double arrow

Предмет этики


Этика, возникшая более двух с половиной тысяч лет назад, относится к философским дисциплинам, поскольку изучает не только отношения между людьми, но и отношение человека к миру.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»), которое сначала означало общее жилье, дом, звериное логово т.п., позднее – обычай, нрав, правило, характер.

Взяв за основу слово «ethos» в значении характера, древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) образовал прилагательное «ethikos» («этический») для обозначения добродетелей человеческого характера, душевных качеств. Он отличал их от интеллектуальных качеств, а также от чувств (аффектов) и врожденных способностей. Аффектами Аристотель считал гнев, страх, радость; свойствами ума – память; этическими (моральными) добродетелями – умеренность, мужество и т.д. Науку, изучающую этические добродетели, он назвал этикой. Аристотель употреблял понятие «этика» как обозначение особой области исследования – «практической» философии, поскольку, по его мнению, этика пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными нравственно правильные поступки.




Пытаясь точно перевести термин «ethos», древнеримский философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ввел термин «morals» (моральный). Греческое слово «ethos» было переведено Цицероном латинским словом «mores», на его основе и образовано прилагательное «moral(моральный). Цицерон говорил о нравственной философии, имея в виду сферу знания, которую Аристотель назвал этикой.

«ethos»(греческий - характер) - «ethikos»(этический – обозначение душевных качеств)- «mores» (перевод на латынь -нравы) - «morals» (нравственный, моральный)

Позднее, в IV в. н. э, от прилагательного моральный было образовано существительное «мораль» (moralities), которое является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика».

Таким образом, термин «мораль» – и по содержанию и по истории возникновения – латинский аналог термина «этика». В русском языке есть самобытный термин «нравственность», который является эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Термины «этика», «мораль» и «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения, в повседневном словоупотреблении употребляются как синонимы – люди часто не делают различия между этими понятиями.

Синонимы в науке, как правило, дезориентируют, поэтому каждый научный термин должен быть закреплен за соответствующим понятием. В философии сложилась традиция разграничения этих понятий. Рассмотрим, в чем заключается это различие.

Подходы различны. Ряд авторов утверждают, что понятие морали шире, чем нравственность и под нравственностью понимают совокупность норм, принципов, предписаний и оценок, регулирующих различные сферы жизнедеятельности людей. Некоторые авторы полагают, что нравственность более широкое понятие, которое вмещает в себя деформации, отклонения и искажения морали, то есть норматива.



Мы полагаем, что этика – это теоретическое знание, а нравственность и мораль выступают как формы общественного сознания, регуляторы общественных отношений. Мораль – это то, что изучает этика, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей. Познаваемое (в данном случае – мораль) принципиально отличается от знания о нем (этики) по способу существования. Познаваемое существует объективно, а знания о нем – субъективно, т.е. в сознании. Следует иметь в виду, что самые совершенные знания морали, постижение глубин этической науки не могут заменить человеку саму мораль.

Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

-тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными и неправильными;

-правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

-ценностей, которые существуют в сознании и могут реализовываться в определенных формах поведения.

Соотношение понятий «мораль» и «нравственность» сводится к тому, что, если мораль – это должное, что должно быть, то нравственность – это реализованная мораль, мораль в действии. Нравственным называют поступок или форму поведения, в которых реализуются моральные нормы, принципы. Мораль – это потенциал, а нравственность – это фактор, движущая сила, определяющая наши поступки в моральном отношении.



Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании социальной действительности. Именно поэтому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том, или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику вслед за Аристотелем часто называют «практической философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире.

Этика – теория морали, которая устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми разрабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Следует иметь в виду, что этика не вырабатывает конкретные рекомендации, как поступить в том или ином случае, а лишь формулирует общие принципы, на основании которых могут быть даны конкретные оценки и рекомендации относительно поступков человека в той или иной ситуации.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная.







Сейчас читают про: