double arrow

Ориентация целей на сотрудников

Проблемная ориентация целей

В организациях проблемной ориентации успех и результат стоят на первом месте. Независимо от того, идет ли речь о достижении товарности, реформе администрации или о помощи бедным, структура организации, вся ее деятельность направлены на достижение этих первостепенных целей.

Причиныи условия, мешающие или затрудняющие решение этих задач, трансформируются или устраняются. Верхушка предприятия, саботирующая достижение успеха, устраняется. Отжившие положения, мешающие решению проблем, отбрасываются и заменяются новыми соглашениями. Кто не выполняет своих задач, заменяется или тренируется в выполнении своих обязанностей. Личные потребности и социальные соображения игнорируются, если их нельзя увязать с поставленной целью. Решающее значение имеет продвижение вперед
после решения задачи или проблемы.

Авторитет лишь тогда что-нибудь значит, когда он подтверждается знанием, способностями и умением. Власть и занимаемый пост не являются основой авторитета. Не появляется угрызений совести, когда переступают через правила и указания или ломают их, если они стоят на пути решения проблемы.

Вообще в предпринимательстве проблемной ориентации нет застывшей связи с существующей организационной структурой. Если она оказывается нефункциональной, ее изменяют или продумывается путь для умелого обхода. В этом проявляется один из источников отделенного от регулярной организации со штабом и линейными связями проектного менеджмента, благодаря которому должны быть преодолены недостатки традиционной организации. В организациях, ориентирующихся на власть, и организациях ролевой ориентации проектные коллективы, таким образом, являются единственными подразделениями, работающими исключительно с проблемной ориентацией.

К классическим инструментам в предпринимательстве проблемной
ориентации относится такой технический прием, как целевое управление, позволяющий, в свою очередь, объяснить, почему использование целевого управления в организациях, ориентирующихся на власть и на роли, обречено на провал.

В отличие от трех уже описанных ориентации, целью этих организаций является удовлетворение запросов своих сотрудников. Здесь отвергается авторитет в понимании организаций, ориентирующихся на власть, и организаций ролевой ориентации. Вообще в экстремальном случае может признаваться профессиональный авторитет. Однако в большинстве случаев исходят из того, что сотрудники готовностью помочь, коллегиальностью и использованием передового опыта оказывают влияние и поддерживают друг друга.

Большое значение имеет согласование индивидуальных целей с целями предприятия, что выражается в организационной морали. Организационная мораль - фактор, противостоящий центробежным силам индивидуальных интересов и мотивов работающих в организации людей. Цель организационной морали - сочетание или совпадение кооперативных и индивидуальных компонентов организации.

Фирма служит основой для самовоплощения своих сотрудников.

Рост, расширение сферы влияния и максимальное увеличение прибыли не имеют первостепенного значения. Хотя существует желание выжить с прибылью, здесь хотят работать, прежде всего, с партнерами-единомышленниками над рациональными проектами, доставляющими удовольствие.

Нельзя не видеть, что и большие организации подвергаются все более усиливающемуся давлению, развивающемуся в этом направлении. Нельзя не слышать призыва к такой работе, которая находилась бы в созвучии с личной системой ценностей. Именно в этом следует искать одну из причин того, почему тема культуры предпринимательства становится актуальной: совпадают ли ценностные представления организации с ценностными позициями сотрудников.

Описанные ориентации целей организации, направления и формы
самопонимания в зависимости от собственной профессиональной концепции кажутся привлекательными или непривлекательными. Они позволяют судить о том, как в организации:

- принимаются решения;

- используется человеческий потенциал;

- относятся к окружающему миру.

Для выбора пути конструирования организации попробуем представить объективную картину эффективности перечисленных четырех типов ориентации целей организации на основе оценки их сильных и слабых сторон по критериям внешней и внутренней способности выживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: