Драматургия Чехова

Знать «Вишневый сад» и на выбор: «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня».

Особенность прозы Чехова:

1.Кажущаяся бессюжетность. («Вишневый сад» - кажется, что нет движения, нет борьбы за сад, все происходит – покупка, продажа – само собой. В «Три сестры» - символ МОСКВА – мир закрытый и неизведанный для сестр).

2.Обилие контекста и символики. «В.С» - символ: 1. дворянство как сословие (так же как сад увядает, дворянство убывает за границу); 2. усадебная культура (утонченная жизнь с ковром и роскошествами среди обще разрухи) = т.о убывает СТАРАЯ РОССИЯ – купечество, крестьянство и т.д. и во всем мире происходит редукция – убывает красота, поэзия и пр.

3.«Безгеройность» – нет ни положительных, ни отрицательных героев. (Наташа из «трех сестер» - единственный отрицательный персонаж Чехова. Раневская – с одной стороны – за сыном не усмотрела, дочку отправила в содержанки, денег мало, но с другой – чувствуется красота душевная = ни плохая, ни хорошая).

4.Двойничество. (У Гаева – Яша/ Раневская – Шарлотта (гувернантка) / Петя – вечный студент – Епиходов 33 несчастья).

Драма «Иванов» (1887) – первая поставленная на сцене. Тема - трагический надлом интеллигента 80-х годов, строившего широкие жизненные планы и в бессилии склонившегося перед препятствиями, которые ставил перед ним реакционный строй жизни. Далее, параллельно с работой над рассказом, Чехов создаёт ещё целый ряд драм: «Леший» (1889), «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903). Основной темой этих пьес является судьба провинциальной интеллигенции, лишённой серьёзных жизненных задач и перспектив.

На путь драматургического новаторства Чехов вступил в пьесе «Чайка»: пьеса вопросов, а не ответов. Нина Заречная влюбилась в литератора Тригорина, бежала из дому, сошлась с ним, а он вскоре бросил ее. Сама «чайка» Нина Заречная, хотя и изранена обманувшей любовью, смертью ребенка, неудачами на сцене, не сломлена и верит, что станет «большой актрисой». В этой пьесе появляются новаторские черты. Появляются символические образы. Тема «Дяди Вани» и «Трех сестер» – трагедия неизменности. Перемены в жизни людей происходят, но общий характер жизни не меняется. Одно из важных отличий «Дяди Вани» и «Трех сестер» от «Чайки» заключается в том, что неизменность жизни порождает у героев этих пьес не только тягостную скуку и печаль, но и предчувствие, а иногда даже уверенность, что жизнь непременно должна измениться. Герои этих пьес много думают, говорят и спорят об этом, особенно в «Трех сестрах».

«Вишнёвый сад»: в пьесе говорится о конце дворянской культуре, редукции жизни; герои не положительные и не отрицательные; есть двойничество (Гаев и Яша, Раевская и Шарлотта, Петр и Епиходов). Вишневый сад – не просто фон происходящих событий, он – символ усадебной жизни. Проблема жанра. Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией — «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К. С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Что значит увидеть в пьесе трагикомическое начало? Это значит согласиться с незаурядностью героев, Но какие же могут быть сильные характеры у “безвольных”, “ноющих”, “хныкающих”, “разуверившихся” героев?»

Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги = противодействующие силы: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Мотив одиночества— ведущий; живут ожиданием катастрофы: расставания не с вишневым садом, а с целой тысячелетней эпохой — тысячелетним укладом русской жизни. Вначале образ Раневской кажется нам положительным: она лишена воли, упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом», и тут же отдает золотой; рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж; привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Ее оправдывает любовь. Гаев иногда может говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Лопахин хочет помочь Раневской, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду = в конце концов покупает вишневый сад, и эта минута становится моментом его высшего торжества: он становится владельцем имения, где его «отец и дед были рабами, где их не пускали даже на кухню». «Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными.

Вопрос 28. Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина

Родился в 1826 году в Тверской губернии в дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. В 1844 окончил курс в лицее по второму и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. За вольнодумие в 1848 году Салтыкова-Щедрина - ссылка в Вятку.

В 1856 он причислен к МВД, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. В Вятке пишет «Губернские очерки» = имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником». В 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. В 1869 году пишет " Историю одного города" — вершину сатирического искусства. В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877-1883); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883-1884). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Салтыков-Щедрин создал «Сказки» (1882—86), «Мелочи жизни» (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889). Социально-психологическому роману «Господа Головлевы» (1875—1880). Основой сюжета является трагическая история помещичьего головлевского рода. Перед читателем проходят три поколения Головлевых: в жизни каждого Щедрин видит «три характеристические черты»»: «праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой». Открывается роман главою «Семейный суд». Центром этой главы является грозная для всех окружающих Арина Петровна Головлева, умная помещица-крепостница, самодержец в семье и в хозяйстве. Порфирий – Ииудушка (Средний сын. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее. Но Арина Петровна тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваньям.) здесь еще не «выморочный» человек. Его лицемерие и пустословие прикрывают определенную практическую цель — лишить брата Степана (старший сын) права на долю в наследстве. Сильным укором головлевщине является Степан, его драматическая смерть, которой завершается первая глава романа. Из молодых Головлевых он самый даровитый, впечатлительный и умный человек, получивший университетское образование. Но он с детских лет испытывал постоянное притеснение со стороны матери, слыл постылым сыном-шутом, «Степкой-балбесом». В результате из него получился человек с рабским характером, способный быть кем угодно. В следующей главе «По-родственному» действие происходит десять лет спустя после событий, описанных в первой главе. Арина Петровна - приживалку в доме младшего сына Павла Владимировича в Дубровинках. Головлевским имением завладел Иудушка-Порфирий. Как и в главе первой, здесь тоже речь идет о смерти другого представителя молодых Головлевых — Павла Владимировича. Он не был постылым сыном, но его забыли, на него не обращали внимания, считая дураком. Третья глава — «Семейные итоги» — сообщение о смерти сына Порфирия Головлева — Владимира. Показана причина наступившей позже смерти и другого сына Иудушки — Петра. Рассказано в ней о духовном и физическом увядании Арины Петровны, об одичании самого Иудушки. В четвертой главе — «Племяннушка» — умирают Арина Петровна и Петр, сын Иудушки. В пятой главе — «Недозволенные семейные радости» — нет физической смерти, но Иудушка убивает материнские чувства в Евпраксеюшке. В кульминационной шестой главе — «Выморочный» —речь идет о духовной смерти Иудушки, а в седьмой — наступает его физическая смерть (здесь же говорится о самоубийстве Любиньки, о предсмертной агонии Анниньки).

«История одного города», Жанр – историческая хроника. Первым из градоначальников обрисован в Дементий Варламович Брудастый по кличке Органчик. Любимым его словом был крик: «Не потерплю!» Далее рассказывает о том, что по ночам тайно приходил к градоначальнику органных дел мастер Байбаков. Секрет открывается внезапно на одном из приемов: там и случается у градоначальника поломка органчика, которым он пользовался вместо головы. После этого в городе начинается анархия, в результате которой власть захватили женщины. Это бездетная вдова Ираида Лукинишна Палеологова, авантюристка Клемантина де Бурбон, ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш и др. – в их образах угадываются царствующие - Екатерину Вторую, Анну Иоанновну и других императриц. Передовым человеком назван в произведении С.К. Двоекуров (соотнос. С Петром первым). Основным достижением Двоекурова была попытка учредить в Глупове академию. Следующий правитель Петр Петрович Фердыщенко на седьмом году правления влюбился в слободскую красавицу Алену Осиповну. Вся природа перестала быть благосклонна к глуповцам. жители Глупова сбрасывают с колокольни несчастную Аленку, обвиняя ее во всех смертных грехах..

Очередной городской владыка оказался расторопным и въедчивым. Василиск Семенович Бородавкин, как муха, мелькал по городу, любил кричать и заставать всех врасплох. Символично, что и спал он с одним открытым глазом (своеобразный намек на «всевидящее око» самодержавия). Однако неуемная энергия Бородавкина расходуется не по назначению: он строит замки на песке. Когда к власти приходит Миколадзе, поборник изящных манер, глуповцы обрастают шерстью и начинают сосать лапу. Градоначальник Беневоленский был заподозрен в связях с Наполеоном, обвинен в измене и отправлен «в тот край, куда Макар телят не гонял». Прыщ стал одним из самых желанных для глуповцев правителей. Однако местный предводитель дворянства принял его голову за фаршированную. В финальной части главы предводитель в ярости бросается на градоначальника с ножом и, отрезая ломоть за ломтем куски головы, съедает ее до конца.

Наиболее тягостное впечатление производит Угрюм-Бурчеев. Это мужчина с деревянным лицом, никогда не освещавшимся улыбкой. В день памяти апостолов Петра и Павла градоначальник велел людям разрушать свои жилища. Угрюм-Бурчеев попытался создать собственное море, но река отказывалась повиноваться, срывая плотину за плотиной. Город Глупов был переименован в Непреклонск. Сам неспешный, тягучий стиль повествования в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина показывает неразрешимость российских проблем.

Вопрос 29. Жизнь и творчество Лескова

Лесков Николай Семенович (1831- 1895). Детство, молодость прошли на Орловщине. Он начал чиновничью службу и вел ее сначала в уголовной палате орловского суда, а затем, после переезда в Киев, в рекрутском присутствии. В 1857 г. Лесков Николай Семенович вступает в коммерческую компанию родственника. Он посылает свои корреспонденции в киевскую, а затем и в столичные газеты. Лесков-публицист вступает в 1862 г. в открытую полемику с представителями революционно-демократической мысли, которых он называл «теоретиками». продолжает эту полемику в романах «Некуда» (1864) и «На ножах» (1870—1871). Полемическая запальчивость ощутима в повести «Загадочный человек» (1870), сатирической хронике «Смех и горе» (1871), исторической хронике «Соборяне» (1872). В 1874 г. Лесков Николай Семенович поступает на службу в министерство народного просвещения, однако и она заканчивается разладом. В 1883 г. его отчисляют «без прощения». Лесков Николай Семенович резко ополчается против «задухи» современной ему русской жизни («Инженеры-бессребреники», 1887), против церкви, утратившей, по его убеждению, живой дух веры («Мелочи архиерейской жизни», 1878), против разного рода апологетов русской отсталости («Загон», 1893). С желчной язвительностью создает он сатирические образы ретивых и уверенных в полной безнаказанности своих действий охранителей(«Административная грация», 1893); «Заячий ремиз», 1894). Произведения, посвященные талантливым русским людям («Запечатленный ангел», «Левша», «Тупейный художник»).

«Тупейный художник». Старая няня рас-сказывает мальчику историю своей жизни. Любовь Анисимовна была в молодости актрисой в театре графа Каменского. Там же она встретила свою единственную любовь - «тупейного художника» Аркадия Ильича, который по приказанию хозяина гримировал актрис. Человек этот был необычайно талантлив. Понравившиеся графу крепостные актрисы становились его недолгими фаворитками. Одной из причуд графа было то, что новую фаворитку всегда приводили к нему в костюме святой Цецилии, причесывая Любовь Анисимовну, аркадий пообещал сделать все, чтобы спасти ее от позорной участи. Люба поверила ему, обещала ждать. Однако, понимая, что ее любимый не сможет ее спасти, решила воспротивиться графу, «намоталась» на свою прекрасную косу. К счастью, Люба не умерла. Аркадий, нарушив строгое приказание графа, согласился постричь и побрить его брата, к которому был послан «остричь пуделя». Он получил щедрую плату и попытался похитить свою любимую, но их схватили слуги Каменского. Граф отправил его на «царскую службу». Любовь Анисимовна осталась крепостной графа. Аркадий получил офицерский чин, вернулся, чтобы выкупить Любу. На следующий день она услышала, что на постоялом дворе зарезали офицера. Это был ее Аркадий. Умение Н. С. Лескова отражать «неурядицы быта» проявилось и в том, что убийцей оказался дворник, который зарезал человека ради денег. С тех самых пор Люба стала часто прикладываться к «плакону» (элемент народной речи, близость «плакона» к словам «плач», «плакать»).

Рассказ Лескова «Левша». Левша народный герой – не приметный, выходец из Тулы, трудолюбивый. Подковал блоху за две недели. Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его. Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный, чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране. А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нет у него “тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о парт раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся! Повесть «Леди Макбет Мценского уезда»; Тема любви; любви ради которой совершают даже убийство. 1 глава. Катерина Львовна 24 года, молодая, милая, но не красавица. Купец Измайлов – 50 лет, вдовец, жил с отцом Борисом Тимофеевичем, торговец. Время от времени он уезжает, и молодая жена скучает. Заводит отношения с Сергеем – приказчиком. Однако в одну из ночей его видит свекор Борис Тимофеевич. Но на следующее утро свекор, поев грибков с кашицей получает изжогу, а через несколько часов умирает, да именно так, как умирали в амбаре крысы, яд для которых был только у Катерины Львовны. Часто Катерине Львовне снится черный кот с головой убитого свекра. В эту же ночь возвращается домой муж, интересуется, почему в его отсутствии постель надвое разложена. Недолго думая, женщина начинает душить мужа, затем бьет его литым подсвечником. Молодая хозяйка и Сергей закапывают его в погребе. Теперь Сергей начинает ходить как настоящий хозяин, а Катерина Львовна зачинает от него ребенка. Счастье же их все же оказывается недолгим: выясняется, что у купца был племянник Федя, имеющий больше прав на наследство. Племянника душат большой подушкой. Но все это видит любопытный человек, заглянувший в этот момент в щель между ставнями. Мгновенно собирается толпа и врывается в дом… В заключительных главах Сергей полностью отказывается от нее, начинает ей открыто изменять. В один из ненастных дней каторжных переправляют на пароме через Волгу. Сергей, как уже стало привычно в последнее время, снова начинает смеяться над Катериной Львовной. Она смотрит пустующим взглядом, а потом резко хватает стоящую рядом Сонетку и бросается за борт. Спасти их не удается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: