Качества познавательных и социальных
Классификация мотивов
Ключевые понятия
Узловые вопросы
Мотивация учебной деятельности
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Часть 3. АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
1. Общая характеристика учебной мотивации.
2. Классификация мотивов.
3. Формирование мотивации учения.
Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Мотив учения - это направленность школьника на определенные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением ученика к новому.
Мотивация - возникновение активности человека для удовлетворения определенной потребности.
За мотивом скрывается отношение личности к предмету деятельности, к самой деятельности и ее результатам, а главное - к ее социальному смыслу: для чего эта деятельность нужна обществу и «мне лично» как субъекту деятельности.
Особенности учебной мотивации определяются следующими факторами:
· самой образовательной системой;
· организацией образовательного процесса;
· спецификой учебного предмета;
· особенностями обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и т.п.);
· особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу.
| Основание классификации | Виды мотивов |
| Характер участия в деятельности | Понимаемые Реально действующие |
| Степень осознанности | Осознаваемые Неосознаваемые |
| Продолжительность побудительного действия | Постоянные Длительные Кратковременные |
| Направленность побуждений | Познавательные: а) широкие познавательные б) учебно-познавательные в) самообразования Социальные: а) широкие социальные б) узкие социальные в) сотрудничества |
| Отношение к деятельности и ее результатам | Внутренние: а) процессуальные б)результативные в)саморазвитие Внешние: а) общественные б)личностные |
| Сила побуждения | Ведущие Второстепенные |
| Отношение к цели и ее достижению | Мотив достижения успеха Мотив избегания неудачи |
| Отношение к содержанию выполняемой деятельности | Игровые Коммуникативные Самодеятельные Трудовые |
| Отношение к уровню освоения деятельности | Мотив обучения Мотив воспроизведения Мотив творчества |
| Отношение к формам освоения деятельности | Мотив моторный Мотив наглядный Мотив речемыслительный |
| Эмоциональное отношение к деятельности | Мотивы – переживания |
| Содержательные характеристики | Динамические характеристики |
| · Наличие личностного смысла учения · Самостоятельность возникновения · Наличие действенности мотива · Степень распространения · Уровень осознания | · Эмоциональная окраска, модальность · Сила мотива, его выраженность · Быстрота возникновения · Устойчивость |






