double arrow
Империя ж Церковь во II в. н.э

Церковь и ереси.

Новый Завет

I. Империя Антонинов.

Церковь и Империя во II веке н.э.

II век н.э. также имел особое значение для эволюции христианства. Численность христиан растет количественно и качественно, они распростра­няются по всей Империи и начинают превращаться во влиятельную политичес­кую силу. Хотя и не полностью успешно Церковь пытается наладить диалог с государством. II век оказался важным этапом внутрицерковного развит­ия. Это время создания епископальной Церкви, евангельской традиции и Канона Нового Завета. Впрочем, прежде чем останавливаться на этих пере­менах, необходимо дать хотя бы суммарную характеристику тех условий, в которых предстояло существовать новой религии.

I. Империя Антонинов. II век стал временем наивысшего расцвета Империи, максимального роста экономики, развития и процветания городов, смягче­ния классовых противоречий и внешнеполитической стабилизации. Во многом это было заслугой двух императоров, Траяна и Адриана. Траян сумел наладить управление огромной державой, усилить авторитет центральной власти и наладить отношения с сенатом, считавшим его "наилучшим принцепсом". В правление Траяна /98-117 гг./ Империя предприняла последнюю попытку крупномасштабной экспансии. После завоевания Дакии, Траян стал готовиться к восточному походу, мечтая покончить с Парфией. В II4-II5 гг. римляне заняли Армению и Месопотамию, а в 116 г. взяли парфянские столицы, Селевкию и Ктесифон. В разгар наступления в тылу у Траяна начал­ись восстания, одной из главных сил которых были иудеи диаспоры. Траян начал отступление и умер летом в Киликии во время возвращения в Рим.




Его преемник, П. Элий Адриан /II7-I38 гг/ заключил мир с Парфией. Империя перешла к обороне. Вдоль обширных границ Империи, на севере, востоке и юге строились мощные укрепления. Адриан значительно улучшил финансовое положение, продолжался расцвет экономики, строились города, акведуки и дороги. Время Адриана стало пиком процветания Империи, тог­да же завершилась трагедия Иудеи. Посетив Иудею в 130 г., он издал ряд приказов, ориентированных на ассимиляцию иудеев. На месте недостроенного Иерусалима строилась римская колония Элия Капитолина, а на месте хра­ма Яхве должен был появиться храм Юпитера. В 131 г. особым эдиктом император запретил обрезание. Действия Адриана напомнили иудеям о действиях Антиоха 1У с той разницей, что расстановка сил была совершенно иной. В 132-135 гг. вся Иудея была охвачена грандиозным восста­нием во главе с Симоном по прозвищу Бар-Кохба (Сын звезды). Римляне бросили на подавление огромные силы, восстание было подавлено, погиб­ло 580 000 человек. Еврейский очаг в Палестине был уничтожен, большая часть еврейского населения переселилась в диаспору. Исчезли даже наз­вания Иудея и Иерусалим- первая именовалась Сирией-Палестиной, второй - Элией Капитолиной. Культовый центр Иудеи был уничтожен.



Расцвет Империи продолжался при Антонине Пий (I38-I6I гг.). Антон­ин несколько смягчил законы Империи. Он отменил законы против иудеев и пытался прекратить преследования христиан. После смерти Антонина, начинается тяжелый кризис.

В христианстве конца 1-начала II в. наметилась консолидация в иде­ологии и организации. Это было время двух процессов, создания Нового Завета как единой христианской литературы и идейной основы религии и переход от апостолической к епископальной Церкви.

2. Новый Завет. Вскоре после Иудейской войны появилось первое еванге­лие, Евангелие от Марка. По традиции Марк был учеником Петра и спутни­ком Павла. Сохранив иудео-христианскую традицию, Марк обработал ее в духе паулинистского учения. В 70-90-е гг. или чуть позже, на рубеже веков, в Сирии появилось Евангелие от Матфея, а чуть позже - Евангелие от Луки. Более поздним считается Евангелие от Иоанна, которое датиру­ется временем, примерно совпадающим с восстанием Бар-Кохбы. Время по­явления новозаветных произведений приходится на важный период, началь­ной датой которого можно считать I Иудейскую войну (66-73 гг.) и пер­вое гонение на христиан (64-66 гг.), а конечной- восстание Бар-Кохбы (132-135 гг.). Хотя часть писем Павла могут относиться ко времени его собственной жизни, окончательная редакция происходит в то же самое время ( рубеж I—II вв. н.э.). Некоторые совпадения еще более примеча­тельны - так "Апокалипсис Иоанна" обычно датируют либо 64-66 гг. ( время неронова гонения), либо 96 г. н.э.( репрессии Домициана).

Евангельская традиция вырабатывает будущую компромиссную позицию Церкви. С одной стороны, мы видим протест против угнетения, социально­го неравенства и государства, с другой - в них заметны и идеи примирен­ия и компромисса. В Евангелиях заметна и иудейская традиция, однако евангелисты эмансипируются от иудейского вероучения. Можно обнаружить и различия между самими произведениями. Так, Евангелие от Матфея со­держит в себе значительный пласт иудео-христианского материала, а Ев­ангелие от Луки, сохраняя иудеохристианскую традицию, далее развивает ее уже в паулинистском духе. Несколько особняком стоит Евангелие ©т Иоанна, развивающее учение о логосе и усиливающее критику иудаизма.

Появление Евангелий имело особое значение в истории христианства. По жанру они представляли собой жизнеописания и изречения Иисуса Хрис­та, а потому ( более, чем послания апостолов ) приобретали норматив­ный характер. Тем самым Церковь ставила грань между истинным и ложным учением, и эта тенденция была продолжена с созданием Канона Нового 8а-вета, свода священных книг христиан. Вошедшие в Завет произведения были теперь резко отделены от так называемых неканонических или апок­рифических сочинений. Сам Канон представлял собой достаточно гибкий компромисс. Ядро Завета составили три так называемых "синоптических" евангелия, к которым позже присоединили Евангелие от Иоанна. Вероят­ной причиной колебания были гностические и антииудейские тенденции произведения. Достаточно поздно в Завет попал и "Апокалипсис Иоанна**, повидимому, также по причине его радикального характера. Интересно, что некоторые сочинения, не входящие в Канон, ранее, возможно, в него входили ( речь идет о "Пастыре" Гермы или Евангелии Петра).

Всего в Канон Нового Завета входят 27 сочинений различных жанров: 4 евангелия, примыкающее к ним историческое сочинение "Деяния Апосто­лов" и "Апокалипсис Иоанна", а также- 21 послание. 14 из них принадле­жат Павлу, а 7-другим апостолам (2-Петру, З-Иоанну, I-Иакову, 1-Муде).

3. Церковь и ереси. Появление господствующего учения означало, что всякие расхождения с ним попадали в разряд учения ложного» Терминоло­гически это обозначалось понятием "ересь". Слово появи­лось еще во времена Платона и Аристотеля и означало просто "учение", негативное значение оно приобретает только в сочинениях христианских авторов. В отличие от "язычников", еретики находились в рамках хрис­тианского учения, но их взгляды вели к его искажению, а потому отно­шение к еретикам было зачастую значительно более жестким. В конце II века н.э. появилось первое ересиологическое сочинение "Против ере­сей" Иринея Лионского.

Господствующее учение, действительно, подверглось атакам "справа" и "слева". Серьезным идейным противником христианства стал гностиц­изм, основанный иудейским философом Филоном Александрийским. Филон пытался соединить иудаизм и греческую идеалистическую философию. Гностики считали, что Бог не имеет материальных характеристик, а од­ним из его главных качеств является мировой разум, логос. Важным по­нятием для гностиков было познание, однако они понимали под этим не столько рациональное познание, сколько некое иррациона­льное понятие, направленное на мистическое познание сверхъестественного мира. В отличие от христианства, гностицизм был не догматичес­ким учением или организацией, скорее представляя собой определенный образ мышления. Среди гностиков были христиане и нехристиане, a G8M гностицизм ставил на место веры понятие "познание". Христиане вери­ли в Бога, гностики верили в свое мистическое "знание Спасение для христианина является даром свыше, тогда как спасение гностика-это познание самого себя. Гностики не признавали человеческую сущность Христа и достаточно спокойно относились к отречениям во время гоне­ний, считая, что внешние проявления приверженности религии не име­ют никакого существенного значения.

Гностики в основном появились в восточных провинциях Империй, в Египте, Малой Азии и Сирии. Это были разрозненные группы, зачастую и даже не осознающие свое единство. Общим для гностиков было представление, что материальный мир-это не творение Бога, а плод его ошибки. Гностики едва не вырвали из рук Церкви руководство христиана­ми, когда примерно в 139-140 гг. н.э. из Малой Азии в Рим прибыл бо­гатый судовладелец Маркион. Прибыв в Рим, он внес в общину большую сумму денег и попытался склонить христиан на свою сторону. Одним из лозунгов Маркиона был полный разрыв с иудейским учением. Христианские епископы начали борьбу с маркионитами. Последние появились в Италии, Египте, Сирии, Аравии. В конечном счете, Церковь вернула Маркиону его взнос и отлучило его от веры, Маркион стал организовывать собственную церковь, начались переговоры об объединении, но во время этих перего­воров Маркион умер. Маркионизм был объявлен ересью, но сохранял изве­стные позиции вплоть до начала III века н.э.

Напротив, другая ересь была реакцией на изменение ранее демократи­ческого характера Церкви и переход к епископальному руководству. Ее основателем стал Монтан, бывший жрец Кибелы, перешедший в христианст­во. Монтанисты требовали возврата к апостолической Церкви и превращения епископов в хозяйственных служащий. Монтаниаты верили в скорое второе пришествие Христа и даже назначили его конкретную дату (176 г.). Центром движения была Малая Азия, а пришествие должно было состояться в городе Пепузе. После того, как этого не произошло, дви­жение пошло на убыль, и вскоре монтанистов признали еретиками.

4. Империя и Церковь во II в. н.э. Христианская традиция называет тре­тьим гонителем Траяна. Будучи наместником Вифинии в III-II8 гг., друг императора Плиний Младший обнаружил в провинции большое число христи­ан и начал по этому делу следствие. Следствие было очень простым: подозреваемых спрашивали, христиане ли они, и, если они не признава­лись, то требовали принести жертву и хулить Христа. Если человек оказывался христианином, от него требовали отречения, а если он этого не делал, то он подвергался наказанию. Вопрос Плиния касался двух ка­тегорий людей- тех, кто отрекся от христианства или тех, кто был христианином ранее, но перестал участвовать в их собраниях. Траян от­ветил: он не советовал выискивать тех, на кого поступил донос, и считал, что отречение освобождает человека от ответственности. Вместе с тем, Траян не сомневается в необходимости наказывать тех, кто бу­дет изобличен как христианин и не станет участвовать в жертвоприно­шении.

Итак, христианство находилось под запретом, и сама принадлежность к нему считалась преступлением. Один из "отцов церкви" Юстин дает ужа­сающую картину террора: здесь нет никакого правильного дознания и тем более-судебного процесса, людей арестовывают по воле толпы, а суд превращается в суд линча. Непонятно, на каком правовом основании пре­следовали христиан, вероятно, они уже по определению считались нару­шителями двух самых грозных законов, закона об оскорблении величия и закона о безбожии. Масштабы идущего снизу террора плаки­ровали даже власти.

Адриан издал эдикт, ставший важным этапом в истории гонений. Им­ператор потребовал, чтобы любое дело было расследовано и рассмотрено в суде, а христиане наказывались не сами по себе, а только за какое-либо конкретное уголовное преступление. Правительство Антонина Пия продолжало политику Адриана, а смягчение курса было воспринято хрис­тианами как шаг к легализации их веры. Впрочем, власть сама все мень­ше и меньше контролировала ситуацию. В 40-50-е гг. в Малой Азии про­изошли многочисленные стихийные бедствия ( голод, землетрясения, эпи­демии), что также стимулировало спонтанные антихристианские погромы.

В 161 г. к власти пришел Марк Аврелий. Его правление было отмечено двумя большими войнами, Парфянской (I6I-I65 гг.) и Маркоманнской (169-180 гг.). Первая война завершилась полной победой римлян, одна­ко в армии началась эпидемия чумы, а возвращающиеся войска разнесли заразу по всей Империи. Маркоманнскал война отвлекла на себя главные силы Империи, армия понесла огромные потери, военные затраты вызва­ли инфляцию и кризис экономики. Экономическое процветание кончилось. При сыне Марка Аврелия Коммоде (180-192 гг.) внешнеполитический кри­зис превратился во внутренний. Молодой император, интересовавшийся только гладиаторскими боями, вступил в конфликт с сенатом, а убийство Коммода привело к гражданской войне.

Репрессии времен Антонина Пия шли снизу, из поддерживала значитель­ная часть средних классов общества и толпы городского люмпена. Госу­дарство скорее сдерживало террор, нежели его направляло. При Марке Аврелии в условиях тяжелого военного времени репрессии усилились. Из­вестным толчком стал императорский эдикт, требовавший совершать жерт­воприношения по всей стране в связи с парфянской войной. Евсевий пи­шет об усилении террора. Самой жестокой его вспышкой было гонение в Лугдуне в 177 г., жертвами которого стали даже маленькие дети.

В 30-70-е гг. II века начинаются попытки христиан примириться с системой. Христианские апологеты ставили перед собой задачу оправдать христиан перед властью и сблизить две идеологии, христианскую и антич­ную. Апологеты появились при Адриане и особенно активизировались при Марке Аврелии. Среди них были Квадрат, Мелитон, Юстин, Афинагор и др. Самым значительным был Юстин, написавший две речи под названием "Апо­логии". Показав атмосферу антихристианских судилищ, Юстин просит, что­бы христиан, как и прочих граждан, судили только за реальные преступ­ления» Христиане-лояльные подданные императора, они трудятся на благо государства и молятся за него. В их вере нет ничего враждебного Риму, Юстин пытается показать, что между христианами и античной идеологией нет никаких противоречий, а взгляды основателей христианства не отли­чаются от того, чему учили Сократ и Платон. Христианство отказалось от иудейского наследия, и среди его приверженцев иудеи составляют яв­ное меньшинство. Судьба самого Юстина трагична - он стал жертвой реп­рессий в 163-165 гг., но деятельность апологетов стала первым шагом на пути к союзу государства и Церкви.

Христианство II века было уже заметным религиозным течением. Кро­ме традиционных центров в Малой Азии, Сирии, Иудее и Риме, христиане появились в Северной Африке, Галлии, Египте, Месопотамии, возможно, в Испании. Христиан стало намного больше, выросло число богатых и обра­зованных людей. II век стал и временем усиления епископата. Теперь епископы берут в свои руки не только хозяйственные функции, но и вопросы вероучения, становясь теперь полновластными главами общины. Если

раньше епископа выбирала вся паства, то теперь крут выборщиков сужается, а вскоре наступит время, когда епископ сам будет выбирать себе преемника Уравнительная практика исчезает, а общая трапеза становится символичес­ким причастием.






Сейчас читают про: