Вы постарались всячески склонить собеседника к своей точке зрения. Но он настолько упорен, что вам не удалось его переубедить. По этому поводу мы отметим три вещи.
Первая - нет неверных убеждений, все они имеют право на существование (если только не являются очень сильным препятствием для вас).
Вторая - подумайте, а стоит ли вообще в чем-то переубеждатьт собеседника? Что от этого зависит?
Третья - если зависит очень многое, то помните, что человека ни в чем переубедить нельзя. Но можно повлиять на убеждения. Существуют способы, позволяющие трансформировать убеждения.
В теории коммуникации выделяют три основных формы убеждений.
О причине - убеждения типа «потому что».
«У меня плохой характер, потому что я похож на отца».
О значении - убеждение типа «значит».
«Я не могу бросить курить, значит я слабак».
Об идентичности - убеждения типа «я...» и «если я... то...».
«Я могу бросить курить», «Я бесполезен», «Я не заслуживаю успеха», «Если я добьюсь, чего хочу, я что-нибудь потеряю».
|
|
Вас никогда не удивляли слоны в зоопарке? Они нередко привязаны к смехотворным столбикам и при этом не могут порвать путы. Что для слона столб, если он легко вырывает с корнем деревья? Но столб есть, и он удерживает слона. Потому что слон верит в то, что столб его силищу выдержит. Когда он был маленьким, его привязывали к тому же столбу, и справиться с ним не удавалось. И слон поверил, что не одолеет его, а потому и не пробует. Так работают наши верования, убеждения.
Для изменения убеждений можно использовать как сами убеждения, так и изменения предположений, на основе которых они построены. Важно знать, что люди придают большую значимость своим убеждениям, нежели поведению, на них основанному.
Здесь хорошо действуют техники «рычаг» и «смещение точки опоры».
Рычаг. Вы определяете ограничивающие убеждения собеседника, присоединяетесь к ним и используете их для того, чтобы изменить нежелательную ситуацию.
1. Определите причинно-следственное отношение, в которое человек верит. Скажем, ваш собеседник утверждает: «Я не могу согласиться на интервью. Общение с журналистами отнимает у меня время, предназначенное для работы».
2. Выясните угрозу: какое-то очень важное желание собеседника, которое может не сбыться из-за выстроенной им причинно-следственной связи. В выбранном нами случае вы, к примеру, узнаете, что в организации вашего собеседника разразился кризис, то есть ему сейчас необходима стабильность своего учреждения.
3. Присоединитесь к вашему собеседнику, давая ему понять, что вы понимаете причины и следствия его затруднений: «Я знаю, что у вас наступили трудные времена, а журналисты не только отвлекают, но и создают ненужную панику». У человека нет повода сопротивляться - вы ведь согласились с ним.
|
|
4. Сделайте для собеседника очевидной связь между его причинно-следственными представлениями и угрозой потери желаемого: «Но дело в том, что вместо достоверной информации нам приходится довольствоваться слухами. Их публикация только дезориентирует ваших сотрудников».
Вы можете использовать прием рычага и в положительной модальности. Для этого надо выяснить очень важное желание собеседника, которое может осуществиться, если он изменит свои причинно-следственные связи (то есть связать с возможностями). «У вас есть все основания заниматься работой, не отвлекаясь на журналистов. Может быть, ваша работа будет более успешной, если люди узнают о тех активных действиях, которые вы сейчас осуществляете».
Смещение точки опоры. Как мы уже отметили, часто легче сместить стоящее за убеждением предположение, удерживающее его, чем изменить само убеждение. Система представлений, потерявшая точку опоры, быстро трансформируется. Этой цели служат специально сформулированные вопросы, нарушающие ту связь между причиной и следствием, в которую верит ваш собеседник. Вопросы надо задавать до появления желаемой реакции собеседника. Они могут быть использованы как отдельно, так и комплексно.
К примеру, вам заявляют, что «все наши беды оттого, что писаки суют нос, куда им не следует, разносят грязь по всему миру». Попробуйте:
Обобщить. Вы всерьез верите в то, что писаки способны вызывать такую беду, как земле трясение? Интересно, кто вызывал беды, когда писак не было?
Детализировать. Какие конкретно издания и журналисты стали причиной наших бед? Какие конкретно беды устроили журналисты? Когда у вас появляется насморк, кто из писак повинен в той беде?
Рассказать метафору. Это мне напоминает историю, как грязь обвинила нос в том, что он сам дурные запахи создает.
Применить к автору его же убеждения. Не читайте прессу, и все ваши бедствия сразу пропадут.
Переопределить. Не кажется ли вам, что боязнь журналистского любопытства - удел того, кто сам боится за свою грязь?
Изменить результат. Может быть, нам пора научиться бороться со своими бедами, а не журналистами?
Найти контрпример. Случалось ли так, что журналисты помогали предупредить беду?
Предложить свою точку зрения. В моем представлении попытка не видеть грязь не спасает от угрозы замазаться.
Найти позитивное намерение. Намерение журналистов не в том, чтобы кого-то хорошенько вымазать, а всего лишь напомнить о существовании ванны.
Выделить ценности и критерии. Что для вас важнее - разобраться со своими бедами или заниматься поиском виновных?
Высказать возможную причину. Может быть, обвинения в бедах журналистов всего лишь повод не заниматься истинной причиной на наших бед?
Если же вам попадется очень упорный собеседник, вы можете поупражняться в применении перевернутых предположений. Они, как правило, вызывают замешательство, а затем производят неожиданные для человека изменения. Перевернутые предположения конструируются по формуле «каким образом А, теперь, когда вы думаете об этом сейчас, вызываетБ», где А означает имеющееся убеждение, а Б - желаемую реакцию: Каким образом ваше убеждение в том, что журналисты виноваты во всех бедах, теперь когда вы думаете об этом сейчас, позволяет вам бросить поиски виновных и взяться за работу?
В момент, когда человек пытается переформулировать вопрос в понятной для себя форме, А в его сознании связывается с Б. Чего, собственно, и требовалось достичь.