Рациональное познание

7.1.. Мышление: структура, процессы, познавательные возможности.

7.2. Мыслительные операции и их формирование.

Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. (А.В. Петровский).

Классификация видов мышления:

В психологии существуют различные подходы к классификации мышления. Выделяют следующие виды мышления:

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

Теоретическое и практическое;

Логическое и интуитивное;

Продуктивное и репродуктивное.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познания свойств объектов непосредственным воздействием на них. Определяется восприятием ситуации и возможностью действовать в ней.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуации и возможных изменений в них. С помощью этого мышления воссоздаются характеристика предмета. Ведущая роль в этом виде мышления принадлежит воображению. Этот вид мышления играет важную роль в мыслительной деятельности дошкольника и детей младшего школьного возраста.

Словесно-логическое мышление является понятийным, т.е. предполагает использование понятий и логических конструкций.

Теоретическое мышление нацелено на объяснение явлений, процессов, оно образуется в процессе анализа, обобщения, установления общих закономерностей. Теоретическое мышление основывается на абстрагировании.

Практическое (эмпирическое) мышление нацелено на активное освоение и преобразование действительности, оно формируется путем непосредственного наблюдения предметов и явлений и последующего их сопоставления и сравнения.

Логическое мышление, в отличие от интуитивного, является деструктивным по структуре, т.е. предполагает обоснованный переход от одного определенного представления к другому, поэтапное построение целостного мысленного образа путем прояснения связей между составляющими его элементами.

Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение» закона или принципа. Оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и малой осознанностью.

Репродуктивное мышление предполагает воспроизведение и применение готовых знаний, алгоритмов и умений.

Продуктивное (творческое) мышление возникает на основе творческого воображения и направлено на получение нового продукта или знаний.

Свойства мышления:

Гибкость – способность отказываться от сложившихся стереотипов, искать и находить новые способы решения задач, скорость перестройки от прежнего способа на новый.

Низкие показатели гибкости свидетельствуют о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие показатели свидетельствуют о противоположных характеристиках.

Гибкость – индивидуальная особенность человека и на нее влияет возраст, профессиональная деятельность, сформированные установки.

Познавательная активность – готовность к деятельности или сама деятельность, инициативность в процессе познания. На познавательную активность влияет воспитание.

Познавательная активность меняется в течение жизни и зависит от природных задатков и от окружающей среды.

Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Быстрота мысли нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок.

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей

Описание характерологических качеств творческой личности предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д. Процессуальные черты или содержание опыта творческой деятельности в обучении приводятся следующие:

1) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

2) видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;

3) видение структуры объекта;

4) видение новой функции объекта в отличии от традиционной;

5) учёт альтернатив при решении проблемы;

6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

7) отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).

Таким образом, можно выделить два основных направления раскрытия сущности творческого мышления через описательные модели - описание процессуальных черт творческой деятельности и характерологических качеств творческой личности. Однако сегодня вопрос состоит не в выборе той или иной модели, а в доказательстве взаимозависимости процессуального и личностного аспектов мышления. Отсюда следует, что описательные модели творческого мышления должны содержать как процессуальные, так и личностные его характеристики

2. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Классификация видов воображения:

Активное воображение – позволяет человеку усилием воли, по собственному желанию вызывать у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – способствует спонтанному возникновению образов, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

- Образное представление действительности.

- Регулирование эмоциональных состояний.

- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

- Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения

1. Агглютинация – «склеивание» различных частей, качеств, несоединимых в обыденной жизни (русалки, кентавр, минотавр, сирены, циклопы).

2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей (великаны, карлики, гномы).

3. Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (орнамент – элементы растительного мира).

4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (художественная литература, скульптура, живопись).

5. Заострение или подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры, шаржи).

3. Этиология термина; развитие интуиции, интуиция в принятии решений.

Интуиция (позднелат. лат. intuitio — созерцание) — способность чувствовать уже имеющиеся логические цепочки связанной информации, касающиеся нужного вопроса, и, таким образом, моментально находить ответ на любой вопрос. Гете узнал о понятии «scientia intuitiva» от Спинозы, и сам дал определение интуиции как «точной фантазии». Кант описывает интуицию в «Критике научного разума» как «естественное и свободное соответствие силы воображения законам разума». Человеку следует стремиться к тому, чтобы иметь не только правильные мысли, но и соответствующие впечатления. Именно ощущение действительности и правильные представления о ней поставляют информацию для интуиции. Тот, кто точно ощущает и ясно мыслит, имеет шанс на то, что обе эти способности объединятся и между ними, как между двумя электрическими полюсами, пробежит искра. Чтобы понять, что такое интуиция, и как она возникает на бессознательном уровне, необходимо знать, что ощущения, в противоположность оценивающим чувствам, — это объективно воспринимаемые и, в принципе, измеряемые чувственные реакции. Ощущения возникают благодаря различным чувственным раздражителям. Различия раздражителей воспринимаются через сравнения. Например: крупнее — мельче, тяжелее — легче, светлее — темнее, быстрее — медленнее, больше — меньше, сложнее — проще и т.д. Предполагается, что каждую секунду нашими органами чувств воспринимается минимум 10 миллионов битов (80% — визуально, как зрительное восприятие цветов и форм) информации. Из этого гигантского количества неосознаваемых ощущений лишь от 20 до 30 становятся осознаваемыми, то есть примерно одна трехсоттысячная (0,00003). Поскольку ощущения всегда воспринимаются в неосознаваемых сравнениях, они производят сравнительные суждения. Многочисленные повторения приводят к неосознаваемым переживаниям-гештальтам. (Согласно гештальт-психологии, понятие «гештальт» всегда означает структуру, например, — мелодии. Таким образом, гештальт — это нечто «не телесное».) Большинство переживаний-гештальтов остаются неосознаваемыми (например, психосоматические телесные ощущения), но лишь до тех пор, пока не становятся болезненными. Неосознаваема большая часть шумов, например, бой часов, в отличие от телефонного звонка. И напротив: быстро осознаваемым становится переживание-гештальт определенной мелодии, определенного впечатления от пейзажа, конкретного лица, фигуры или позы какого-то человека.

Интуиция предполагает наличие внимания и открытость. Чтобы быть способным на это, человек должен быть необремененным и уверенным в себе. Но каким образом творческий человек, художник, политик, менеджер, домохозяйка или мать могут быть открытыми и уверенными в себе? Несмотря на любые задачи, которые человек должен выполнять, он останется необремененным до тех пор, пока будет испытывать чувство внутренней свободы и удовлетворения. Несмотря на всю неопределенность, царящую в окружающем мире, человек будет чувствовать себя гармонично, если он сможет обрести уверенность в себе и самоуважение. Интуицию можно развить, если человек учится полностью отдавать себя творческой задаче и исключает переоценки себя (самовосхищение, высокомерие и т.д.) и недооценки себя (сомнение в себе, чувство неполноценности и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: