Вы пришли брать интервью? Слушайте! Может статься, что вам вообще не надо будет задавать вопросы. Опытные политики, чиновники, актеры выстраивают ход интервью не хуже профессионалов. Используйте правила активного слушания. Они достаточно просты. Внимание к собеседнику, устойчивый контакт глазами с говорящим показывает вашу заинтересованность и вдохновляет собеседника. Нейтральные слова типа «конечно», «разумеется» с сочувственным наклоном головы подбадривают партнера. Важно эпизодически резюмировать высказывания собеседника с помощью фразы «Правильно ли я вас понял, что...». Журналиста, голос которого на пленке звучит чаще, чем голос его героя, можно смело выгонять за профнепригодность.
Чтобы достичь полного взаимопонимания и создать непринужденность при контакте, необходимо войти в резонанс с партнером. Отображайте эмоциональное переживание партнера, тем самым показывая, что отлично понимаете его психическое состояние. Если он мрачен, не выказывайте радости, лучше присоединитесь к его суровому виду. Если он весел и открыт, постарайтесь продемонстрировать свою открытость.
Настраивайтесь на тон и темп голоса собеседника. Вы и сами, наверное, замечали, как сложно беседовать с человеком, который тараторит в два раза быстрее вас либо растягивает одно предложение на полчаса. Синхронность речи настраивает на синхронность ваших мыслей, способствует свободному течению беседы.
Синхронизируйте жесты, позы. Собеседник слегка наклонился - следуйте за ним. Он откинулся назад, спустя некоторое время отклоняйтесь и вы - задача тут проста: поймать ритм движений и следовать ему. Обезьянничать не надо. Доверительное общение - своего рода танец, где движения партнеров следуют в едином ритме.
Синхронизируйте дыхание - это очень мощное средство влияния. Чтобы проверить, как это работает, проведите эксперимент. Если заметите чем-то огорченного человека - присядьте рядом. Вы заметите его неритмичное, поверхностное дыхание. Примите его позу, настройтесь на его дыхание. Через три-четыре минуты «совместного дыхания» медленно меняйте ритм своего дыхания делая его более глубоким и свободным. Расправляйте плечи, принимая уверенный вид. Вы будете удивлены тем, что человек последует за вами. И начнет успокаиваться. Магия ритма. Помощь без всяческих слов.
Доверие возникает к тому, кто готов принять и разделить наше состояние. Приемы синхронизации позволяют быстро убедить человека в том, что мы следуем за ним и принимаем его поведение. Причем делается это на уровне, который не осознается.
Любопытно, что, освоив приемы настройки, некоторые слушатели начинают беспокоиться. Они спрашивают, не теряют ли они таким образом своей индивидуальности. Теряем ли мы индивидуальность, общаясь с близкими людьми? Между тем мы бессознательно настраиваемся на них, синхронизируя свои ритмы. Теряем ли мы индивидуальность, настраивая приемник на нужную волну? Нет, мы только устраняем помехи.
Общение в едином ритме обогащает собеседников. И помимо установления доверительности (что само по себе хорошо) позволяет управлять процессом общения. Представьте, что вы беседуете с известным актером (политиком). Он несколько напряжен и закрыт. Он отгородился перекрещенными на груди руками и откинулся на спинку стула. Вы сели рядом, слегка обозначив отклонение к спинке своего стула и отгородились перекрещенными ногами.
С одной стороны, приняв позицию (в буквальном смысле) партнера, вы «удалились» от него, с другой - сделали шаг к сближению. Темп его речи замедлен - и вы несколько медлительны, произнося свои вопросы. Вы уже поймали его ритм дыхания. Это момент, когда вы включены в единое поле общения. Слегка измените темп речи, чуточку быстрее, немного наклонитесь вперед, измените положение ног. Легкая полуулыбка. Если вы точно «поймали» ритм собеседника, интервьюируемый «последует» за вами. Обозначится наклон вперед, исчезнет барьер перекрещенных рук. И главное - куда легче потечет беседа. Приняв чей-то ритм, мы способны его изменить, тем самым меняя и ритм интервью.
Правда, легкость и непринужденность не приходят сразу. Осваивая «общение-танец», журналисты нередко теряют нить разговора. Когда следишь одновременно за позами, жестами, дыханием и ходом разговора, возникает некоторая путаница. Как, собственно, всегда в момент обучения. Мы уже забыли, как это сложно связывать крючки из прописи в затейливые буквы. Но ведь накупил же момент, когда мы перестали об этом думать.
Несколько занятий подряд мы обучаем слушателей настраиваться сначала на позы и жесты собеседника, потом на дыхание. Почему-то журналисты с приличным стажем (а мы не раз обучали этой технике редакторов) воспринимают ее с большим удовольствием, чем студенты. Очень скоро способность к синхронизации естественно встраивается в поведение. Бессознательное человека очень восприимчиво. И тогда сознание полностью сосредотачивается на разговоре. А новая способность делает его куда приятнее.
Тем, кто осваивает приемы настройки самостоятельно, можем дать совет: поначалу тренируйтесь в естественной для вас среде, на знакомых. И только когда все будет получаться совсем незаметно - используйте приемы в процессе интервью. Поверьте - замечание к месту. Нам рассказали, как обескураженный неумелым «настройщиком» чиновник позвонил в редакцию с просьбой больше не присылать ему людей со странностями.