Таким образом, первое «технологическое» условие диалога — настрой на актуальное психологическое состояние как самого себя, так и партнера, разговор «здесь и сейчас»

Такое поведение, из которого наш собеседник поймет, что мы искренни, правдивы и достойны доверия с его стороны. На это способен человек, который живёт в ладу с самим собой, понимает свои чувства и истинные намерения.

Особенно трудно не скрывать своих чувств, когда помогаешь другому. Не бояться показать свои чувства, такие, как беспокойство, раздражение, усталость. Полезно с помощью “Я – высказываний” выразить эти чувства. Так можно добиться гораздо большего успеха, чем "под маской" изображать подозрительные порой спокойствие и самообладание.

Утверждение, что консультанты должны быть конгруэнтными, не означает, что консультантам следует «импульсивно выражать словами каждое промелькнувшее чувство...» (Rogers, 1962). Однако конгруэнтность подразумевает, что консультант не боится разделить чувства своего клиента или дать ему обратную связь, которая могла бы улучшить их отношения, если консультант выражает свои чувства искренне.

Психотерапевт Рут Кон поддерживает точку зрения, что «исцеление зависит от искренности терапевтической встречи». Под этим она понимает не искренность любой ценой без учета разнообразных обстоятельств, а скорее «избирательную искренность», состоящую в способности к искренним высказываниям,* которые соответствуют обстоятельствам и целям актуальной ситуации. Иногда необходима полная открытость в отношении фактов и чувств, в ряде случаев возникает потребность ввести коммуникативные ограничения.

Роджерс признавал, что никто не бывает полностью конгруэнтным постоянно. Степень конгруэнтности, по мнению К.Роджерса, может меняться либо в зависимости от ситуации, либо в зависимости от человека, причем человек сам не всегда может осознать неконгруэнтность.

Таким образом, согласно представлениям К.Роджерса, всегда есть выбор между тем, чтобы быть конгруэнтным в общении (говорить все то, что действительно думаешь и переживаешь), и тем, чтобы быть неконгруэнтным, и в той или иной степени исходить из ситуации. Ведь во многих случаях конгруэнтность грозит осложнением или даже разрывом отношений, затрудняет достижение цели и т.д.

К.Роджерс отмечает, что если человек конгруэнтен, он не может сказать: “Он тупой”, “Вы — плохой человек”, “Она умна”, так как человек в принципе не может переживать такие факты. Поэтому, “если человек действительно конгруэнтен, то, очевидно, что вся его коммуникация должна обязательно существовать в контексте его личного восприятия” и переживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: