Шаг 10. Учитывайте уровни беседы

Вы, вероятно, помните о шести уровнях восприятия. Эти уров­ни очень важны в общении. Можно заметить, что чем ближе мы к человеку расположены, тем на более высоком уровне говорим с ним. Так, с полузнакомым мы ограничиваемся лишь болтовней о том, где он сейчас работает и что делает (окружение, поведение). С приятелями говорим уже о хобби и планах на будущее (способ­ности). Свои взгляды доверяем друзьям (убеждения). Лишь избранные друзья знают о том, как мы себя сами представляем (самопредставление). И уж мало кто знает о нашей миссии (нередко и мы сами о ней не догадываемся).

Между тем читателям тем интереснее интервью, чем более высо­кий уровень оно затрагивает. Хорошо, конечно, знать, где герой интервью сейчас обитает, с кем общается, что полезного делает, но куда любопытнее узнать, что он обо всем этом думает, какими ценностями живет, каким себя самого представляет. Следователь­но, и вопросы нужно ориентировать с расчетом на определенные уровни общения. Вряд ли интервьюируемый допустит вас к пони­манию его миссии (реальной, а не придуманной для публики), но своими взглядами и убеждениями поделится наверняка.

Во время разговора стоит отмечать тот уровень, на котором с вами общается собеседник. Если он выбрал уровни высокого по­рядка (миссия, самопредставление, убеждения), а вы зависли на 'уровнях низкого порядка (способности, поведение, окружение), беседа будет изобиловать паузами, смысловыми разрывами. Ситуацию такого рода называют «смысловыми ножницами». Чтобы избежать «ножниц», надо подстраиваться к уровню реплик собе­седника.

Начинать интервью с уровня самопредставления довольно ри­скованно. Собеседник, скорее всего, замкнется либо тут же пе­рейдет на уровень окружения или поведения.

В качестве примера приведем начало интервью Анны Вербиевой с праправнуком Федора Михайловича Достоевского («Неза­висимая газета», 04.06.98).

Вопрос: Алеша, когда вы узнали или почувствовали себя Достоев­ским? (Выход на уровень самопредставления - как вы себя воспри­нимаете, имея такую фамилию.)

Ответ: (Смеется.) Я родился Достоевским. Сколько себя помню, всегда им был. (Резкий переход к уровню поведения - я родился с та­кой фамилией.)

Более удачно для начала беседы использовать ориентирующие вопросы, не содержащие обозначения уровня беседы. Тем самым журналист дает возможность собеседнику самому определиться с уровнем разговора.

Показательно в этом смысле интервью, взятое Андреем Максимовым у Татьяны Толстой («Новая газета», 15 — 21.06.98).

А. М.: Начнем сначала, вы помните свою первую любовь? (На во прос о воспоминании можно ответить на любых уровнях.)

Т. Т.: Любовь эта была очень короткой и мне самой не известной, они существует, как говорится, только в воспоминаниях... (Татьяна Толстая выбирает для беседы уровень поведения. Следующая реплика журналиста уже определяет желаемый уровень беседы.)

А. М.: У вас очень много рассказов о любви, почти все они о любви несчастной. (Поднятие уровня на одну ступеньку - уро­ вень способностей.) Вы считаете, что любовь приносит человеку много печали? (Еще один шаг наверх, уже на уровень убеждений).

Т. Т.: Дело не в том, что я так считаю, просто оно гак, как правило, получается. Потому что чем выше у человека требования к любви, тем горше будут разочарования. (Героиня интервью принимает уровень убеждений, предложенный журналистом.)

Как видно из этого примера, постепенный переход от низкого уровня к высокому способствует не только плавному выстраива­нию беседы, но и создает благоприятную среду для разговора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: