В себе в учебных ситуациях

Рекомендации по преодолению неуверенности

«Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске – сразу все из головы вылетает... Мычу что-то невразумительное. Руки, ноги как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Вообще все забываю... Не представляю, как буду экзамены сдавать». Подобные жалобы школьников часто приходится слышать психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски – выступление, почти такое же, как артиста на сцене. Есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем не просто выступление, а на отметку, на проверку знаний, умений. Ну как тут не волноваться?

Но вот что интересно. Ситуация (ответ у доски) для всех учеников одинакова, а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду – и весело, и страшно». Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться. И наконец, третьи сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный материал.

С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик подготовился к уроку, хорошо ли он вообще знает и понимает тот или иной предмет, насколько он уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так: вы действительно хорошо знаете материал и, когда на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос, легко сделали это, а вот вызвали отвечать – и вы вдруг с ужасом убеждаетесь, что почти все забыто, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то связное, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто (и учитель, естественно, оценивает такие ответы не слишком высоко), то со временем вы даже привыкаете к неудачам и, выходя к доске, заранее готовы к тому, что всегда отвечаете хуже, чем выучили. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).

Для того чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свои страхи и боязнь отвечать у доски.

Давайте попытаемся разобраться, что происходит, когда вас вызывают. «Ясно что,– ответите вы,– волнуемся– и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как вести себя, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Психологи в таких случаях говорят: человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справиться с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми чрезвычайно трудно и вместе с тем очень важно. Ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют стрессовыми (англ. stress – «напряжение»). Ответы у доски, не говоря уже об экзаменах, тоже своего рода стрессовые ситуации.

Можно научиться справляться с ними. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, вы преодолеете свое волнение. Только наберитесь терпения и упорства. Почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная материал, вы волнуетесь и не в силах его рассказать? Все дело в том, что, когда вы готовитесь к уроку и когда отвечаете его, вы чувствуете себя по-разному. Психолог сказал бы, что вы находитесь в разных эмоциональных состояниях. Готовите домашнее задание вы дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а стоя у доски, вы напряжены, взволнованны.

Психологи установили, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (учит урок) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать почерпнутые сведения из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти состояния.

Прежде всего научитесь воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайтесь очень четко, во всех подробностях представить себе, что вы чувствуете, переживаете, когда совершенно спокойны и когда сильно напряжены. Очень хорошо, если вы попытаетесь описать свои состояния. Далее в течение нескольких дней читаете отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи (любые интересные вам тексты), примеряя на себя ситуации, в которых оказываются герои прочитанного. Но тратьте на это упражнение не более 10 минут в один присест. Как только научитесь легко выполнять его, можете прекращать. Возвращайтесь к нему изредка, перед самыми трудными ситуациями, когда вам особенно важно овладеть своим состоянием.

Некоторым ребятам вообразить себя в том или ином состоянии помогает проигрывание в уме определенной мелодии. Свяжите взволнованное, тревожное состояние с одной мелодией, а уверенное, спокойное – с другой и всякий раз, «настраивая себя», вспоминайте соответствующую мелодию.

При подготовке домашнего задания почаще пересказывайте его. Говорите так, как если бы это было в классе (т. е. представляя себя в классе, у доски). Лучше всего проговаривать заданное перед зеркалом (желательно при этом видеть себя целиком). Рассказывая, следите за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Если вы занимаетесь вдвоем с товарищем, то излагайте материал друг другу, но зеркалом все равно пользуйтесь. Пусть напарник сядет сзади так, чтобы, смотря в зеркало, вы видели не только себя, но и его. Следите за его реакцией. Потом в классе во время ответа постарайтесь сосредоточить на нем взгляд. Конечно, рассказать урок можно не только товарищу, но и своим домашним. Желательно с помощью зеркала следить и за собой, и за реакцией слушателя. Полезно объяснять уроки товарищам на переменах.

Когда вам особенно трудно отвечать, воспользуйтесь советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумайте мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайтесь представить все, что будет происходить,– возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи», и т. п. Попытайтесь вообразить, что вы будете переживать, чувствовать в такой ситуации, как вести себя. Причем представляйте ситуацию во всех вариантах и возможных последствиях и решайте, как лучше держаться, даже в утрированных вами случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т. п.). Неплохо вспомнить, как ведут себя в подобных ситуациях одноклассники, чьи ответы у доски вам нравятся, и те, ответы, которые с вашей точки зрения, никуда не годятся. Обдумайте все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и вы убедитесь, что хорошо его знаете.

Учите наизусть план ответа и, отвечая в классе или пересказывая урок дома, старайтесь придерживаться своего плана. Всегда (когда это возможно) готовьте для ответа «изюминку», которая порадует учителя и удивит одноклассников (дополнительный материал, интересный пример, оригинальное решение задачи и т. п.). Найдите для нее самое подходящее место в плане ответа.

Приготовив урок, проанализируйте, на какую отметку вы можете рассчитывать (учитывая при этом, что на отметку часто влияет не только то, как вы выучили урок сегодня, но и ваши прежние знания по этому предмету). Мы имеем в виду именно «твердую» отметку, т. е. реальный минимум, запишите предполагаемую отметку.

Когда вас вызывают отвечать, выходите к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором вы пересказывали урок дома. Формулируйте цель ответа, ибо она ни в коем случае не сводима к отметке (желанной или пугающей). Цель ответа – то, о чем вы должны рассказать («Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»). Отвечая, старайтесь говорить спокойно, четко, следите за своим голосом, руками. Дело в том, что по голосу можно судить о переживаниях и чувствах (например, основной контроль за эмоциональным состоянием космонавтов, находящихся на орбите, осуществляется по их голосу). Но голос (как и жесты) не только «выдает состояние, но способен и влиять на него – успокаивать, придавать уверенность. Если вам зададут дополнительный вопрос, не пугайтесь. Постарайтесь точно понять, о чем спрашивает учитель. Когда материал выучен, вы вполне в состоянии правильно ответить. Только не торопитесь оповещать всех, что вы не знаете. Лучше предупредить учителя, что вам надо немного подумать.

Не бойтесь ошибиться! Ошибки встречаются у всех. Если неправильно ответили, неверно решили задачу, попытайтесь по возможности полно исправить свой промах. В том случае, если ошибку заметили учителя и одноклассники, а вы самостоятельно не смогли ее исправить, запомните ее и проанализируйте дома.

После ответа (лучше дома) постарайтесь сосредоточиться на том, что вы рассказали хорошо, что – плохо. Прежде всего подумайте, правильно ли вы сформулировали цель ответа и насколько достигли ее. (Отвлекитесь от полученной отметки и уж тем более не впадайте в уныние, если она ниже той, на которую рассчитывали.) Разделите лист на две половины. В одной части (наверху «+») пишите, что в ответе, с вашей точки зрения, было хорошего. В другой (наверху «–») – плохого. Когда вы это сделаете, посмотрите на листок и поставьте себе отметку так, как если бы речь шла о другом человеке. Сравните ее с той оценкой, которую записали заранее, и с реальной, полученной в школе, и вникните, за счет чего получилось расхождение. Если отметка ниже той, на которую вы рассчитывали, ещё раз припомните свои конкретные недостатки. Если выше – проанализируйте, благодаря чему вы добились успеха, и постарайтесь закрепить достигнутое. В следующий раз, готовясь к ответу, уделите особое внимание своим сильным и слабым сторонам, максимально используя первые и сводя к минимуму последние.

При подготовке к экзамену очень важно: 1) составить и как можно лучше выучить план ответа на каждый вопрос в билетах; 2) оставить один день перед экзаменом на то, чтобы рассказать все билеты перед зеркалом себе, другу или маме так, как будто вы находитесь перед экзаменационной комиссией. не забывайте о своей мимике, голосе, позе, жестах. Билеты желательно рассказывать не по порядку (№ 1, 2, 3), а вразбивку. Лучше всего написать их номера на отдельных листках и затем тянуть их, как принято на экзаменах. Непременно, прежде чем начинать излагать билет перед зеркалом, вспомните и напишите на листке свой план, обращайтесь к плану при рассказе – на экзамене можно использовать записи, сделанные в процессе подготовки к ответу; 3)обязательно к каждому билету решить задачу (по естественным предметам) или разобрать предложение, слово (по русскому языку). Разбор и решение проговорите вслух, полностью, как на экзамене. Подумайте, какие могут быть дополнительные вопросы, и постарайтесь ответить на них; 4) за несколько дней до экзамена обязательно «проиграть» мысленно, представить во всех деталях ситуацию экзамена и свой ответ. Делайте это максимально подробно, привлекая всевозможные варианты. При этом не думайте о своих переживаниях, считайте, что эти варианты касаются совсем постороннего человека, и ищите лучший ответ, наиболее достойную форму поведения; 5) накануне экзамена, наоборот, представить себе ситуацию ответа со всеми чувствами, переживаниями, которые вы будете испытывать, вообразив свое эмоциональное состояние в этот момент. Попробуйте ощутить, как поначалу вы боитесь, но, как только взяли билет и идете к парте, страх уступает место сосредоточенности. Вы хорошо и спокойно готовитесь и уверенно отвечаете комиссии на вопросы.

Ваше поведение во время экзамена: 1) взяв билет, продумайте план ответа (ничего, если не полностью вспоминается тот, который есть у вас в тетради) и запишите его с примерами. Если вам кажется, что вы ничего не знаете и не помните – не пугайтесь: на экзамене достаточно времени, чтобы подготовиться. Восстановите в памяти, как вы рассказывали билет дома. Разделите лист бумаги на две половины. На левой напишите: «Что я знаю», на правой – «Что мне неизвестно». Заносите в левую часть все, что приходит в голову по поводу билета,– правила, примеры, отдельные положения, доказательства, теоремы и т. п. Ничего, если записи выглядят беспорядочно. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте то, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа. Оставьте на это специальное время. Помните, лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично; 2) подробно запишите решение задачи (грамматический разбор). Подумайте, какие вопросы вам могут задать по нему; 3) постарайтесь закончить подготовку на 1 – 2 минуты раньше того, как вас вызовут отвечать. В оставшиеся 2 минуты попытайтесь восстановить в памяти то состояние, в котором вы рассказывали билет дома, затем, не заглядывая в листок, повторите план ответа и ход решения задачи (грамматический разбор); 4) на экзамене пользуйтесь листком с планом и примерами, написанными при подготовке.

И наконец, некоторые общие советы. Воспитывайте в себе привычку отвечать у доски (она поможет вам выступать со сцены, делать доклады, спорить на диспутах – говорить публично). «Но разве у нас нет такой привычки? – спросите вы.– Восемь лет только и делаем, что отвечаем». Но все дело в том, что можно много раз, даже много лет что-то делать, а привычка так и не выработается, и всякий раз вы будете относиться к знакомой ситуации как к новой, бояться ее как чего-то неизведанного (что и происходит).

Этап Сроки Результат Задание себе
1.Когда меня вызывают, иду к доске медленно 12-19 января Получается  
2.При ответе держусь спокойно, не суечусь 20-25 января Теряюсь и начинаю суетиться, когда задают дополнительный вопрос Тренироваться в ответах на вопросы
3.Отвечаю четко и громко, без лишних слов 25-31 января Не получается Уделить внимание плану ответа. Повторить этап
4.Меняю роли при ответах на разных уроках 2-8 февраля На математике хорошо получилась роль «логика» Закрепить
5.Четко и кратко отвечаю на заданный вопрос 9-14 февраля Не могу ответить: перескакиваю с главного на несущественное Научиться выделять главное. Повторить этап
6.Вызываюсь отвечать по математике и физике с места 15-19 февраля Получается неплохо при решении задач и не выходит при ответе теории Тренировать ответы по теории
7.На литературе и истории отстаиваю свою точку зрения 20-25 февраля Не получается. Не могу ничего доказать Тренировать доказательства. Повторить этап
8.Вызываюсь делать доклад по физике 26-28 февраля Не мог оторваться от конспекта Вызваться делать доклад по химии. Дома постараться пересказать доклад, совсем не пользуясь конспектом
9.Вызываюсь отвечать у доски И т.д. 2—9 марта Получается. Не хватает уверенности При подготовке домашних заданий более развернуто проговаривать ход решения
         

Для того чтобы выработать привычку отвечать, не ждите, когда вас вызовут. Проявляйте собственную инициативу: сначала отвечайте с места, а потом – у доски. Определите 1 – 2 предмета, в которых вы больше всего уверены, и начните с них. Вызывайтесь готовить доклады по разным дисциплинам. Делая доклад, как можно меньше пользуйтесь конспектом.

Учитесь правильно относиться к отметкам. Не обижайтесь на несправедливые, как вам кажется, баллы, постарайтесь увидеть в них оценку своего труда другим человеком и сделайте все, чтобы завтра ваш труд оценили выше. Попытайтесь рассматривать свой ответ не с позиции отметки, а с точки зрения того, насколько полно и точно вам удалось раскрыть проблему, решить задачу. Помните, чем больше вы думаете об отметке, тем напряженнее становится ситуация и, следовательно, хуже будет выглядеть ваш ответ.

Конечно, сразу все не может получиться. И не требуйте от себя на первых порах слишком многого. Составьте долгосрочную программу (на месяц, четверть), разделите ее на этапы, каждый из которых будет длиться 5 – 7 дней. Например: «Я могу хорошо отвечать у доски. Я буду спокоен и уверен в себе при ответе на экзамене».

Конечно, не всеми предложенными здесь приемами вы должны обязательно пользоваться. Попробуйте разные и выберите из них те, которые вам больше всего подходят. Может быть, какие-то приемы, способы, помогающие справиться с волнением, страхом, вы предложите сами. Важно всегда помнить: боязнь, страх при ответе у доски, при других выступлениях можно и нужно преодолевать, и в этом вы можете помочь себе сами.

Будьте уверены в себе! Не расстраивайтесь, если что-то не получится – повторите этот этап 2 – 3 раза; надоест – прервитесь на 1 – 2 дня и начните сначала. Не думайте о том, почему у Лены все получается как бы само собой, Петя здорово решает задачи, а вот вы... Сосредоточьтесь на том, чего вы можете и должны добиться. Помните, каждый человек неповторим и ценность его – в его своеобразии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Человек как предмет познания: В 2-х т. - М., 1980. - Т.2.

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.,1976.

Богоявленский Д.Н. и др. Психология усвоения знаний в школе. - М.,1959.

Божович Л.В. Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).- М.,1969.

Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие. - Л.,1989.

Вергелес Г.И. Характеристика показателей сформированности учебной деятельности младших школьников // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности / Под ред. Л.А.Матвеевой. - Л., 1990. - С.21-36.

Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды.- М.,1973. - Вып.2. - С.31-32.

Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.,1972.

Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего.- М.,1974.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,1986.

Занков Л.В. Обучение и развитие. - М.,1975.

Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М., 1986.-Т.1.

Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.,1986.

Истомина З.М. Развитие памяти. - М.,1978.

Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М., 1982.

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,1988.

Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении,- М.,1966.

Маркова А.К. Психология обучения подростка. - М.,1975.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.,1990.

Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн.-М.,1994.- Кн.2.

Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.,1990.

Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.- М.,1996.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова.- М., 1990.

Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. - Киев,1985.

Психологические особенности слабоуспевающих школьников \ Под ред. И. Ломпшера.- М., 1984.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред.И.В.Дубровиной. - М., 1991.

Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. - М.,1976.

Регуш Л.А. Орлова А.В. Лабораторный практикум по педагогической психологии. - С-Пб., 1993.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.-М.,1989.-Т.2.

Славская К.А. Мысль в действии. - М.,1974.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.,1966.

Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М.,1969.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.,1975.

Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред. Г.Г.Аракелова. - М., 1990.

Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.,1989.

Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М.,1991.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….    
Предмет психологии обучения……………………………………    
Часть1. Основные направления современного обучения………………………………………………………………….    
Развивающее обучение в системе В.В.Давыдова………………..    
Теоретические концепции проблемного обучения по Л.В.Занкову…………………………………………………………  
Проблемное обучение……………………………………………..    
Программированное обучение……………………………………    
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина……………………………………………..    
Часть 2. Общая характеристика учебной деятельности……    
Часть 3. Анализ структурных элементов учебной деятельности………………………………………………………………..  
Мотивация учебной деятельности………………………………..    
Учебная задача и ее характеристика………………………………    
Действие как единица анализа учебной деятельности…………..    
Знание в качестве продукта учебной деятельности……………..    
Часть 4. Развивающие задачи урока………………………….    
Приложение Гармоничное формирование личности в процессе обучения (практические рекомендации учителям)……………    
Список литературы ……………………………………………….    

Булыгина Татьяна Борисовна

Киналь Анна Николаевна

Шишигина Татьяна Робертовна

Психология обучения

Методические рекомендации

Редактор Л.Н.Рогова

 
 


Изд. лицензия № 020050 от 23.12.96. Подписано в печать

Формат 60 x 84 1/16 Бумага писчая Уч.-изд. л. 6,12

Тираж 200 Заказ №

Издательство Поморского государственного университета

имени М.В.Ломоносова 163006, Архангельск, пр. Ломоносова,6

 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: