double arrow

Тема 17.Свобода совести как мировоззренческая ,политическая и правовая проблема

Литература

5.

4.

3.

2.

1.

Тема 16. Новые религиозные движения в современном мире.

1. нетрадиционные культы как отражение кризиса культуры

2. сатанинские секты

3. неориенталисткие группы

4. неохристианские объединения

5. неоязыческие общины

«Нетрадиционные культы», «религии Нового века», «неорелигии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные культы», «молодежные религии» —так обозначают ряд религиозных явлений, получивших распространение в Европе и США в 60 — 70-е годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропейской и американской систем ценностей. Органически вписанные в социальные структуры, традиционные религии оказались «ответственными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни — все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в общественных настроениях, резко обличали пороки «греховного» мира, рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев высшей мудрости и морали.

Последователями «нетрадиционных культов» была преимущественно молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспеченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме разочаровавшихся участников различных форм социального протеста, «нетрадиционные культы» становятся прибежищем для людей, выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях «Нового века» из манила твердая организация, жесткие нравственные и поведенческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль духовного пастыря.

Таковы, например, объединения, относящиеся к движению Нью Эйдж («Новый век»). Культ в этих новых общинах преимущественно коллективный, используются психотехнологии, психотерапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию в группе. Организации религий «Нового века» действуют как мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно условно разделить на несколько групп:

1) Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация» и др.

2) Неохристианские объединения — это «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование на наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.

3) Сайентологическое направление» образуют «Церковь сайенто-логии», «космические религии», например «Общество Аэтариус», проповедующие связь Земли и высших космических сил, «космического разума». В этих культах различным физическим приборам приписывается мистическое значение, утверждается возможность регистрации или даже измерения воздействия на физическую, биологическую природу неких неизвестных таинственных высших реальностей и факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики и окружающей природы.

4) Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей* К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.

5) «Сатанинские» группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака, его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла—демонами, сатаной и др. «Церковь Сатаны», например, провозглашает себя сознательным носителем зла и антиподом христианства.

Сатанизм — ряд мировоззрений и верований, в которых образ Сатаны трактуется как символ могущества и свободы. Сатанизм, согласно некоторым авторам, зародился в древнем Ираке. Упоминания об организованном поклонении Сатане отслеживаются в Европе в Средние века. Историки свидетельствуют о существовании сатанинского культа при королевском дворе Людовика XIV. Сатанинские воззрения, а также культы и секты имеют различные взгляды на ряд принципиальных положений, только часть из них возвеличивают тьму и абстрактное зло, проповедуя мистическое общение с источниками зла: Сатаной, Тёмными богами, демонами, дивами, гарпиями, суккубами и инкубами, бесами и др,. в том, что касается других Сатана считается позитивным или даже «светлым» символом Свободы и Природы, воздаяния и справедливости. В том, что отличается от дьяволопоклонничества, деление сатанистов на «светлых» (часть их иногда называется люциферианами) и «тёмных» имеет место.

Бытовая, или общеупотребительная, трактовка примерно такова - сатанизм есть религия, основанная на поклонении злу или неким «тёмным силам», культ зла как такового. В соответствии с данной трактовкой, с сатанизмом ассоциируется «тёмная» (то есть направленная на причинение вреда кому-либо) магия, сопряжённая с контактом с дьяволом или иными силами тьмы (в понимании христианского вероучения). В XIII вв. при инквизициях такую связь упоминали с подумыслом «доброй» стороны. Одним из ярких, и довольно скрытым примером был Орден Оприход. Тогда «тёмный культ» был светлой стороной церковного вероучения отделившегося от Ватикана прихода.

В качестве примера деятельности сатанинской секты часто указывают на Чарльза Мэнсона или на получающие общественный резонанс случаи убийств с ритуальной целью. Как правило подобные преступления совершаются психически нездоровыми людьми и не связаны с организованными группами сатанистов, а следовательно имеют и весьма косвенное отношение к сатанизму как системе взглядов, даже если некоторые преступники и заявляли о своей одержимости или иной форме взаимодействия с «сатанинскими» силами.

Источниками трактовки сатанизма как «культа зла» является как христианское вероучение, так и популярная культура — где распространён образ «абсолютного зла» (см., например, фильм Пятый элемент) или подчёркнуто зловещих тайных организаций (как во многих фильмах про Джеймса Бонда). Свою роль играют и публикации или сюжеты о совершаемых психически нездоровыми людьми преступлениях с подробным описанием (реальных или выдуманных автором — достоверность их подчас вызывает сомнения) ритуальных действий.

Многие СМИ и христианские организации продолжают распространять некорректную информацию относительно сатанизма, представляя его, в основном, в виде «культа зла» с «поклонением дьяволу» и «убийством некрещёных младенцев». Данные о подобных преступлениях зачастую непроверяемы, а следовательно, могут быть ложны или, по крайней мере, сильно искажены.

Типично использование таких оборотов как «сатанинская секта», постулирование связи между сатанизмом и ритуальными убийствами, вандализмом и тп.

Вандализм кладбищ, ритуальные убийства людей, похищения младенцев и т. п. не являются элементом практики сатанизма и не имеют к нему никакого отношения. Более того, Церковь Сатаны настаивает на легальной активности всех своих членов и незамедлительно лишает членства тех, кто замечен в совершении преступной деятельности.

Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Для пост-традиционного общества характерно смешение стилей, эклектизм; отказ от построения системы, логико-категорической организации мысли и принятие внерациональной словесной текучести; отход от дихотомии духовное - телесное, священное - мирское, этическое - аморальное, истинное - ложное; антисистематизм; адогматизм; самоутверждение личности в свободе творчества. Если постмодернизм - это устоявшийся термин, употребление которого не вызывает столь много разнотолков, применение понятия «неоиндуизм» нуждается в прояснении. В западных академических кругах неоиндуизм отождествляется направлениями индийской мысли, ставящими своей целью апологетику Индии и её самоактуализацию через применение своего философского наследия в области морали. В отечественной индологической традиции, термин “неоиндуизм” применяется по отношению к разнородным реформаторским движениям, генетически связанными с Индией.

Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош.

Сам факт модернизации не является, однако, еще достаточным, чтобы называть какое-либо течение с приставкой “нео”, особенно, если обновление непротиворечиво той традиции, в которой функционирует это течение. По этой логике, учения Шанкары, Мадхавы, Рамануджи, Чайтаньи также следовало бы отнести к неоиндуизму, сославшись на их реформаторский характер.

Яркая особенность XX века — религиозное возрождение. Пестрота современного богоискательства, охватывающего все континенты. На сегодняшний день соседствуют наряду с традиционными религиями порядка 28700 иных учений и культов. Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения). Со второй половины XIX — начала XX в. в стране распространились такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты. В наши дни появились пресветериане, Армия спасения, Новоапостольская церковь, Церковь Христа, мормоны, методисты. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизма предполагает свободу в интерпретации Слова Божьего.

Наиболее быстро число последователей в мире растет в христианской церкви «Свидетели Иеговы».

Традиционные христианские церкви рассматривают Свидетелей Иеговы как отдельную деноменацию, несмотря на их исповедание Библии и Сына Бога Иисуса. Многие исследователи склонны классифицировать их учение как поздний протестантизм.

Основная деятельность Свидетелей направлена на изучение и пропаганду Библии. Они выпускают регулярный журнал (“Сторожевая башня”) и множество красочных брошюр посвященных популяризации Библии.

Следуя призыву апостолов “…очистим себя от всякой скверны плоти и духа…” (2 Кор. 7.1), они не курят, не принимают наркотики и сдержанны в употреблении алкоголя. Разводы также достаточно редки среди СИ.

СИ не имеют церковной и официальной иерархии. Служение осуществляется на добровольных началах. Последователи считают, что “малое стадо” избирается самим Иеговой с начала времен и входят туда те, кто “помазаны Духом Божиим”. Представители “малого царства” умирая, попадают в состав “правительства Христа”.

Еженедельные собрания СИ проходят в особых помещениях, называемых залами Царства и посвящаются изучению пособий для изучения Библии. СИ имеют один официальный праздник — празднование Вечери воспоминания смерти Христовой.

Мормоны почитают Христа, однако существующие у них догматы не позволяют рассматривать их учение как христианское.

“Книга Мормона” — ангельского существа Морония, явившегося Смиту в видении, представляет из себя перевод золотых листов, сделанный Смитом с неизвестного языка с помощью дара толкования. В священные писания мормонов входят “Учение и заветы” и “Драгоценная жемчужина”, описывающая историю создания церкви. В откровении рассказывается об истории неизвестной ранее части народа Израиля, переселившегося на Американский континент. В “Книге Мормона” сказано о том, что американские индийцы на самом деле — потомки иудеев. Эти “ламанийцы” выводятся от колена Легия и сына его Нефия — иудея, который, как считают. покинул Иерусалим в 600 г. до н.э.

В соответствии с преданием мормонов, у Бога Отца и его жены-богини есть дети, один из которых — Иисус (второй — Люцифер). Человек по учению мормонов — это развивающееся существо, которое со временем может стать Богом.

Высшее президентское правление мормонов осуществляется пророком (самое высокопоставленное лицо) и два советника. Нового пророка избирает совет из двенадцати апостолов. После Смита было еще двенадцать пророков. Нынешние апостолы имеют преемственность, которую они возводят к апостолам I в., которые, по утверждению мормонов, вернулись на землю штата Пенсильвания и передали полномочия Смиту и Каудери, которые посвятили в чин уже других. За советом двенадцати апостолов следует кворум семидесяти. В Евангелии от Луки сказано: “После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…” Руководят общиной мормомнов президент, апостолы и кворум семидесяти.

Своей миссией мормоны считают совершенствование святых, заключающееся в наставничестве современных пророков, проповеди Евангелия и спасении мертвых (святые обряды для их спасения могут быть исполнены за них другими, поэтому мормоны проводят генеалогические изыскания, находят тех, кто не принял крещения и других обрядов и выполняют эти обряды за них).

История становления мормонов полна трагических страниц их преследования и гонений. В западной художественной литературе сложился образ мормона-фанатика. Многоженство мормонов в ранние годы также не прибавляло положительного отношения окружающих. На сегодняшний день вклад мормонов в культуру США весьма заметен. Например, на церемонии инаугурации президента США, по традиции играет симфонический оркестр мормонов.

Неоязычество — новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики, тип новых религиозных движений. Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как классический шаманизм.

Этимологически термин «неоязычество» происходит от церковнославянского понятия «язычество», которое долгое время носило уничижительный характер, поэтому сами сторонники этого течения относятся к термину «неоязычество» зачастую с неприязнью, предпочитая называть себя (в случае со славянским неоязычеством) «родноверами», «православными волхвами», «славяно-ариями», «родичами» и др. В общем же среди названий неоязыческих культов весьма часто встречаются термины «язычество» и «традиция», призванные подчеркнуть их якобы аутентичность и связь с древними корнями.

Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

Этнолог Виктор Шнирельман понимает под неоязычеством «общенациональную религию, которая искусственно создается городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью возрождения „национальной духовности“».

Религиовед Алексей Гайдуков определяет неоязычество как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые в своей деятельности обращаются к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимаются их возрождением и реконструкцией».

Религиовед Александр Гурко определяет неоязычество как «новые религии, сконструированные на основе политеистических верований в целях поиска новой этнической идентичности и/или для разработки новой идеологической системы».

В России самый популярный вид неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским славянским верованиям — родноверие. Родноверие не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Так, если одни группы родноверов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в Русских маршах. Одно из направлений неоязычества — инглиизм и несколько небольших родноверческих организаций были признаны экстремистскими, их деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Параллельно с родноверием в России существует не прерывавшаяся языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская мифология).

К возрожденным этническим религиям, помимо славянского родноверия, относят себя также Асатру (германское неоязычество), позиционирующая себя как имеющая кельтские корни Викка, прибалтийское неоязычество (Ромува и en:Dievturība), армянская религия солнцепоклонников. С некоторой натяжкой сюда может быть отнесён и алтайский бурханизм.

В 1994 году Минюстом России по городу Москве была зарегистрирована (Регистрационный номер 443) «Московская Славянская Языческая Община» (с 2003 года — «Московское Славянское Языческое Объединение»). Всего в РФ официально зарегистрировано 8 языческих организаций.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». В публикациях деятелей РПЦ особо отмечается ненаучность подхода родноверов к реконструкции древнеславянских верований.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью 2009 года заявил, что Дьявол являлся народам различным образом — например, через языческих богов. Также он назвал язычество заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются тёмной силе.

1) Религии народов современной России: Словарь (статья «неоязычество»). — М.: Республика, 2002. — 624 с.

2) Ален де Бенуа. Как можно быть язычником. — М.: Русская Правда, 2004. — 240 с. — ISBN 5-9243-0072-2

3) Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М.,1985.

4) Митрохин Л. Н. Религиозные культы в США. М., 1984. Слово Виссариона являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного». М„ 1993.

5) ЛаВей А. Ш. Сатанинская библия. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996.

6) Питер Гилмор. Сатанинские писания. — Scapegoat Publishing, 2007.

1.1 Мировоззренческий плюрализм как условие развития культуры.

1.2 Типология религиозного свободомыслия. Взаимодействие религии и свободомыслии в процессе социальной революции.

1.3 Атеизм как разновидность свободомыслия и его роль в современном обществе.

1.4 Взаимоотношение государства и религиозных объединений как объект политического и правового регулирования в поликонфессиональном обществе.

1.5 Состояние религиозности населения России в условиях социальной трансформации. Отношение к религии в системе ценностей современных россиян.

1.6 Межконфессиональный диалог как необходимое условие становления правового государства и духовно-нравственного воспитания молодёжи.

1.1 Мировоззренческий плюрализм – катастрофический синдром для человечества, свидетельствующий о неблагополучии в сущности материалистической культуры, где каждый ее представитель создает "персональную истину", руководствуясь собственным духом ошибок. С рождением новой культуры, возникшей из знания Абсолютного Мировоззрения, впервые открыта тайна термина культура, который характеризует способ производства информации. В материализме инструментом производства информации является мышление, которое стало исключительно абстрактным, и, кроме того, управляемым духом ошибок, в результате чего воцарилось повсеместное производство ложного знания. Греховный человек является четырёхтельной ипостасью, управляемой двухтельным духом ошибок, заставляющим нерегулятивное сознание человека, то есть его физическое тело, производить ложную информацию. Поэтому ему недоступна тайна собственного грехопадения и, тем более, мировоззренческая тайна, то есть тайна его Божественного происхождения.В наше время старые идеи не действуют, так как в человеке силен теперь собственный страж, контролирующий ситуацию и выработавший непреложную стратегию защиты своих интересов. Они сформировались и зафиксировались за многоразовые пребывания в параллельных мирах, каждое из которых длилось несколько меньше периода Вселенной. Такова участь всех материалистов, а точнее, волюнтаристов всех уровней. Причём уровень волюнтаризма в качественном и количественном многообразии отражается в градации параллельных миров.

1.2 Свободомыслие – это широкое духовное течение, главной чертой которого является признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира.

Объективными факторами, появления и развития свободомыслия являются:

-рост производства, ведущий к успешному освоению мира человеком;

- возрастание активности людей в ходе исторического развития;

- повышение уровня духовной культуры человечества.

Свободомыслие – это продукт развития естественных и гуманитарных наук, образования, совершенствования искусства и нравственности. Критические настроения в отношении религии усиливались в периоды развития общества, расцвета политической и культурной жизни, в периоды готовящихся серьезных перемен в обществе.

Свободомыслие в отношении религии проявляется в многообразных формах. К типам свободомыслия относят богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, атеизм и др.

Богоборчество – самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир таким жестким и несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, неудовлетворенностью собственной судьбой. Проявления богоборчества разнообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного "хуления" его.

Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – сомнение в истинности религии или отдельных ее положений – проявляется в культуре любого периода, начиная с разложения первобытного общества. Сомнение как методологический принцип познания – одно из орудий постижения истины. Скептицизм обнаруживается не только в философии, но может проявляться у поэта, художника, ученого, простого труженика.

Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре древнего мира. На Востоке – в Египте, Вавилоне, Палестине – она выступает как сомнение в существовании загробного мира, в действенности религиозных обрядов; в Древней Греции драматурги, софисты, философы подвергают сомнению значимость мифологии. В Средние века скептицизм проявляется в фольклоре, ересях, художественной литературе, в философии. В наши дни скептицизм в отношении религии является одной из примечательных характеристик обыденного сознания.

Антиклерикализм (от лат. anti – против, clericalis – церковный) – идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Он может быть светским и религиозным. При этом светский характер антиклерикализма не гарантирует его прогрессивности, примером может служить борьба Бисмарка против католической церкви в Германии в XIX веке или борьба против церкви и духовенства в нашей стране в 20-30-е годы XX века. Ныне антиклерикализм играет заметную роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против попыток религиозных организаций, установить монополию на духовную жизнь – на образование, моральные предписания и т.д.

Индифферентизм (от лат. indifferens – безразличный) – безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям.

Нигилизм – это бунт против религии с позиций эгоистического индивида, считающего, что ему "все дозволено". Это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали. Нигилизм воюет с религией во имя "сильной личности", беззастенчиво попирающей ценности "серой массы". Такая позиция выражена в работе М. Штирнера (1806-1856) "Единственный и его собственность". Выпады против религии, связанные с провозглашением эгоизма были направлены на отбрасывание любых духовных ценностей общества. Нигилистические моменты содержатся также в творчестве Фридриха Ницше (1844-1900), презиравшего моральные ценности "маленьких людей", уделом которых является религия слабых – "христианство".

Атеизм (от греч. a – отрицат. частица и theos – бог; буквально – "безбожие"). Атеизм – это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся неприятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, в художественной литературе, в народном творчестве, в научных, философских и других сочинениях. Эти идеи и тенденции в определенные эпохи систематизировались и обобщались в теоретическом атеизме, содержавшем концептуальное обоснование критики религии. Стихийный атеизм – это признание самодостаточности природы человека. Его проявления разнообразны: от интуитивных догадок до убежденности, подкрепленной практикой жизни и знаниями из разных областей культуры.

Свободомыслие находит выражение также и в светском гуманизме (от лат. humanus – человеческий, человечный). Главной чертой светского гуманизма является защита достоинства человеческой личности, ее права на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе и духовное.

Следует отметить, что не все проявления свободомыслия были благотворными для развития культуры (например, нигилизм, иногда – светский антиклерикализм). Критериями благотворности тех или иных проявлений свободомыслия являются гуманистическая направленность, духовное раскрепощение человека, развитие духовной способности критического осмысления действительности, содействие нравственному совершенствованию человека и общества.

1.2 АТЕИЗМ -(безбожность, нечестивость, отрицание богов, лишение Божества) – отрицание Бога-творца, признание самостоятельности естественного мира (природы) и естественного (человеческого) происхождения религии. Это – воззрение, согласно которому естественный мир единственен и самодостаточен, религия же является творением самого человека. С этим связано отрицание сверхъестественного бытия (богов или Бога). Так как с понятием Бога имеет дело и религия, и философия, то термин «атеизм» применяется и в той, и в другой. Однако разграничение области религии и философии – дело очень трудное, очень затруднительно и перечисление видов атеизма. С христианско-богословской точки зрения – это неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования, а также связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира (стихий, природы, человека) и присвоение им божественных свойств; отрицание Божественного Промысла и вечной жизни в Царстве Божьем. Атеизм – закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, индивидуально-психологическими и культурными потребностями. Это – одна из наиболее последовательных в критике религиозных представлений форм свободомыслия в отношении религии. При этом необходимо различать понятия «атеизм» и «свободомыслие», несмотря на их сходство, а понятие «свободомыслие» надо отличать от понятия «свобода совести» (см. Свободомыслие в отношении религии). Атеистические тенденции могут содержаться в таких формах свободомыслия, как религиозный скептицизм (сомнение в истинности религии или отдельных ее положений), религиозный индифферентизм (безразличие к религиозной проблематике, религиозным идеям, обрядам и институтам), деизм (религиозное учение, в котором Бог-творец выступает как наивысшее личное, трансцендентное бытие), пантеизм (религиозно-философская концепция, отрицающая какую-либо строгую границу между Богом (богами) и миром), секулярный (обмирщенный) гуманизм, религиозный нигилизм (отрицание общепринятых религиозных ценностей, норм, идеалов, стратегий поведения или культуры в целом, понимаемых как чужеродные, изжившие себя формы), вольнодумство (внеконфессиональная интерпретация символа веры), антиклерикализм (социально ориентированная позиция неприятия института церкви).

В процессе эволюции личности или духовной культуры общества атеистические тенденции могут сочетаться или переходить друг в друга (например, скептицизм или деизм – в атеизм).

Для современной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоёв населения, особенно среди технической интеллигенции. В развитых странах снижается посещаемость храмов, уменьшается количество проводимых обрядов, происходит увеличение числа людей, причисляющих себя к агностикам или атеистам, даже у верующих религия теряет своё главенствующее положение. Характерным в этом отношении является публикация известным американским епископом книги под названием «Почему христианство должно измениться или умереть: Епископ обращается к верующим».

Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, хотя существуют некоторые исключения, наиболее заметными из которых являются США и, среди исламских стран, Кувейт. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Пакистан и Саудовская Аравия, действует шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью.

Ситуация с распространением атеизма в России также неоднозначна. Согласно исследованиям Левада-Центра, 30 % опрошенных определяют себя как равнодушных к религии, агностиков или атеистов, причем доля последних — около 10 %. Хотя 66 % респондентов относят себя к православию, а 3 % к исламу, только 42 % всех опрошенных полностью доверяют религиозным организациям и лишь 8 % регулярно (не реже раза в месяц) посещают церковные службы. Согласно исследованиям Бориса Дубина, число регулярно бывающих в церкви россиян не превышает 5—6 %.

1.4 По отношению к религиозным объединениям:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2) государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

4) государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;

6) деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

7) органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.

Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

• нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

• действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

• создание вооруженных формирований;

• пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

• принуждение к разрушению семьи;

• посягательство на личность, права и свободы граждан;

• нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

• склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

• воспрепятствование получению обязательного образования;

• принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

• воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

1.5 На рубеже XX-XXI веков во всем мире наблюдается необычайный интерес к религии, к мистике, чудесам, паранормальным явлениям, а также массовая, хотя и весьма поверхностная осведомленность в учениях, которые на протяжении тысячелетий считались эзотерическими.

Россия не составляет исключения в движении от традиционных религиозных верований, разделивших человечество на ряд локальных этнорелигиозных общностей, к некой глобально профанированной псевдовере - виртуальной мистике. Становление информационного общества в России сопряжено с глубоким социально-духовным кризисом: радикальным отрицанием материальных и культурных достижений советского периода, стремлением к так называемому духовному возрождению.

Последнее нередко трактуется как религиозное возрождение, возвращение церкви тех позиций в обществе, которые она занимала в дореволюционной России.

Рассматривая религиозность как социально-психологическую характеристику личности, как способ социальной самоидентификации и социальной адаптации, можно выделить 2 основных ее типов: традиционный и формальный.

В современном обществе религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения. И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе. Кроме того, нельзя сбрасывать и культурологический аспект, поскольку "...вопрос о религиозном оскудении человечества... есть вопрос его культурной судьбы".

При рассмотрении структуры религиозности россиян бросается в глаза ее парадоксальность и противоречивость. С одной стороны, можно зафиксировать ее рост за последние 10 лет - 58% респондентов заявляют о своей вере в Бога. На 11% больше, чем в 2000 г., что свидетельствует о повышении значимости веры в повседневной жизни, о тяге к религии прежде равнодушных к ней людей. Это может служить также подтверждением эффективности работы религиозных организаций, успешности их деятельности, подкрепленной делами в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской.

С другой стороны, религиозное сознание россиян по-прежнему отличается во многом неструктурированностью, неопределенностью, а вопрос об особенностях мировоззренческих ориентаций, о характере и глубине их религиозности остается открытым. Так, 19% россиян верят в приметы, 13% - в некую сверхъестественную силу, а не в личностного Бога, 7% - в загробную жизнь, 5% - в колдовство и магию и 5% - в НЛО. Следует отметить, что эти элементы в мировоззренческих ориентациях россиян по сравнению с показателями 2000 г. имеют тенденцию к снижению. Что позволяет предположить, что российское общество начинает постепенно выздоравливать от болезни "духовной всеядности", а распространенность хаотических представлений, противоречащих сути религии, уступает место более упорядоченным взглядам, свойственным традиционным религиозным течениям. Таким образом, экстенсивный бессистемный рост религиозности исчерпан, а религиозные потребности и чувства все более находят выражение в формах, предлагаемых институционализированными российскими религиями, подтверждая устойчивый характер традиционного религиозного основания.

1.6 Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими. За долгие века противостояния религий и конфессий сформировалась конфронтационная психология, в плену которой продолжают находиться многие люди. Сила стереотипов конфликтного мышления столь велика, что для ее преодоления нужна большая и упорная работа. Терпимость во взаимоотношениях между представителями различных религиозных общностей является необходимым условием организации плодотворного диалога между религиями. Исключительное значение для организации межрелигиозного диалога имеет принцип равноправия его участников. Добровольно договариваются лишь равные. Любая попытка поставить одного из участников диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального течения диалога. Более того, попытка определить ту или иную конфессиональную общность богоизбранной (даже ссылаясь на священные тексты) может привести к срыву диалога. Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников. Открытость — это нескрываемое от других искреннее выражение своей позиций, сочетающееся со стремлением слушать и слышать других, непредвзято воспринимая и оценивая их точку зрения. Открытость вовсе не тождественна требованию отказа участников диалога от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Ее ценность в том, что она помогает субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных мер по их реализации. Конструктивный подход, нацеленность на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм, идейная конкуренция конфессий предполагает несовпадение позиций участников диалога. Настроенные на конструктивность субъекты диалога приходят при обсуждении общих проблем к принятию взаимно приемлемых решений на компромиссной основе. Разногласия устраняются путем согласований. Компромисс возможен и необходим в вопросах, касающихся земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия. Что касается различного подхода к вероучительным проблемам, разного понимания проблем спасения, то в этих вопросах рассчитывать на компромисс в обозримом будущем не приходится. И здесь мы переходим к очередному принципу межрелигиозного диалога. Его можно сформулировать так: отказ от критического рассмотрения вероучительных вопросов. Начало полемики о преимуществах или недостатках того или иного религиозного учения означает конец диалога. Любой диалог должен быть организован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: