double arrow
Преследования христиан в I веке

Христиане и римское общество.

Христианская церковь I века н.э.

Апостол Павел.

Церковь I века н.э. Апостол Павел.

I. Апостол Павел. Сведений о раннем христианстве относительно мало. Историческим событиям времени первого поколения христианских проповедни­ков, апостолов, непосредственных учеников Христа, посвящено сочинение "Деяния апостолов". Хотя "Деяния" сообщают об успехах христианских про­поведников в самой Иудее, фактом является то, что именно здесь они ско­рее потерпели неудачу. Несколько видных христианских проповедников / напр. Стефан/ стали жертвами расправ, других, в тон числе, апостола Петра, неоднократно арестовывали. Иудейские власти были откровенно враж­дебны, а большинство народа чтили завещанный им от веков закон Моисея или тяготели к радикальным течениям типа зилотов. Христианское непротив­ление насилию было не востребовано, и потому его проповедники обратил­ись к иудейской диаспоре, а затем и к нееврейскому населению Л"язычникам"). Хотя проповедями среди "язычников" занимались многие апостолы, включав апостола Петра, символом этого поворота стал апостол Павел.

Павел (ранее Саул) был иудеем из Тарса в Киликии и работал как квалифицированный мастер-палаточник, поставлявший снаряжение для римс­кой армии. Он явно был зажиточным человеком и ( что было весьма ред­ким отличием для восточных провинций ) имел римское гражданство, что не раз спасало его от расправы. Павел (точнее - еще Саул) появляется в "Деяниях" как гонитель христианской веры, однако во время путешест­вия из Иерусалима в Дамаск он испытал уникальный религиозный опыт. Саул увидел Иисуса, что стало толчком к обращению. Саул сменил имя и стал проповедником. Он был единственным апостолом, который не был зна­ком с Иисусом лично, но рассказ о видении как бы приобщал его к непос­редственным ученикам.




Павел проповедовал в синагогах диаспоры, в Антиохии, на Кипре и в Малой Азии, его авторитет был столь велик, что в 37-40 гг. произошла встреча Павла с ведущими иерархами иерусалинской церкви во главе с Петром и Иаковом. Впрочем, другие апостолы во встрече не участвовали. Центральным вопросом стал вопрос о неиудеях, пополнявших ряды христиан, Радикальные иудео-христиане настаивали на обязательном соблюдении ими закона Моисея, тогда как Павел ( и в этом его поддержал Петр ) счи­тал необходимыми лишь минимальные ограничения. После встречи начались путешествия Павла в Малую Азию и Грецию. Пройдя через весь Малоазийский полуостров, Павел добрался до Греции, останавливался в Филиппах и Фессаллонике и добрался до Коринфа. В этих городах возникли боль­шие христианские общине. Затем Павел вернулся в Малую Азию, долго жил в Эфесе, а примерно в 51-54 гг.( через 14 лет после первой встречи ) снова встретился в Иерусалиме с Петром и Иаковом. Вскоре Павел был арестован и ( как римский гражданин ) препровожден в Вим, где и погиб.



Вероятно, он стал жертвой неронова гонения.

2. Христианская церковь I в. н.э. В I половине I века н.э. при учас­тии Павла и других проповедников христианство делает первые шаги по распространению в восточных провинциях Империи. Появились общины в греческих городах Малой Азии (Эфес, Смирна, Пергам, Сарды), в ее юж­ной части (Галатия, Аполлония, Троада) и в Греции (Фессаллоника, Фи­липпы, Коринф). Число христиан, вероятно, исчислялось тысячами или десятками тысяч. Павла и Петра также считают основателями христианс­кой общины в Риме. На первых порах в общинах преобладали иудеи, и Па­вел ( насколько нам известно ) обычно проповедовал именно в синагогах однако и здесь они встретили серьезное сопротивление. Постепенно христиане начинают уходить из синагог, а число неиудеев неуклонно растет.

Вероятно, как и позднее, общины строились по территориальному признаку. Центральными фигурами были апостолы: вначале это были уче­ники Иисуса и люди, которым они непосредственным образом передавали свою "харизму", позже так стали называться странствующие проповед­ники, путешествовавшие по общинам и несшие веру. Ранняя Церковь име­нуется поэтому апостолической. Достаточно быстро появились постоянные местные служители, пресвитеры ( старейшины ), диаконы и епископы. Епископ ( греч -надзиратель) ведал хозяйственными делами общины. Более или менее регулярно они стали появляться во II веке н.э, но многие ученые полагают, что епископат зародился ранее.

Христиане собирались на богослужения и молитвы, обычно - в частных домах и других местах, зачастую тайно ( в Риме, например, местом соб­раний были катакомбы). Важным элементом жизни была общая трапеза, сначала - просто совместные обеды, а затем - символическая процедура вкушения "плоти и крови Христовой". Первые христиане были достаточно разнородны по своему национальному и социальному составу. Вероятно, можно говорить о преобладании низов общества, в т.ч. рабов, что усиливало радикальные настроения и ожидания "конца света" (воз­можно, первые христиане в большинстве своем полагали, что это случит­ся уже при их жизни). Вместе с тем, среди них были представители за­житочных и образованных слоев общества.

Раннее христианство не было единым течением. В общинах заметен плю­рализм, идейная борьба и персональное соперничество. Одним из таких идейных течений было так называемое иудео-христианство (термин сов­ременный), представители которого продолжали считать себя иудеями и пытались соединить Христа с ветхозаветным преданием или, во всяком случае, не вырывать его из контекста Ветхого Завета. Достаточно часто иудео-христиане воспринимали Иисуса как одного из пророков или "осо­бого пророка", продолжившего дело Моисея. Наиболее радикальные тече­ния вообще полагали, что он был просто хорошим человеком, пострадав­шим за праведность и мужество. Эта иудейская первооснова заметна во иногих канонических произведениях ( напр, письма Иакова, Петра, Ио­анна и др.), неканонических сочинениях ( Евангелия эбионитов и евре­ев) и даже в Евангелиях ( особенно- у Матфея). В иудеохристианстве можно обнаружить две тенденции: одни ( как это показывают письма апо­столов) все же делали акцент на милосердии, братстве людей и пропове­ди ненасилия, подчеркивая даже необходимость подчинения властям, ибо они от Бога, другие не скрывали ненависти к Риму. Так, в "Апокалип­сисе" Иоанна автор сулит скорую гибель "блуднице, восседающей на се­ми холмах", под которой, естественно , понимает Рим.

Второе течение достаточно условно именуют паулинизмом, а его идео­логия наиболее полно представлена в посланиях Павла. Павел начал пе­реосмысление веры в Христа, которое затем и нашло поддержку последу­ющей Церкви. Именно смерть Христа была спасением человечества и, вос­креснув из мертвых, он дал надежду на бессмертие, примирив людей с Богом. Такое понимание роли Иисуса отличалось от понимания иудео-христиан и делало его высшим существом, Сыном Божьим и Спасителем, возвы­шающимся на фоне "рядовых" пророков. Примечательно, что Павла возму­щало даже то, когда люди объявляли себя его сторонниками, "ибо все мы во Христе Иисуса» и только Христос заслуживает подлинного поклонения. Павел выступил против мнения, что путь к спасению лежит через соблю­дение Закона, спасти может только вера человека и милость Господа. Павел еще не порвал с иудаизмом: он подчеркивал свое происхождение и считает евреев избранным народом, однако, как пишет он сам: "не тот иудей, кто таков внешне, но тот, кто иудей в душе"(К римлянам, 2,29).

Бог иудеев существует и для язычников, а далее следует знаменитый вывод: «Нет уже ни иудея, ни язычника (ни Эллина), нет ни раба, ни свободного, нет

ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе"(К Галатам, 3,25-29; К Колоссянам, 3,11). Это было ре­волюционное утверждение во всех отношениях: мало кто в античном об­ществе утверждал о равенстве рабов и свободных и мужчин и женщин, а для иудея сопоставление с неиудеем также звучало весьма необычно. Последователи Павла пойдут дальше- они будут говорить о противопос­тавлении христиан иудеям и о приоритете "язычников". Закон завел иудеев в тупик, напротив, у других народов этой "помехи" не было. Павел ( вероятно, сильнее, чем иудео-христиане) подчеркивает "чело­веческое измерение" религии, проповедь ненасилия, милосердие, брат­скую любовь и социальное примирение, а наряду с осуждением богатст­ва, социального неравенства и произвола властей, он призывает к по­виновению властям и любого рода "начальникам", утверждая незыблемость существующих социальных отношений.

3. Христиане и римское общество. Христиане долго были меньшинством, а потому вопрос о взаимоотношениях с обществом был особенно важен. Проблема антихристианских гонений вызывают споры ученых: одни ( всл­ед за церковной традицией) видят в них последовательную политику, считая отношения государства и Церкви чередой непрерывных репрессий, другие отрицают наличие серьезного конфликта, списывая его на част­ные недоразумения и считая преследования христиан спонтанными акци­ями. В данном случае мы рассмотрим отношения с обществом, перейдя затем к теме отношения христиан и государства.

Конфликт, несомненно, имел место и носил как общеполитический и общемировоззренческий, так и частный характер. Обе стороны выдвига­ли обвинения общего плана. Как и иудаизм, христианство было жесткой монотеистической религией, не желающей ( а зачастую и неспособной ) идти на компромисс в вопросах веры и отрицающей античную идеологию и античную ментальность и особенно- религию, этику и эстетику греко-римского общества. Языческое общество было гораздо более терпимо в отношении религиозного инакомыслия, но требовало лояльности по отно­шении к государству, в недостатке которой часто обвиняли христиан, и видело в них антиправительственную и антиобщественную организацию» Христиане отвергали рациональные начала античной идеологии, считая веру выше знаний, а неграмотного христианина- выше Сократа и Платона. Напротив, языческая контрпропаганда постоянно утверждала, что только глупые и невежественные люди могут верить в Христа, причем, эти за­явления повторялись даже в 1У веке, когда образованная часть общест­ва уже была на стороне христиан.

Некоторые аспекты античной жизни подвергались особым нападкам. Христианские писатели возмущались поклонением богам в виде людей и животных и подчеркивали, что моделями для статуй богинь были женщи­ны легкого поведения. Были и более жесткие утверждения- поклонения статуям называли идолопоклонством и считали, что в них вселяются де­моны. Осуждались и жертвоприношения, которые Павел называл "общением с бесами" (К Коринфянам, 1,10). Плиний пишет, что для христиан жерт­воприношение является недопустимым, а власти использовали его как способ их выявления. Христиане выступали и против социо-бытового об­раза жизни античного общества: против зрелищ ( особенно гладиаторс­ких боев) и особенно против насилия и эротики. Нападкам подвергался и театр, когда христиане называли его покровителями "демонов пьянст­ва и разврата", Венеру и Бахуса. Еще более резким был протест про­тив гладиаторских игр, в 325 г. император Константин запретил послед­ние именно после протестов христиан. Христиане постоянно обвиняли римское общество в разврате, и парадоксально, что это обвинение ри­кошетом возвращалось к ним самим- обвинения в устройстве оргий до время христианских молебствий было очень распространенным явлением» Христиан обвиняли в колдовстве, а стихийные бедствия явно провоцирова­ли погромы.

Несколько сложнее были отношения по поводу таких вопросов как со­циальный протест, императорский культ и служба в армии. В раннем хрис­тианстве преобладали представители общественных низов, и, естественно, что в учении преобладал протест против богатства, социального не­равенства и рабства. Вместе с тем, постепенно усиливались апологети­ческие нотки - Церковь признавала власть хозяина и не звала к вооружен­ной борьбе. Впрочем, христиане ( вопреки аи типичной модели) апеллировали и к социально и физически ущербным людям, утверждая общее равенство во Христе.

Христиан обвиняли а политической нелояльности, приводя в качестве аргумента отказ исполнения императорского культа и отказ служить в ар­мии. От этих обвинений христиане всячески защищались, считая, что фор­мальное несоблюдение обряда вовсе не означает их враждебности власти, а протесты против военной службы SB связаны с языческими порядками. Впрочем, последний вопрос христиане умалчивали, а когда Империя стала христианской, христиане стали составлять не только рядовой, но и ко­мандный состав.

Итак, антагонизм, несомненно, имел место. У него были две основные причины. Первая связана с иудейскими и вообще восточными корнями рели­гии, что обуславливало некоторые характерные запреты ( монотеизм, от­каз от жертвоприношений, запрет изображений). Была и другая причина: появившись в период кризиса античного общества, христианство выступа­ло против этих проявлений, а разврат, злоупотребления и т.п. вызывали протест не только христиан, но и самих античных мыслителей. Появилась и почва для сближения- протест христиан был направлен не против Импе­рии, а против языческой идеологии и ее кризиса. По мере углубления кризиса усиливалась и поддержка христианства. Общество все больше и больше разделяло их протесты.

4. Преследования христиан в I в. н.э. Дело Христа стало первым столкновением христиан и римской власти. Власть осудила Иисуса, хотя ее поведение было достаточно пассивно. Таким же было и отношение к Павлу: его не раз преследовали, но отпускали, когда узнавали о его римском гражданстве. Отношение как власти, так и общества в I полови­не I века д.э. еще не выработалось. Создавались лишь определенные предпосылки: отношения Рима и Иудеи были напряженными, а в христианах видели иудейскую секту. Власти не приветствовали и постоянные стычки, которые происходили между христианами и иудеями.

Возможно, первой ситуацией прямого конфликта было изгнание из Ри­ма "иудеев, волнуемых Хрестом", осуществленное императором Клавдием (Светоний. Клавдий,25,2)* Впрочем, сообщение Светония коротко и неяс­но. 1 54 г. Клавдий был отравлен своей женой Агриппиной, возведшей на трон сына от первого брака, получившего тронное имя Нерона (54-61 гг. н.э.). В 59 г. начался кризис режима. По приказу Нерона была уби­та его мать, Агриппина, что создало вполне определенное отношение об­щества. В 60 г. начался общий кризис режима: в 61 г. в Британии прои­зошло большое восстание Боудикки, в 62 г. римляне проиграли успешно начатую войну с Парфией, тогда же начались репрессии.

19 июля 64 г. произошел грандиозный пожар Рима. Пожары в огром­ном городе были обычным явлением, но этот превзошел все прочие: город горел 6 дней, из 13 регионов города не пострадали только три. Затем последовала вторая вспышка. Общественное мнение было настроено против императора, многие открыто обвиняли его в поджоге. "И вот Нерон, что­бы побороть слухи... предал изощреннейшим казням тех,... кого толпа называла христианами"(Тацит. Анналы, ХУ,44). План властей очевиден, они пытались отвести обвинения от себя и выбрали для этого непопуляр­ную и малоизвестную группу людей.

В 66 г. началось большое восстание в Иудее. После поражения войск Цестия Галла, Нерон послал в Иудею сильную армию Тита Флавия Веспасиана. Сломив сопротивление повстанцев, римляне осадили Иерусалим. Воз­можно, развязка последовала бы быстрее, если бы не всеобщее восста­ние против Нерона и последовавшая за ним гражданская война0 В 69 г. Веспесиан стал императором и основал новую династию Флавиев.

Тит Флавий Веспасиан (69-79 гг. н.э.) был одним из самых способных правителей Империи. Ему удалось прекратить гражданскую войну, обеспе­чить экономическую и финансовую стабилизацию и подавить восстания. Эти тенденции сохранялись и при его сыновьях, Тите (79-81 гг.) и Домициане (81-95 гг.). Веспасиан завершил и Иудейскую войну. После длительной осады, летом 70 р. Тит взял Иерусалим штурмом. Военные дейст­вия продолжались до 73 г., когда пала крепость Масада. Подавление восста­ния повлекло за собой огромные жертвы, многих увели в рабство, страна бы­ла разорена дотла. Многие иудеи бежали в общины диаспоры.

Христиане в восстании не участвовали и, вероятно, по этой причине ни Веспасиан, ни Тит гонений не устраивали. Христианские писатели именуют вторым гонителем Домициана, хотя данные о его репрессиях довольно туман­ны. Известно, что они затронули самые верхи общества, включая аристокра­тическую семью Ацилиев Глабрионов и даже семью двоюродного брата самого императора, Флавия Клемента.

Подведем некоторые итоги. I век н.э. был временем создания основы хри­стианства, эпохой самого Иисуса Христа и его учеников. Церковь была по преимуществу апостолической, а епископат стал занимать серьезные позиции только в конце столетия. Церковь еще не завершила свое организационное оформление, а внутри нее шла острая идейная и персональная борьба. Идеология христиан находилась пока еще в стадии оформления и была отмечена существованием двух идейных течений, одно из которых можно назвать иудео-христианством, а второе- паулинизмом. Разделение отражало дуализм самого христианского сообщества, одна часть которого состояла из иудеев и стре­милась максимально сохранить связь с иудаизмом и Ветхим Заветом, а другая включала примкнувших к новому учению представителей других национальнос­тей. Если в первые десятилетия большинство христиан составляли евреи, то к концу I века растет число неевреев, особенно-греков, начинает преобла­дать. Христианство начинает дистанцироваться от иудаизма, а его географи­ческий центр перемещается в Малую Азию и отчасти- в Грецию. Ш&ВШ Веро­ятно, уже в середине I века н.э. начинает формироваться литературная тра­диция: к этому времени относятся первые послания Павла и, возможно, нача­ла евангельской и апокалиптической традиций, ближе к концу I века н.э. появляются будущие канонические произведения, первые евангелия и Апокал­ипсис Иоанна. I век стал временем начала отношений христианства и Импер­ии, которые из неопределенно-враждебного постепенно превращались в отк­ровенно-репрессивные.






Сейчас читают про: