double arrow

Поиск и подбор материала

С поиска и подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основные источники, из которых оратор может извлечь новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства:

- Специальная литература (научная, научно-популярная);

- Официальные документы;

- Справочная литература (справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, таблицы, карты);

- Периодическая печать (журналы, газеты);

- Передачи телевидения и радио;

- Художественная литература;

- Беседы, интервью, личные контакты и др.;

- Собственные знания и опыт оратора, его размышления и наблюдения.

Для успешной подготовки выступления необходимо использовать не один, а несколько источников. При этом главным источником остается литература различных стилей и жанров.

После подбора литературы оратор начинает работу с ней. Здесь рекомендуются следующие этапы:

- Чтение-отбор;

- Чтение-ознакомление;

- Чтение-изучение.

Чтение- отбор ставит своей целью подготовку списка литературы, т.к. досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить детально. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник, методические рекомендации и т.п.), даются сведения об авторах. При наличии в книге предисловия или послесловия целесообразно прочитать их. Следует также просмотреть оглавление, дающее представление об основных вопросах книги, обратить внимание на таблицы, схемы, рисунки. Важен год издания книги – желательно использовать источники, изданные в последние годы.

Чтение- ознакомление – это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план выступления на данном этапе работы уточняется, конкретизируется.

Чтение-изучение – это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках (стандартного размера, как библиографические карточки в каталогах): их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. При этом рекомендуется соблюдать некоторые правила:

- используются карточки одинакового размера;

- записи ведутся только на одной стороне листа;

- на каждой карточке делается не более одной записи;

- в верхней части карточки указывается тема (вопрос плана), к которой относится выписка, в нижней – выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал;

- если фиксируется телерадиоинформация, указываются сведения о выступавшем, название сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или телевизионный канал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: