Композиция речи: начало, развертывание и завершение

Текст выступления, конспект, тезисы

Изучив, проанализировав, и обобщив материал, оратор, в зависимости от своей теоретической подготовленности, пишет или полный план выступления, или конспект, или тезисы, или развернутый план.

Назначение полного текста выступления – помочь сохранить его в памяти, запомнить детали содержания, что особенно важно для неопытных ораторов.

Конспект – краткое изложение содержания какого либо информационного материала. Конспектирование может быть свободным (передача содержания текста своими словами), оценочным (критический анализ прочитанного или услышанного с выражением позиции оратора), творческим (развитие и обобщение пишущим мысли автора), лекторским (преобразование на бумаге письменной речи в устную – так, как она будет звучать в аудитории).

Тезисы – краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Часто при этом принципиально важные положение сопровождаются необходимой аргументацией. Такая форма записи дисциплинирует мысль, приучает к точному и краткому ее выражению, логически правильному расположению материала. По форме тезисы могут представлять собой набор «базовых» слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке, и выписки из различных источников информации со ссылками на автора.

Развернутый план выступления – это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Эта форма записи заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку.

Ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать выступление более убедительным, наглядным, запоминающимся, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации (в виде рисунков, фотографий, схем).

Важный этап докоммуникативной стадии работы над речью – продумывание ее построения, т.е. композиции.

Композиция – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

Классической моделью композиции, известной еще с античных времен, считается трехчастная, включающая вступление, главную часть, заключение. Каждая из этих частей выполняет определенную функцию, но вместе они должны способствовать организации и активизации внимания аудитории, созданию условий соразмышления оратора и слушателей.

Во вступлении определяется актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Основная задача вступления – сформировать из множества слушателей единую аудиторию, подготовить ее к восприятию речи, расположить к себе, организовать ее внимание. Поэтому особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. При этом могут быть использованы различные средства привлечения внимания: обращение к слушателям, апелляция к их интересам, вопросы к аудитории, интересные примеры, случаи из жизни, юмористические замечания, цитаты, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Вступлению отводится 10 – 15% времени.

Наиболее ответственна главная часть ораторского выступления. Здесь излагается основной материал и решаются общая и конкретная задачи всего выступления, т.е. сообщается определенная информация, обогащающая знания слушателей, оказывается воздействие на их сознание и волю путем убеждения, переубеждения и побуждения к действию. В главной части важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Оратор должен четко излагать основной вопрос, последовательно раскрывать его, что позволит слушателям постоянно наблюдать причинно-следственные связи рассматриваемых явлений. Поэтому особенно важна непрерывность и ясность мысли при переходе от одной смысловой части к другой, их последовательность и четкое оформление начала и концовки каждого смыслового куска.

Для подготовки главной части выступления необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое следует доказать), аргументам (доводам, обосновывающим тезис), видам аргументов, уместности их использования и правилам доказательств. В главной части оратор дожжен проявить навыки владения логическими формами изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и основными приемами доказательств (индукция, дедукция, аналогия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: