Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА




Различают два вида направленности человеческого поведения: реактивное и активное. Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы. Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей. Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности. В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми. С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психоло­гический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей. С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек. Такими общими потребностями и интересами являются:

  • материальные условия жизни;
  • интересная работа;
  • социальная стабильность.

Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как? Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией. Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей. В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: 1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;




2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

Очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства личности.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Чувства – это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает.

Классификация основных видов эмоций:

Аффекты – переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели. Страсть захватывает человека целиком. Испытывая страсть, человек является страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы.



Настроение – слабо выраженное эмоциональное переживание, отличающееся значительной длительностью и слабым осознанием причин, факторов их вызывающих. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

Стресс - это реакция организма на любое неблагоприятное воздействие. Реакция проявляется в срочной мобилизации защитных сил организма для того, чтобы правильно реагировать на непредвиденную трудность или найти приемлемый способ ее преодоления. В зависимости от стрессора выделяют физиологический стресс (его вызывают физические воздействия: шум, повышение или понижение температуры и т.д.) и психологический стресс (изменение задания, дефицит времени и т.д.).

Чувства классифицируют на: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Интеллектуальные (познавательные) чувства - связанны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

Нравственные (этические) чувства- выражают отношение человека к другим людям, к Родине, самому себе. К моральным чувствам относят: любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, совесть и т.д.

Эстетические чувства – возникают у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т.д. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах.

Все вышеназванные чувства бывают стеническими и астеническими.

Стенические – чувства, активизирующие деятельность человека, действенные. Например, от радости человек готов «горы свернуть». При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно.

Астенические – чувства, вызывающие пассивность. Астенические чувства расслабляют человека. От страха у него «могут ноги подкоситься».

Функции эмоций

Эмоции выполняют функцию оценки, что проявляется в оценивании значимости предметов и ситуаций для достижения цели и удовлетворения потребности.

Эмоции выполняют функцию побуждения: в зависимости от знака оценки

(положительная или отрицательная), действие может быть направлено либо на присвоение и овладение требуемым, либо на прекращение неуспешного действия.

Эмоции выполняют и регулирующую функцию, т.е. влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт (успешных или неуспешных действий) определяет выбор действий в текущей ситуации.

Синтезирующая функция – позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.

Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию, которая проявляется в выразительных движениях: мимике (движениях лица), пантомимике (движениях тела), вокализации (интонации и тембре голоса).

Воля- способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей, идти к намеченному, преодолевая внешние или внутренние препятствия.

Классификация волевых качеств личности(по Рубинштейну):

Среди важнейших волевых качеств можно выделить инициативность, т.е. умение легко взяться за дело без внешней стимуляции, по собственному желанию и волевому влечению. Большую роль в инициативности играют интеллектуальные данные, обилие новых планов, идей, богатство воображения, активность.

Следующее качество, которое необходимо отметить – это самостоятельность и независимость.Человек, обладающий данными характеристиками не подвержен чужим мнениям, он не поддается внушению, и он не позволяет себя эксплуатировать.

Решительность - качество, проявляющееся в принятии решений. Решительность проявляется в быстроте, уверенности, с которой принимается решение, твердости, с которой оно сохраняется. Решительность может быть различной природы, в зависимости от импульсивности и обдуманности.

Энергичность. Большую роль энергичность играет в завершении волевого акта, т.е. это та концентрированная сила, которая вносится в действие и помогает его осуществить, претворить в жизнь.

Настойчивость проявляется при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими трудностями, препятствиями за достижение цели.

Важными качествами в достижении любой цели играют так же – самоконтроль, выдержка и самообладание.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1667; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8825 - | 7180 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Менделирующие признаки человека
  2. II. ХРОНИЧЕСКИЙ АКТИВНЫЙ ГЕПАТИТ С УМЕРЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ
  3. III. Речь как центральное звено психики человека
  4. А. Деятельность человека с присущими ей свойствами: осознанностью, энергозатратностью, результативностью, общественной полезностью и др
  5. Автоматическая космическая станция совершила посадку на поверхность Марса и отметила наличие среды, пригодной для существования человека
  6. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. торое соединяло две половины, служило для заглубления рыхлящей части с помощью ноги человека (рис.Зб)
  7. Адаптация и управление здоровьем человека
  8. Адаптация человека к условиям среды обитания
  9. Адаптивные типы человека
  10. Административная ответственность. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,
  11. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека
  12. Активность (энергия) живого вещества


 

35.173.47.43 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.