Как побуждать учащегося к общению?
Как развивать трудовую (предметно-преобразовательную) мотивацию?
1.Необходимо обеспечить предмет труда (например, бумагу), средства труда (карандаши), поставить цель (нарисовать картину) и показать способы ее достижения - этого достаточно для бескорыстного труда учащихся. Немецкий психолог К.Левин измерял побудительную силу предметов, а учитель - новатор И.П.Волков использует эту силу в комнатах творческих дел, которые должны быть в каждой школе.
2. Трудовая мотивация значительно усилится, если продукт труда необходим самому изготовителю, а еще лучше - другим людям - это необходимо для обмена продуктами труда.
3. Желание трудиться еще более возрастет, если применить такое стимулирующее средство, как вознаграждение за продукт труда. Лучше всего сочетать моральные стимулы и материальные...
4. Мощнейшим стимулом формирования деловой мотивации является система профориентации, которая складывается из ряда возрастных этапов: гармоническое развитие задатков и способностей младенца; обслуживающий труд и игровая профориентация дошкольника; общественно полезный труд, профинформация и трудовое обучение младшеклассников; производительный труд, профпропаганда в подростковых коллективах; профконсультация, включающая и экспресс-формирующую диагностику способностей; профотбор, профквалификация старшеклассников и учащихся ПТУ; среднее и высшее специальное образование и профадаптация юношества; повышение квалификации, переквалификация и реориентация (возврат в профессию) в зрелом возрасте.
|
|
1. Путем реализации методики «контактного взаимодействия» Карнеги-Филонова в дидактическом (диалогическом) общении воспитателя с воспитанником.
2. Согласно методике «параллельного действия» Макаренко - через коллектив. Однако первичный ученический коллектив и даже семья могут оказаться не референтными, не самыми значимыми для воспитанника. В таких случаях необходимо выявить значимых других для конкретного воспитанника (будь то группа реальная или воображаемая) и стимулировать мотивацию общения через нее.
1. Знать социально-ценные мотивы, интересы воспитанников и опираться на них в совместной деятельности.
2. Обеспечивать индивидуальный успех в коллективной совместной работе, давать ответственные поручения.
3. Оценивая поступок личности, не забыть о самой личности. Стараться за балльной оценкой давать качественную оценку, включая и оценку свойств характера, темперамента, воли. Наиболее действенной мотивация самодеятельности (самосознания, самокритики, самосовершенствования) становится при взаимности таких оценок. Воспитатель должен идти на оценку собственной личности со стороны воспитанников и с благодарностью ее принимать, какой бы она ни была. В противном случае полного доверия и открытости воспитанников может не наступить.