Мотивов учения

Качества познавательных и социальных

Классификация мотивов

Ключевые понятия

Узловые вопросы

Мотивация учебной деятельности

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Часть 3. АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

1. Общая характеристика учебной мотивации.

2. Классификация мотивов.

3. Формирование мотивации учения.

Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотив учения - это направленность школьника на определенные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением ученика к новому.

Мотивация - возникновение активности человека для удовлетворения определенной потребности.

За мотивом скрывается отношение личности к предмету деятельности, к самой деятельности и ее результатам, а главное - к ее социальному смыслу: для чего эта деятельность нужна обществу и «мне лично» как субъекту деятельности.

Особенности учебной мотивации определяются следующими факторами:

· самой образовательной системой;

· организацией образовательного процесса;

· спецификой учебного предмета;

· особенностями обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т.п.);

· особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу.

Основание классификации   Виды мотивов
Характер участия в деятельности   Понимаемые Реально действующие
Степень осознанности Осознаваемые Неосознаваемые
Продолжительность побудительного действия Постоянные Длительные Кратковременные
Направленность побуждений Познавательные: а) широкие познавательные б) учебно-познавательные в) самообразования Социальные: а) широкие социальные б) узкие социальные в) сотрудничества
Отношение к деятельности и ее результатам Внутренние: а) процессуальные б)результативные в)саморазвитие Внешние: а) общественные б)личностные
Сила побуждения Ведущие Второстепенные
Отношение к цели и ее достижению Мотив достижения успеха Мотив избегания неудачи
Отношение к содержанию выполняемой деятельности Игровые Коммуникативные Самодеятельные Трудовые
Отношение к уровню освоения деятельности Мотив обучения Мотив воспроизведения Мотив творчества
Отношение к формам освоения деятельности Мотив моторный Мотив наглядный Мотив речемыслительный
Эмоциональное отношение к деятельности Мотивы – переживания
Содержательные характеристики Динамические характеристики
· Наличие личностного смысла учения · Самостоятельность возникновения · Наличие действенности мотива · Степень распространения · Уровень осознания · Эмоциональная окраска, модальность · Сила мотива, его выраженность · Быстрота возникновения · Устойчивость

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: