Раннее творчество Толстого

На выбор: «Набег», «Рубка леса», «Детство», «Отрочество», «Юность», «Севастопольские рассказы».

1851 год, Толстой (23 года), не окончив универ, разочаровавшись в попытках улучшить жизнь яснополянских крестьян вместе с братом уезжает на Кавказ (служить артиллирейским офицером). Участвует в сражениях и работает над повестью “Детство” и одновременно с ней над рассказом «Набег» (1852 г).Позднее по своим впечатлениям от военных событий на Кавказе Толстой создает еще два рассказа - “Рубка леса” и “Как умирают русские солдаты”. Главная тема: простота, естественность как высшая ценность истинной человеческой жизни. В “кавказских” рассказах Толстой противопоставлял свое приземленное изображение военных действий, неразберихи сражения и бессмысленных смертей романтическому, поэтическому описанию сражения как величественного зрелища.

«Рубка леса. Рассказ юнкера» — рассказ Льва Толстого, повествующий об одном дне артиллерийского взвода во время Кавказской войны. Впервые опубликован в 1855 году, «Современник». Рассказ был начат летом 1853 года во время службы на Кавказе (первоначально назывался «Записки кавказского офицера» и т.д). Толстой решил посвятить новый рассказ И. С. Тургеневу, заметив в нём «много невольного подражания» тургеневским рассказам. Сюжет: Действие происходит в 1850-е годы в Чечне во время Кавказской войны. Рассказ ведётся от лица юнкера, командующего взводом артиллерийской батареи. В один из февральских дней взвод юнкера назначается на «рубку леса» — для сопровождения и прикрытия солдат, которые будут рубить на дрова лес вблизи неприятеля. Ночью колонна выступает и приходит в лес. Рассказчик даёт характеристику солдатам своего взвода (Веленчук, фейерверкер Максимов, бомбардир Антонов, ездовойЧикин, самый старший солдат Жданов и молодой «рекрутик», впервые бывший в походе). Он также предлагает свою классификацию русских солдат: 1)Покорные (хладнокровные/пьющие/хлопотливые) 2) Начальствующе (суровые/политичные) и 3) Отчаянные (забавники/развратники). Ночь, рассказы у костра. На рассвете появляются горцы и начинают стрелять, юнкер приказывает выстрелить по ним из орудия и они отступают. Юнкер беседует с ротным командиром Болховым, который выражает своё разочарование службой на Кавказе. Затем неприятель возвращается и ставит на краю поляны два орудия, время от времени обстреливая рубщиков леса. Тяжело ранят Веленчука, которого увозят на повозке. К вечеру рубка заканчивается, колонна уходит, однако взводу и одному пехотному батальону приказано остаться до завтра. Юнкер беседует с офицерами, затем возвращается к своему взводу и наблюдает за солдатами. Сообщают, что Веленчук умер. Солдаты разговаривают у костра, Антонов поёт «Берёзушку».

Продолжая традиции писателей «натуральной школы», Толстой в «Рубке леса» открывает для русской литературы огромный пласт общества — солдатскую массу. С реди них нет ни одного гадкого или мелкого человека. Так, ездовой Чикин «вжаждой вещи умел видеть что-то особенное, такое, что другим и в голову не приходило, и главное — способность эта во всем видеть смешное не уступала никаким испытаниям». Даже пороки Антонова в изображении Толстого оборачиваются своего рода достоинствами: когда Антонов бывал пьян, «он дрался и буянил не столько для собственного удовольствия, сколько для поддержания духа всего солдатства, которого он чувствовал себя представителем». Т. создает обобщенный образ русского солдата. В нем нет хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота. В «Рубке леса» воспроизводится течение будничной военной жизни. Соединение 2 миров: — солдатского (чистого) и офицерского (морально ничтожные Блохов, Крафт).
22. «Война и мир». 3 группы героев, путь нравственно-философских исканий Болконского и Безухова.

1863 год начал роман. Изначально планировалось - роман о современности, главным героем должен был стать декабрист, вернувшийся с каторги. Развитие мысли: писать про революционера ---- писать про революцию ---- писать про войну.

Новаторство: соединил 3 жанра в один: исторический роман, философский роман и семейная хроника.

Группы героев:

1) Большая группа. Нет «непосредственного нравственного чувства» и интеллектуальных устремлений (Курагины – Васились, Анатоль, Элен и Берг, Борис Грабецкой)

2) Персонажи без интеллектуального начала (не хотят/ не умеют мыслить, но обладают чувством нравственности). Ростовы (фамилия придумана Т. записывал в черновиках их как «простых» = решил, что фамилия будет хорошая). Наташа – скорее чувствует, чем думает.

3) Персонажи нравственные и интеллигентные = люди, которые не могут не думать. (Пьер Безухов (Пьер перекличка с Петр = 1-ый ученик Христа), Андрей Болконский).

История «исканий» Болконского: верит: сначала в роль личности в истории ---- личный героизм ---- просветление (человек ничего не решает, ничего не знает, все случайно, и самым толковым воином может быть не ученый тактик (каким он был), а простой солдат). Переворотный момент: битва под Аустерлицем.

История «исканий» Безухова: впервые Пьер появляется в салоне Анны Павловны Шерер – первый выход в общество. В начале он - безвольный человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Но у него есть нравственный поиск: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?». Встреча с масоном Бездеевым и вступление в «братство свободных каменщиков» усиливают искреннее стремление Пьера к самоусовершенствованию = выход из духовного тупика. Переломным этапом жизни Безухова становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит его к «согласию с самим собой», простоте, цельности. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде.
Спор Пьера с Николаем Ростовым в эпилоге романа доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. «Деятельная добродетель», по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Вместе с тем герой решительно выступает против насилия. Близость Пьера с будущими декабристами не стоит преувеличивать.


23.«Анна Каренина», 4 выхода для людей образованных

«Анна Каренина» пишется параллельно с трактатом «Исповедь».

4 выхода для людей образованных (для чего они были нужны? По этим 4-м выходам можно разделить всех персонажей «Анны Карениной»):

1) Неведение – человек живет и не знает, что жизнь есть зло и бессмыслица. Долго в этом состоянии могут пребывать либо слишком молодые, либо слишком глупые люди. (Алексей Каренин, Алексей Вронский).

2) Эпикурейство – наслаждение (Стива Облонский)

3) Выход силы и энергии (Анна Каренина, Тютькин)

4) Слабость – слабость, жажда жизни (Константин Левин. «Жить не для нужды, а для души».Познал через общение с простым народом, сцена с небом (отсылка к стихотворению Фета «Звездное небо»))


24. Позднее творчество Толстого, проза.

2 рассказа или 1 роман: «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дъявол».

К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный ходом исторического развития пореформенной России. Толстой порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства = повышенный интерес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительности, необычная социальная острота изображения глубинных процессов жизни и психологии личности.

Т. обращается к Богу и со ссылками на него убеждает господ отказаться от своих привилегий. Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в очередной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, пропитавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые призывы "проникнуться истиной Христа" и "самоусовершенствоваться" проходят через все публицистические произведения этого периода ("Исповедь", "В чем моя вера", "Так что же нам делать?", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Власть тьмы", "Плоды просвещения").

С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых классов. Критика общественных обманов реализуется в этих произведениях с помощью психологического самораскрытия героя. В " Крейцеровой сонате" герой не умирает. Толстой не зажигает здесь того "света", который, как вспышка, возникает и гаснет в душе умирающего Ивана Ильича в момент его последнего вздоха. Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Проповедь Толстым новой веры, очищенной религии, соединенной в его публицистических и художественных произведениях с критикой казенной церкви, суда, правительственных насилий, воспринималась в официальных кругах как "пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма". Высказывалось мнение о необходимости заточения Толстого в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа "Воскресение". В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви.

«Воскресение» — последний роман Толстого, написанный им в 1889—1899 годах.Роман писался три раза по году, с перерывами. Изн. «Коневская повесть», т.к. в 1887 Кони рассказал историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке женщину, которую он когда-то соблазнил. Они звали ее Розали, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме. Т. выпросил этот рассказ = 11 лет раздумий и 3 года труда.

Работая над романом (99 г) Т. посещал надзирателя Бутырской тюрьмы и расспрашивал его о тюремном быте. Толстой приехал в Бутырскую тюрьму, чтобы пройти с отправляемыми в Сибирь путь до Николаевского вокзала, а затем изобразил этот путь в романе.

В первом неоконченном наброске будущего романа (тогда ещё «Коневской повести») главного героя зовут Валерьян Юшков, затем, — в том же наброске, — Юшкин. Делая попытки «приблизить» материал, Толстой изначально заимствует для своего героя фамилию своей тётки по отцу П. И. Юшковой, в доме которой он жил в юности. О браз Нехлюдова во многом автобиографичен, отражает перемену во взглядах самого Толстого в восьмидесятых годах, что желание жениться на Масловой — момент теории «опрощения». И приобщение к Евангелию в конце романа — типичная «толстовщина». В произведениях Толстого у Дмитрия Нехлюдова из было несколько литературных предшественников: в «Отрочество», в повести «Юность», повесть «Казаки», в процессе написания которой фамилия центрального персонажа — Нехлюдов - была заменена Толстым на Оленин. — Все эти произведения во многом автобиографичны, и в образе главных их героев легко угадывается сам Лев Толстой. Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается = главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной приём развёртывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни. Это противопоставление, являясь основным принципом развёртывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для дворянско-буржуазного общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия. В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла, а моралистом, который вычитывает из евангелия нормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства бо-жия на земле». Так Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием. Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными (Симонсоном, Марьей Павловной), и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идёт уверенно и быстро. В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую своё будущее в духе отказа от эгоистических стремлений. Так - показывает Толстой - совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаякие, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова ( Маслова выбирает не Нхлюдова, который хочет на ней жениться, чтобы исправить прошлое, а Самсонова, потому что он любит ее такой, какая она есть, и останется с ним там, где будет и он ). Толстой выводит на страницах романа две группы революционеров: народников (Симонсоч, Марья Павловна, Крыльцов, Набатов) = Т. симпатизирует им. и социал-демократов (Новодворов) – Т. рисует отсутствие нравственности.


25. Позднее творчество Толстого. Драматургия.

На выбор: «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп».

«Власть тьмы, или коготок увяз, всей птичке пропасть». Первоначальное название пьесы, ставшее потом её подзаголовком: «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Написана в 1886 г. Впервые опубликована издательством «Посредник» в 1887 г. Драма в 5 действиях. В основу «Власти тьмы» положено уголовное дело крестьянина Тульской губернии Ефрема Колоскова, которого Толстой посетил в тюрьме.

Три основных произведения Толстого, созданных для сцены, - народная драма «Власть тьмы» (1886), комедия «Плоды просвещения» (1890), драма «Живой труп» (написанная в начале 900-х годов и вышедшая посмертно) - заняли прочное место в классическом репертуаре мирового театра.

«Власть тьмы» своей проблематикой, отчасти и поэтикой связана с «Народными рассказами». Подобно тому как Толстой ставил в заголовке некоторых рассказов нравственный тезис в форме пословицы, в подзаголовке «Власти тьмы» тоже стоит пословица «Коготок увяз - всей птичке пропасть»: вывод как бы задан с самого начала. Однако действие драмы не просто иллюстрирует эту истину, а исследует динамику морального падения персонажей, людей от природы заурядных, не столь плохих, но скатывающихся все ниже по пути преступлений.Особое место занимает в драме наивный и богобоязненный старик Аким, воплощающий для Толстого идеал христианина: своей упрямой проповедью добра он противостоит силам «тьмы» и в финале действия «в восторге» (согласно авторской ремарке) воспринимает покаяние своего сына Никиты, когда тот сознается в убийстве собственного ребенка и других преступлениях.

Толстой вводит в пьесу образ его жадной матери Матрены — фактического режиссёра постепенно нарастающих злодеяний, представляемых на сцене.

Стремление создать правдивый образ жизни русской деревни - «Власть тьмы». Название драмы, связывающее столь разнообразные части: символическую, предваряющую модернизм, и фольклорную, завершающую эпоху Некрасова и Островского. Натурализм в пьесе сосредоточивается, как и во многих других произведениях золотого периода русской литературы, на сцене убийства. Как известно, существуют два варианта четвертого действия «Власти тьмы».

В первом из них убийство ребенка происходит прямо на сцене. Никита под угрозами Анисьи и уговариваемый собственной матерью, убивает в погребе своего ребенка, подробно комментируя, каким образом все это произошло. Желая отодвинуть шокирующие детали убийства на задний план, Толстой прибег во втором варианте к правилам лессинговского Лаокоона, изображая все происшествие через посредничество побочных комментаторов. Хотя ужас происходящего и не снижается, но все-таки через канву все накапливающихся отвратительных событий просвечивает луч человеческого сострадания.

Вопрос 26. Проза Чехова

Краткость слога — неизменное общее требование писателя. Долгое время характерной чертой чеховской прозы считалась ее бытовая сторона. Чехов описывал частную жизнь - именно это стало художественным открытием. В позднем творчестве Чехова звучит тема "ухода": из тупика, из безысходности замкнутого круга можно вырваться (но, как правило, в неизвестность, как это происходит в рассказах " Дама с собачкой" и "Невеста"). У героя появляется возможность выбора: либо принять жизнь и потерять себя, либо порвать все связи с обыденной жизнью. Это важнейший момент: герою Чехова не дано остаться собой в рамках обыденности; избрав общепринятый путь, он утрачивает свое лицо. Так происходит с доктором Старцевым, героем рассказа "Ионыч". Даже памяти о собственном недавнем прошлом, о единственном ярком чувстве не оставляет ему автор. Преуспевший Ионыч не только бездушен, но и безумен, одержим манией бессмысленного накопительства. Проблема "ухода" в творчестве Чехова глубоко связана с темой любви. Любовь для его героев - всегда переломный момент, путь в иную реальность. Но герой Чехова может испугаться внезапного превращения мира знакомого и уютного в сложный и непознаваемый. В повести «Дуэль» обыгрывается знакомый сюжет столкновения лишнего человека и нигилиста. У Чехова с этими позициями соотносятся служащий министерства финансов Лаевский и зоолог Фон Корен. Повесть начинается с последовательной смены точек зрения на центральную коллизию, историю взаимоотношений Лаевского и Надежды Фёдоровны. Вначале показана точка зрения Лаевского, который жалуется на запутанность своего положения, на то, что ему стала тягостной связь с женщиной, которую он разлюбил. Потом даётся мнение Фон Корена, непримиримо осуждающего Лаевского за его бесполезность отношений с Надеждой Фёдоровной. Итог произведения - Лаевский смог измениться: он начал трудиться (до этого он жил за чужой счет и даже не пытался что-либо сделать для других людей), принял ответственность за Надежду Фёдоровну (от которой он собирался убежать). Эта перемена, случившаяся с Лаевским, заставила Фон Корена признать свою ошибку, невозможность давать однозначные оценки человеку. Фон Корен скажет в финале: «Никто не знает настоящей правды».

«Палата № 6» (1892) напрямую отражает мрачные впечатления от поездки на Сахалин: у нашей жизни есть страшная изнанка, и многим людям открыта только она. В основе противопоставление двух героев. Доктор Рагин признаёт невозможность противостояния существующему порядку вещей. Громов категорически не принимает этого примирения с существующим порядком вещей. Несмотря на то что эта идеология Рагина скомпрометирована его безвольным характером всё же объективно прав именно он: человек действительно не сможет переломить существующий порядок вещей. Пафос борьбы Громова во многом обусловлен его болезненной неадекватностью – его диагноз верен, он в буквальном смысле психически нездоров. Но всё-таки симпатии автора на стороне Громова, смиряться с существующим устройством человеческого мира нельзя, несмотря на безнадёжность противостояния. Философия Рагина опровергается сюжетно, когда он сам оказывается одним из пациентов собственной больницы, попадает во власть тех обстоятельств, которые раньше не смог исправить.

К поздней прозе Чехова относятся «Ионыч» (1898), цикл («маленькая трилогия»), объединяющий рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» (1898), «Душечка» (1899), «Дама с собачкой» (1899), «В овраге» (1900), «Архиерей» (1902), «Невеста» (1903). По рассказам она еще может спросить. На паре дочка Успенской упоминала о таких рассказах: «Письмо ученому соседу» (первый рассказ Чехова 1880), «Тоска» 1886, «Каштанка» 1887, повесть «Степь» 1888, повесть «Скучная история» 1889, в 1894 «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Учитель словесности», повести «Черный монах» и «Бабье царство»; в 1896 «Дом с мезанином». Еще знамениты рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Ванька», «Анна на шее» и «Дама с собачкой». Подписывался Антоша Чехонте и человек без селизенки. Чехов пытается путем отрицания очертить область чести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: