую патриархальную жизнь, причислял себя к новым людям. Лужин лишен совести. Лужин и Раскольников – теоретики (практики – перешагивают черту и не стыдятся), Р. Не любит его, т.к. Л – отражение себя только в кривом зеркале.

«Теория разумного эгоизма» Чернышевский. «Забота о личном благе приводит к краху, а не к благоденствия» (кафтан).

2. Аркадий Иванович Свидригайлов. Для того, чтобы уничтожить ядро теории нужна была личность незаурядная, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов -загадка”, - думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и пытавшийся загубить жизнь Дуни. Таким он представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который в жизни все повидал, узнал, испробовал, которому все надоело. Он нравственный нигилист, безыдейный и бессмысленный злодей. Основная цель его жизни - заполучить Дуню. Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не подлежат нравственной классификации. Проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность своего существования в этом мире, он бессилен перед собственными страстями. У него нет выхода, он хотел жить и боялся смерти, но все-таки преодолел страх смерти и убил себя. Злодей и развратник, он на протяжении всего романа больше других совершает массу добрых дел. Собираясь в трагический “вояж”, он обеспечил будущее своим детям. В Петербург Свидригайлов приехал, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина. Наружность Свидригайлова привлекательна. Он крепок, свеж, вина не пьет, выглядит джентельменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то настораживающее в его глазах. Свидригайлов тоже принадлежал к числу “разочаровавшихся”. Он не видит путеводной звезды, не знает цели в жизни. У него нет связи с жизнью, с историческими судьбами России. Он не верит ни в Бога, ни в черта. С. – практик.

Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.


17. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова.

Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Себя он, конечно же, считал одним из «высших» людей, так как если бы он так не думал, то, по его теории, у него не было бы никаких прав на убийство. Раскольников не считает себя преступником: на протяжении всего романа он не только не уступает и не раскаивается, но и становится всё более уверенным в себе, в своей правоте.

Казалось бы, он убил и по его теории можно жить дальше, но он не может жить дальше спокойно. Он не выдерживает. Не только потому, что нервы сдали, а, наверное, потому, что сама душа его восстаёт против железной логики его теории. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт деньги последние на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно болен: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит. Он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, её жертвенность, милосердие, смирение сыграли великую роль в разоблачении теории Раскольникова. Соня – символ духовного возрождения.

Р. Делит общество на две неравные части, этому предшествую его размышления (теория):

1. Ежедневная жалость Раскольникова (сцена с проституткой которой 16 лет, она уже «никакая», поступок Мармеладовой Сони). Вывод: мир безобразен и не нуждается в улучшении.

2. Кто или что может изменить мир? (вопрос и движущий силе истории). В это время Р. читает: Наполеон 3 «Биография Юлия Цезаря» и Томас Крлейль «О героях и героическом». Вывод: изменить мир могу правоимеющие.

3. Какими качествами должен обладать такой человек?

Он должен придерживаться НРАВСТВЕННОГО РЕЛЯТИВИЗМА (открытие Достоевского) – т.е. частично принимать мораль.

*Какую роль играет толпа? Она выделят гениев, ПРАВОИМЕЮЩИХ.

Т. О. общество делится на два типа твари и правоимеющие («Тварь ли я дрожащая, или право имею?»).

*Тварь дрожащая – цитаты из Пушкина «Подражание корану» (Мужайся ж, презирай обман, / Стезею правды бодро следуй, / Люби сирот, и мой Коран/ Дрожащей твари проповедуй).

После того, как Р. выводит теорию, он хочет ее проверить, аргументы: 1. семье нужны деньги; 2. самопроверка. Раскольников одновременно Гамлет (догадывает о зле и мечтает всех спасти) и Дон-Кихот (мечтает о «золотом веке» для всех).

В тот момент, когда все готово к преступлению, автор начинает спор с героем:

1. Между теорией и практикой лежит пропасть.

Герой обдумывает преступление 1,5 месяца, но не знает, как действовать на практике. Автор допускает много случайностей (дверь открытая к старухе и др).

2. Если избирать путь насилия, то погибнут и правые и виноватые.

Хочет убить «злую вошь», но убивает и ее добрую сестру, возможно беременную.

3. Пролитая кровь обладает силой инерции.

1 убийство совершить страшное, последующие – уже не в тягость.

4. Не подумал Раскольников о том, что сверхчеловек – одинок.

Расколькников не может говорить с людьми о своих думах, только с Соней.

18. «Идиот». Источники образа князя Мышкина. Путь спасения России, предложенный Мышкиным.

Опубликован в 1869 году.Достоевский создал образ положительно-прекрасногочеловека (того, кто приблизился к Христу).

Источники образа:

1. Евангелие (Христос и Блудница Мария Магдалина = Мышкин и Настасья Филипповна). Фактически М. является воплощением христианской добродетели или даже олицетворением Иисуса Христа. По словам Достоевского, главное устремление князя — «восстановить и воскресить человека».

2. Эрнест Ренан «Жизнь Иисуса Христа». Даже такая личность, как Христос, наделенная сверхсилами, носила черты человека. «Ни один атеист, оспаривавший божественное происхождение Христа, не отрицал того, что ОН — идеал человечества. Последнее слово — Ренан. Это очень замечательно» (Достоевский).

3. Дон Кихот. М., также как и Дон, - защитник и во все верит.

Чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Здесь собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном» Дон Кихоте, подразумевая под ним князя Мышкина. Ситуация становится довольно опасной в тот момент, когда Аглая Епанчина открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Дон Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Герой противостоит среде, живущей по безнравственным и противоестественным законам. Однако между Мышкиным и Дон Кихотом есть ряд важных различий. Мышкин не бредит, как Дон Кихот, который не понимает истинного смысла происходящих событий. Князь делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Он сохраняет «голубиное сердце» Дон Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем.

4. Стихотворение Пушкина «Рыцарь бедный».

Чтобы снять напряжение (после чтения «рыцаря бедного» Дон Кихота), Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь. Данный эпизод выполняет в романе две функции. Во-первых, он раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое для девушки и для Мышкина признание в любви. То, как это происходит, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к нему нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка: «А.М.Д. своею кровью/Начертал он на щите». (АМД – Ave Mater Day) Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным.

Путь спасения России от Мышкина. Он пришел в Россию для того, чтобы влиять на людей: князь, при встрече с героями добывает крупицы добра из душ собеседников. Но его путь не меняет персонажей полностью, а лишь на 1 мгновенье – его план не может изменить мир.


19. «Бесы», старшее и младшее поколение бесов

1871-1872. Перв. «Жития великого грешника» (идея родилась во время ссылки).

Действие происходит в маленьком провинциальном городе, преимущественно в поместьях Степана Трофимовича Верховенского и Варвары Ставрогиной. Сын Степана Трофимовича, Петр Верховенский, главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение сына Варвары Ставрогиной, Николая. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодежь: философа Шигалева, суицидального Кириллова, бывшего военного Виргинского. Верховенский замышляет убить Ивана Шатова, который хочет «выйти» из ячейки.

Старшее "либеральное" поколение — Степан Трофимович Верховенский (старший) и Кармазинов. Цепляется за эстетику и этические идеалы.

В основе образа Верховецкого-старшего:

- Грановский Н. (друг Герцена) и его лекция о Гоголе.

- Рудин (отношение к «любви» одинаковое)

- Тургенев

- Влад. Серг. Печорин (писатель).

Т.О. = собирательный образ интеллигента 40-ых годов.

Его образ:

1. Он читает блистательную лекцию, но его освистывают (молодое поколение не принимает его положений);

2. Он учит национальному нигилизму («мы в коротеньких штанишках бегаем…»)

3. Гл. черта – безответственность (он учит и забывает о том, что каждое его слово отзывается в уме, следовательно, идеи выходят в массы, следовательно, превращаются в достояние толпы).

С.Т. как и многие другие люди его поколения, по суждению автора - взрослый ребенок, суетный и тщеславный, но при этом бесконечно добрый, благородный и беспомощный. Его либерализм, преклонение перед «западной» культурой и парламентскими учреждениями — безобидные и неопасные для общества игрушки. Все это раскрывается в эпилоге, где, пережив крах своих «западнических» убеждений, Степан Трофимович, бросивший свой дом и отправившийся в «последнее странствование» с котомкой за плечами, умирает бесприютным странником, в простой крестьянской избе, умирает, хотя и не отрешившийся от своего религиозного скептицизма, верующий по прежнему лишь в «Великую Мысль», но в то же время жаждущий бессмертия души, со словами любви и всепрощения на устах. Прямые духовные «дети» Степана Трофимовича и Кармазинова, по оценке автора «Бесов»,— молодые люди следующего поколения вплоть до нечаевцев. Они охарактеризованы романистом как «бесы», «кружащие» Россию и сбивающие ее с истинного пути (о младших бесах).

Младшее "нигилистическое" поколение – Петр Верховенский, Николай Ставрогин, Шагов (богочеловек, народ-богоносец), Кириллов (человеко-бог). Обе идеи подсказаны им обоим Ставрогиным. Противостояние этих идей есть, отчасти, отражение идеологической борьбы в душе Ставрогина.

Сын Степана Трофимовича — Петр (прототипами которого, как свидетельствуют черновики романа, были Нечаев и Петрашевский) с усмешкой слушает восторженно-патетические тирады отца, которого он считает безнадежно отставшим от века. Невежественный и циничный Петр Степанович откровенно заявляет о себе, что он «мошенник, а не социалист». Его цель — личная власть. К товарищам, которых он хочет духовно подчинить себе и связать круговой порукой, чтобы сделать своими послушными орудиями, он относится с презрением.

Кириллов.

Он учит «Бога нет и не может быть». Человек должен стать Богом, человек-богом = освободится от смерти. Он берет на себя убийство Шатова, когда за ним приходят, он сидим м-ду шкафом и стеной = вместо достойной смерти нелепая агония.

Восстание против унижающей человека власти бога толкает его на самоубийство, которое он рассматривает как проявление высшей свободы личности перед лицом играющих ее жизнью чуждых ей сил, выражение признания человеком власти над собой одного лишь собственного «своеволия». Своим «идейным самоубийством» Кириллов хочет показать пример другим людям, рассматривая себя как нового Мессию, жертвующего собою для всех. Горячая любовь к России, ее народу, из низов которого он вышел, гуманистическое сострадание к людям переполняют сердце убитого заговорщиками Шатова.

Ставрогин — один из последних в литературе XIX в. трагических выразителей темы романтического «демонизма». Это человек острого, аналитического ума и большой внутренней силы, полный сжигающей его ненависти к лицемерным устоям общества, в котором он вырос и воспитался. И в то же время анархическое отрицание старой, лицемерной морали побудило Ставрогина в молодые годы, бросив ей вызов, с головой погрузиться в разврат. В это время он совершил отвратительное преступление, мысль о котором позднее никогда не покидала его,— насилие над полуребенком, девочкой Матрешей. Рассказ об этом преступлении и вызванных им муках совести составляет содержание особой главы романа — «У Тихона» (так называемой «Исповеди Ставрогина»), которую редакция «Русского вестника», где впервые был опубликован роман, исключила при печатании «Бесов», сочтя ее слишком смелой, и она была опубликована впервые уже после Октябрьской революции. После совершенного преступления Ставрогин не находит душевного покоя, чувствуя в сердце неизменно ту же роковую пустоту. В нем ни на минуту не умолкает голос совести. Став виновником гибели не только Матреши, но и Хромоножки, искалечив жизнь двух других героинь — Марьи Шатовой и Лизы Дроздовой,— Ставрогин на последних страницах романа кончает с собой.


20. Бесы в образной структуре романа. Смысл эпиграфов.

Смысл эпиграфов.

Пушкин:

(Хоть убей, следа не видно, / Сбились мы, что делать нам? / В поле бес нас водит видно/ Да кружит по сторонам.// Сколько их, куда их гонят,/ Что так жалобно поют?/ Домового ли хоронят, / Ведьму ль замуж выдают?)
Евангелие от Луки. Глава VIII, 32-36:

Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся, и пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

  1. Кто для Д. Бесы?
  2. Россия – больна и в ней копятся бесы.

- бесы национального нигилизма (В России ничего не осталась, «страна в коротких штанишках»).

- бесы религиозного нигилизма (атеизм процветает; все потому, что отрицание – это дело личное, интимное, оно не должно выходить в массы).

3. Все бесы – террористы – свиньи = должны сгинуть.

Пушкинский эпиграф олицетворение «тогдашней» ситуации в России: Достоевский предугадал ужасные последствия, которые несет "нечаевщина" и сопутствующая ей "шигалевщина": вместо равенства - рабство, вместо свободы - казарма, вместо братства - всеобщий донос, ненависть и соединяющий всех страх. Однако "беснование" выражает себя не только в области политического радикализма (религия и др). Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии: роан кончается гибелью - Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиных, Лизы. Умирает и Степан Трофимович Верховенский, пережив перед смертью глубокое духовное озарение. Его последние слова обращены к России, которую он сравнивает с больным, одержимым бесами. Так евангельская притча об исцелении бесноватого больного, помещенная в эпиграфе к роману, получает осмысление на его последних страницах.

Бесы в образной структуре романа. + См. Ответ о двух поколениях бесов (19 билет).

Российская интеллигенция вымещается новым поколением (2 поколения = перекличка с «Отцы и дети» Тургенева).

Толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело», т.е. реальный исторический факт. Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации: С.Г. Нечаевым, П.Г. Успенским, А.К. Кузнецовым, И.Г. Пригожиным, Н.Н. Николаевым слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова – вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию.

Внимание Ф.М. Достоевского привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов («Катехизис революционера»), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. Целью «Народной расправы» провозглашалось освобождение народа путем «всесокрушающей народной революции, которая «уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции порядка и классы в России». «Наше дело – страшное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение», объявлялось в «Кателизист»».

В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально – это непосредственный отклик на события. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа «Бесы», в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. Он главный герой романа – один из самых сложных трагических образов у Достоевского.

Достоевский твердо верит, что болезнь России временная. Россия не только исцелится, но и обновит нравственно «русской правдой» больное европейское человечество.

С бесами сравнивает Достоевский молодых представителей интеллигенции – прототипов революционеров конца девятнадцатого века. В их деятельности, мыслях, поступках заключены вся нечистота, вся мразь все бесы, накопившиеся в России за века...

Бесы у Достоевского – просто бесы – без орденов и парадной формы.

Николай Бердяев определил «Бесы» как «мировую трагедию», главным действующим лицом, которой является Николай Ставрогин. «Бесы» как трагедия символическая есть лишь «феноменология духа Николая Ставрогина», вокруг которого, как вокруг солнце, уже не излучающего ни тепла, ни света, «вращаются все бесы».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: