Общие принципы общения. Понятие стереотипа. Ориентации на поведенческие рамки. Стереотипы журналистов. Методы устранения барьеров в общении. Установка на конечный результат. Соответствие и шесть уровней восприятия. Классификация собеседников по типу восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Телефонное общение журналистов. Основные уловки журналистов, PR-специалистов. Алгоритм успешного интервью. Выбор ньюсмейкера и сбор информации о нем. Приемы резюмирования, борьбы с пустословием. Невербальные особенности собеседника.
1. Особенности разговора по телефону
По телефону журналист получает от 30 до 80 процентов информации. Большая часть общения РR-специалистов с журналистами и представителями общественности также происходит по телефону.
Шаг 1. Подготовка к разговору
Самое главное – самому четко понимать, зачем вы звоните. Если вы об этом не подумаете или забудете, ваш разговор может стать бесконечным и надоедливым либо, напротив. Закончится после первой фразы.
Следующее, что нужно учесть, - время разговора. Лучше звонить в первой половине дня, но не в момент начала рабочего дня, а также не в самом конце работы и не в обеденное время. Постарайтесь воздержаться от звонков накануне выходных вечером, перенесите их на вечер воскресенья.
По сложившимся (неписаным) нормам делового общения звонить можно с 9 до 22 часов, в другое время только в исключительно важных случаях или по предварительной договоренности. Помните: по служебным делам звонят на работу, по личным - домой, а не наоборот. Впрочем, этот момент (если есть возможность) можно заранее оговорить.
Документы, цифры и факты, которые могут потребоваться для ведения разговора, лучше предварительно подготовить и иметь при себе. Хуже некуда, когда с телефонной трубкой в руках роешься в столах и папках. Собеседник может просто вас не дождаться либо посчитать, что вы невежливы с ним.
Опытные специалисты стараются подготовить возможные требования и вопросы к собеседнику заранее. Необязательно фиксировать их полностью - достаточно записать для себя ключевые слова. Велика вероятность, что в процессе беседы вы запамятуете какой-либо важный вопрос. Авторы нередко сталкивались с этим эффектом «забывания», он в особенности силен, когда беседа далеко не первая.
Совсем нелишне определить возможное развитие обсуждения в лучшую и худшую для вас сторону, ваше поведение в том и другом случае. Телефонный разговор требует быстрой реакции. Чуть замешкался - трубка даст гудки отбоя.
Перед тем как снять трубку, войдите в соответствующее разговору психологическое состояние. Примите позу, выражение лица, как если бы вы разговаривали с собеседником с глазу на глаз. Если желаете оставить приятное впечатление, улыбайтесь, начиная разговор. Все дело в том, что любые ваши действия тут же сказываются на тональности разговора. Поверьте (а главное - проверьте), что собеседник “слышит вашу улыбку”.