И.Ялом: «терапевт помогает пациенту не тем, что проникает в прошлое, а своим любящим присутствием рядом с пациентом, своей заинтересованностью, доверием и верой в то, что их совместная деятельность в конце концов принесет облегчение и исцеление. Любая психотерапевтическая техника может быть целительной лишь потому, что позволяет терапевту и пациенту вместе заниматься каким-то интересным делом, в то время как реальная терапевтическая сила — их отношения — укрепляется и созревает.
При спокойном, умном, и заботливом слушании человек, терпящий неудачу, часто может найти смелость излить свой умственный беспорядок и эмоциональное смятение. Когда это сделано, их сила иссякает, по крайней мере, со временем. Части головоломки могут стать на место, и некоторые из сокрытых вопросов могут быть осознаны. Тогда, и только тогда, он сможет слушать кого-то еще.
Понимание и готовность помочь
Персонифицированный характер общения
Проблемный, дискуссионный характер общения
Разговор в диалоге идет на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнер переходит на язык догм, где нет места спорам, уточнению точки зрения, возможности не согласиться. Ссылки на непререкаемые авторитеты, народную мудрость и вековые наблюдения подтачивают диалог изнутри, ведь за ними собеседник часто прячет свою неготовность предъявить и отстоять личную точку зрения на проблему
И.Ялом: профессионал не строит из себя волшебника, который позволяет клиенту догадаться о том, что знает сам. Он может признаться в том, что не знает, и затем предложить клиету найти ответ вместе с ним.
В общении с клиентом должно выполняться правило «взаимодействия, сосредоточенного на определенной теме» (Рут Кон). Оно, прежде всего, означает:
— говорить в первом лице единственного числа и не употреблять местоимения типа «кто-то», «некто»;
— высказывать собственные суждения и не прятаться за вопросами;
— осознавать и выражать тревогу и беспокойство;
— отмечать и вербализовать язык тела и любые невербальные сигналы.
Одна из самых важных потребностей человека — найти того, кто пожелает понять; пожелает не согласиться с ним, или одобрить, или принять его сторону, но искренне попытается понять. (Счастье-это когда тебя понимают). Самая обычная ситуация в очень стрессовых взаимоотношениях заключается в наличии двух людей, которые думают, что знают, что не в порядке с другим человеком, которые убеждены, что другой человек совершенно не понимает их, но которые не понимают по-настоящему себя.
" Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только тогда, когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так же, как вы, - только тогда вы действительно чувствуете в себе свободу исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта. Эта свобода - необходимое условие отношений".
понимание в этом виде общения будет реализовываться за счет таких механизмов, как эмпатия, идентификация.
Эмпатия — это такой механизм восприятия и понимания другого, когда познание другого происходит через “вчувствование” в другого, “перевоплощение в него”, “вживания в его мир”, “сочувственную идентификацию”.
Роджерс (Rogers, 1957) писал: «Ощущение внутреннего мира клиента, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при сохранении качества "как будто" — это и есть эмпатия...».
Эмпатия — это такое познание другого, когда он воспринимается, познается как бы в “чистом виде”, без обычно сопровождающих восприятие стереотипов, связанных с его членством в какой-то группе, с его функциональными возможностями в данной ситуации, т.е. познается “изнутри”, “через себя”.
Ситуации гуманистического общения всем известны — это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.
Здесь можно привести пример, как мы относимся к различным домашним животным. Мы почему-то пытаемся придать животным чисто человеческие качества и общаться с ними как с себе подобными. Это происходит потому, что с животными мы можем общаться абсолютно искренне, не боясь, что эта искренность обернется нам боком. Когда маленького ребенка обижают родители, он бывает жалуется своим игрушкам, которые хоть и не помогают, но и никогда не обижают.
То есть потребность в искреннем общении, при котором мы могли бы высказать все наши страхи и сомнения кому-то другому все же есть. Кроме того, во многих религиях есть ритуал исповеди, когда каждый, может безнаказанно рассказать о своих грехах представителю Бога и получить прощение. До 20го века это было самым мощным, если не сказать единственным терапевтическим средством.
Еще одно название диалогического общения - субъект-субъектное или партнерское общение. Психологический термин субъект-субъектные отношения означает, что, вступая в отношения с другими людьми, каждый человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям.
Партнерским или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека. (Хрящева Н.Ю. и др.)
Партнерство – это отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как он есть.
Партнерство предполагает психологическое равенство, а это не всегда безопасно. Партнерство предполагает согласование интересов, а это не всегда выгодно. Партнерство предполагает следование договору, а это не всегда удобно. Поэтому большое количество людей не готовы к партнерским отношениям и партнерскому общению. И даже психологам нужно этому учиться.
Диалог — важный инструмент профессиональной психологической работы, его технологии во многих случаях составляют основу консультативного психологического процесса.
Концепция психологической помощи исходит из диалогического понимания личности, и основное профессиональное умение практического психолога – это способность вовлечь клиента в целительный диалог.
Психологически ориентированное общение – это всегда общение с позиции наравне, это всегда диалог равных в котором есть место не только психологическому содержанию и любому другому содержанию, это всегда взаимодействие с признанием достоинства своего собеседника.
Известно, что одно из проявлений профессиональной деформации в психологической профессии, заключается в том, что психолог становится неприступным в общении, и общается часто с коллегами-учителями, с другими представителями непсихологической профессии с позиции над. Начинает учить других людей, учителей основам высокой психологии: Вы не понимаете, надо делать так, личность ученика это… Человек не может представить, что помимо сугубо психологической стороны учебного процесса существует и педагогическая ее сторона в которой учитель понимает и умеет и умеет гораздо больше.
Безоценочность - это требование относиться к поведению других людей безо всякой оценки это качество необходимо в психологической професии, потому что оно защищает психолога от излишней назидательности. Что хорошо, правильно и что, наоборот, неправильно и нехорошо
К. Роджерс в основном подчеркивал ту сторону гуманистического общения, которая может быть охарактеризована как центрация психолога на клиенте, включенность в переживания и страдания клиента. В терминологии Ухтомского это звучало как «доминанта на собеседнике».
Надо сказать, что К Роджерс приезжал в СССР в 1987 году, незадолго до своей смерти.
Многие психотерапевты и психологи, которые с ним встречались и присутствовали на его мастер классах, говорили и писали, что он произвел на них ошеломляющее впечатление.
(Примеры из статьи М.Котэ)
Другой стороной гуманистического общения является «вненаходимость» как определенная жизненная позиция участника диалога. К.Роджерс определял это, как способность чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь. Как писал И. Ялом Терапевт не может себе позволить утонуть в эмоциях — в таком случае он не сможет помочь. «Для того, чтобы работать, я должен привязать себя к мачте разума».
Временами трудно сохранить собственную автономность и независимость от человека, которому помогаешь, чтобы не попасть под влияние его депрессии, отчаяния, страха, не пойти на поводу его желания быть слабым и зависимым. Способность к сопереживанию облегчает понимание проблем другого человека, но это не означает переживание тех же чувств, что и клиент.
С этим тесно связано умение абсолютно не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогаешь. Мы ждем, как правило, неосознанно, что человек, которому мы помогаем, для которого столько сделали, изменится под нашим влиянием, будет больше руководствоваться тем, что, как мы полагаем, хорошо для него, постарается быть таким, каким мы хотим его видеть и тем самым лишаем его независимости. Вненаходимость в трактовке М.М. Бахтина — это позиция бескорыстия, отсутствие прагматической заинтересованности в собеседнике, а также лично-эмоционального привязывания к человеку. Психологу-профессионалу такая позиция позволяет, с одной стороны, сохранять внутреннюю целостность и психическое здоровье, а с другой — глубоко сопереживать клиенту.
Не стоит рассматривать перечисленные выше соображения как однозначные и жесткие требования к тому, кто хочет прийти на помощь. Они лишь указывают направления, следуя которым, можно увеличить эффективность нашей помощи
Таким образом, гуманистическое общение предполагает искреннее, доверительное общение. а доверие является очень существенным для эффективности коммуникации.
Не зря К.Роджерс называет общение внутренне конгруэнтных партнеров терапевтическим общением, которое приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности, открытости, энергичности и цельности.
Гуманистическое общение, по многим характеристикам отлично от предыдущих стилей. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Важной особенностью гуманистического общения является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном, не изменение партнера, как в манипулятивном, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.
Гуманистическое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия. Однако оно адекватно не во всех жизненных ситуациях, оно имеет свои возможности и ограничения. Есть термин неподходящее самораскрытие, как не соответствующее ситуации и внутренней готовности партнера по общению. Например, ситуация делового общения.
Свои зоны адекватного применения есть и у монологического общения. Если диалог – искусство самораскрытия, то монолог- искусство подачи своего намерения.
Оно лежит в основе ораторского искусства, уместен в нек. аспектах детско-родительских отношений.
И монолог и диалог имеет потенциал влияния.
У авторитарного воздействия оно обладает быстрым и сильным эффектом, но как правило непродолжительным. Результат – на поведении, внешних реакциях. Часто вызывает защитные реакции, поэтому негативное отношение к ситуации часто может перейти на отношение к партнеру по общению.
Свои плюсы есть и у манипуляции.
Диалогическое воздействие проявляется не сразу, имеет латентный период, отсрочено во времени. Зато эффект продолжительнее и психологически глубже.
Защитные реакции мягче: несогласие с партнером как правило не переносится на отношение к нему.
Диалог позволяет передавать более сложное смысловое содержание, личностные позиции и представления. Поэтому еще один синоним диалогического общения – личностно - развивающее общение.