С поиска и подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основные источники, из которых оратор может извлечь новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства:
- Специальная литература (научная, научно-популярная);
- Официальные документы;
- Справочная литература (справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, таблицы, карты);
- Периодическая печать (журналы, газеты);
- Передачи телевидения и радио;
- Художественная литература;
- Беседы, интервью, личные контакты и др.;
- Собственные знания и опыт оратора, его размышления и наблюдения.
Для успешной подготовки выступления необходимо использовать не один, а несколько источников. При этом главным источником остается литература различных стилей и жанров.
После подбора литературы оратор начинает работу с ней. Здесь рекомендуются следующие этапы:
- Чтение-отбор;
- Чтение-ознакомление;
|
|
- Чтение-изучение.
Чтение- отбор ставит своей целью подготовку списка литературы, т.к. досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить детально. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник, методические рекомендации и т.п.), даются сведения об авторах. При наличии в книге предисловия или послесловия целесообразно прочитать их. Следует также просмотреть оглавление, дающее представление об основных вопросах книги, обратить внимание на таблицы, схемы, рисунки. Важен год издания книги – желательно использовать источники, изданные в последние годы.
Чтение- ознакомление – это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план выступления на данном этапе работы уточняется, конкретизируется.
Чтение-изучение – это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках (стандартного размера, как библиографические карточки в каталогах): их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. При этом рекомендуется соблюдать некоторые правила:
|
|
- используются карточки одинакового размера;
- записи ведутся только на одной стороне листа;
- на каждой карточке делается не более одной записи;
- в верхней части карточки указывается тема (вопрос плана), к которой относится выписка, в нижней – выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал;
- если фиксируется телерадиоинформация, указываются сведения о выступавшем, название сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или телевизионный канал.