Люди играют в эти игры. так как они помогают поддерживать определенный уровень самоуважения, иногда получать право на безответственность

Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Механизмы манипулятивного воздействия.

1. Многовекторность воздействия – решение сразу нескольких задач. (отвлечение внимания адресата, изоляция человека со стороны других людей, перехват инициативы, рекламирование себя и др.) Основная цель –вывести человека из привычного состояния, сбить с толку, чтобы ослабить защиты.

Манипуляция начинается с настройки — создания подходящей психологической атмосферы, в которой можно будет эффективно играть на струнах адресата. Настройка может совершаться и с помощью невербальных приемов.

Например:

1. Резкое убыстрение темпа (беседы, движений, сборов и т. п.).

2. Внезапное сокращение или увеличение дистанции.

3. Ограничение пространства.

4. Нерегламентированные прикосновения.

2. Использование психических автоматизмов - фиксированные автоматические модели (паттерны) поведения, основанные на стереотипном реагировании на отдельный элемент имеющейся информации, который играет роль спускового крючка. Используя черты, служащие спусковыми крючками, манипулятор заставляет человека реагировать желательным для него образом. В основе автоматических действий лежат психологические принципы или стереотипы, которые человек приучен принимать, то есть все то, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа. Например, принцип контраста восприятия (после очень плохого среднее воспринимается как хорошее агенты по недвижимости начинают показ с самых плохих вариантов) принцип последовательности, принцип взаимного обмена, принцип социального доказательства, принцип авторитета, симпатии, дефицита.

3. эксплуатация личностных структур Манипулятор добивается своего не силой, а хитростью и выдержкой. Объект манипуляции действует под влиянием тех мыслей и чувств, которые смог вызвать в нем манипулятор, затронув значимые для адресата «струны души», или мотивы. Это может быть любопытство, зависть, стремление к независимости, властность, желание быть привлекательной для противоположного пола переживание из-за дефектов внешности, те есть игра на слабостях, или на желаниях от которых человек несвободен. Суть— не в том, чтобы «настроить» душевный инструмент, а скорее в том, чтобы «расстроить» его. Это может быть лесть, или насмешка, подначивание, или жалобный тон в расчете на человеческое участие партнера, преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, «глупости» для того, чтобы пробудить у адресата стремление помочь, сделать за манипулятора его работу, передать ему ценную или даже секретную информацию, научить его

4. мотивационное влияние на адресата. М анипуляция возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и внедряет их в его психику. То есть, происходит привнесение дополнительного побуждения в желания адресата, навязывание мотивационной "нагрузки", в конечном итоге видоизменяющее его первоначальные намерения. Первоначально создается состояние мотивационного напряжения (стремление к успеху, деньгам, уважению) или конкуренции мотивов, Затем происходит изменение побудительной силы конкурирующих мотивов(изменение ценности одного из них, изменение цены или вероятности достижения). А дальше разбуженная энергия работает уже сама.

Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

С этой точки зрения выделяют гедонистические и прагматические манипуляции

Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата. Манипулятор наслаждается вызванной реакцией, поскольку она является несомненным доказательством его могущества. Многие манипуляторы-гедонисты совершают свои действия для того, чтобы «потренировать мускулы» и в очередной раз убедиться в том, что жертва по-прежнему у них «на крючке». Им важно вновь и вновь получать подтверждения тому, что жертва послушна и будет оставаться послушной их воздействию.

Прагматическая манипуляция, направлена не на то, чтобы наслаждаться эмоциональной реакцией адресата. Она использует эту реакцию как средство для достижения определенной, при этом скрытой от адресата, цели. Цель — добиться выигрыша, заставить адресата что-либо принять; от чего-либо отказаться; дать информацию;попросить совета; последовать совету и т. п.

В психологические игры играют и на работе. Применяют этот способ своеобразной самозащиты отдельные члены коллектива, надеясь обеспечить себе привилегии в коллективе, получить определенные выгоды. Вот примеры наиболее часто встречающихся психологических игр в коллективе:

"Меня рвут на части" Любители этой игры стремятся получить как можно больше общественных нагрузок, не задумываясь над тем, как справятся с возрастающим объемом административных обязанностей и общественной работы. Перегрузка делами позволяет им, с одной стороны, не выполнять серьезно ни одну из своих обязанностей, а другой стороны, отказываться от нелегких заданий, выполняемых большинством их товарищей, ссылаясь на занятость.

"Святая простота" Любители этой игры демонстрируют окружающим свою наивность, неспособность довести начатое дело до конца. Цель такой игры – вызвать у окружающих естественное желание оказать помощь, и, в конце концов, они стараются переложить свои обязанности на других.

Если один из деловых партнеров наедине с другим требует от него подписания нереальных обязательств, грозя тому разглашением в случае отказа каких-то известных ему противозаконных действий партнера, то это — типичный пример шантажа. Если же, зная такую, например, слабость партнера, как желание покрасоваться, он приглашает на подписание слишком крупных для другого обязательств множество их коллег в качестве "зрителей", обставляя все это как "широкий жест" другого, как демонстрацию его "крупного масштаба", чем и вынуждает его к поступку, который не был бы совершен, будь они наедине, то это уже пример психологической манипуляции, так как здесь человек действует вопреки своим интересам как бы не по принуждению, а по своей воле.

Для манипулятивного стиля характерно:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: