Народ - этнос, вступивший в историю

Следующим, более сложным типом общества является то, что принято называть народом. Народ - это этнос, вступивший в историю, осознавший линейное время, вышедший из замкнутого цикла вечного возвращения.

В народе мы видим много чисто этнических черт, но к ним добавляется и нечто новое: определенная неравновесность, чувство исторического события как чего-то особого. В народе центральной фигурой становится герой, который впервые наделяется индивидуальностью, чуждой этническим архаическим обществам. Но эта индивидуальность - исключительная, собирательная и свойственная только великим людям, царям, вождям, богатырям, гениям, философам.

Народ, λαος, порождает вместе или поочередно следующие типовые формы: государство (чаще всего), религию, цивилизацию.

Народу соответствует традиционное общество, отличающееся от чисто этнического (архаического) более высокой степенью дифференциации - в социальном устройстве, политике, экономике, культуре и т. д.

3. Государство-нация

В Новое время в Европе на основании традиционных сословных государств появляется новый социальный тип - государство-нация. Это совершенно особое явление, по своим основным качественным характеристикам отличающееся от этноса и народа. Это прекрасно показал философ и этносоциолог Эрнст Гелльнер. По Гелльнеру, нация - это целиком искусственная идентичность, переносящая механически «естественные связи малых общин» на широкие пласты атомизированных и изолированных индивидуумов. Другой этносоциолог Бенедикт Андерсон называет нацию imagined ommunity, то есть «выдуманной общностью».

Концепт «нации» возникает вместе с буржуазными революциями, является продуктом исторической деятельности третьего сословия и берет в качестве нормативного типа фигуру буржуа. Показательна этимологическая и смысловая связь таких понятий, как Burg (город, нем.) - Burger (горожанин, буржуа, нем.) - bourgeois (представитель третьего сословия, буржуа, фр.) - le cite (город, фр.) - citoyen (гражданин, фр.) - πολις (город, гр.) - πολιτικα (политика, гр.).

Нация предлагает новую форму идентичности - объединение всех граждан в общем национальном правовом и административном пространстве.

Гелльнер показывает, что нация создает симулякр этноса (понятие, используемое постмодернистами и означающее нечто искусственно созданное, подменяющее реальную действительность); вместо живого языка - искусственно разработанная и административно закрепленная национальная «идиома»; вместо органических отношений «братьев» и «свояков» - рациональные связи партнерства и взаимовыгоды; вместо искренней веры в миф - прагматическая манипуляция искусственными историческими конструкциями, призванными служить конкретным целям - удобству управления, социальному форматированию масс, униформизации механических деталей.

В таком случае, согласно концепции постмодернистов, гражданское общество - это социологическая абстракция, представляющая собой проект существования буржуазного общества без национального государства, то есть содержания без формы. Это общество мыслится основанным исключительно на индивидуальной идентичности, по ту сторону всех форм идентичности коллективной - этнической, народной, сословной, религиозной и даже национальной.

Гражданское общество и глобальное общество. Теория гражданского общества была создана философом Кантом: Кант считал, что люди сообразят, что воевать между собой, защищая государства-нации, не разумно, и что гораздо выгоднее и прибыльнее сотрудничать. Тогда-то и реализуется гражданское общество, основанное на разуме и морали.

Гражданское общество, таким образом, мыслится изначально выходящим за пределы национальных государств и противопоставляется им как формам организации, подлежащим упразднению. Форма национальной идентичности должна уступить место идентичности исключительно индивидуальной. И только тогда мы получим общество индивидуумов, где никаких форм коллективной идентичности не останется.

Если поместить концепт гражданского общества в конкретный исторический контекст, то мы увидим, что это общество не может не быть глобальным, сверхнациональным, постгосударственным. То есть гражданское общество предполагает то, что в конце концов оно обязательно станет глобальным. Поэтому большинство ученых и рассматривают глобальное общество как высшую форму общества гражданского, как его оптимальное выражение и конкретное воплощение.

Можно привести три наиболее последовательные модели становления глобального общества: World culture (мир как культура), World Polity (мир как политика), World System (мир как система). Они по-разному трактуют глобальное общество и его становление.

Теория World culture была разработана Роландом Робертсоном, автором известного термина «глокализация». Робертсон считает, что глобализация протекает одновременного на двух уровнях - на уровне доминирующей идеологии (политических, экономических, медийных, научных и пр. элит) преобладают интеграционные процессы, и мир действительно становится однородным и единым, а на уровне широких масс все наоборот - они, напротив, регионализируются, архаизируются и подчас утрачивают даже ту долю универсализма, которую имели в эпоху расцвета национальных государств. То есть в глобализации идет дифференциация культур на две: одну глобальную и другую, представляющую собой широкий и разнородный, подчас конфликтный веер культур локальных.

По Робертсону, этот процесс открыт и теоретически может привести к настоящей унификации мира и глобальному обществу, а может в любой момент соскользнуть в «новое варварство», «архаизм», «регионализм» и «локальность».

Вторая теория - World Polity - принадлежит Джону Майеру и представляет новое глобальное человечество как Мировое государство, объединенное единой политической системой - с мировым парламентом, мировой юридической системой, общим фискальным аппаратом, то есть со всеми атрибутами государства. По Майеру, надо мыслить глобализацию как возникновение новой нации на манер исторических наций, также преодолевавших в своем становлении сословные и этнические противоречия, только в более узком масштабе. Глобальное общество, по Майеру, будет прямым эквивалентом глобальной нации.

Третья теория - World System - носит марксистский характер и развивается Иммануилом Валлерстайном. С его точки зрения, Маркс был полностью прав в своих предвидениях, и сейчас на планетарном уровне происходит формирование глобального капитализма. Когда этот процесс будет завершен, и капитализм прочно утвердится повсюду, глобальный пролетариат выйдет на арену и осуществит мировую революцию. Но эта смена правящего класса может произойти, по Валлерстайну, только в условиях глобального капиталистического государства, которое создаст условия для «подлинного пролетарского интернационализма» и солидарности всех рабочих земли между собой.

Капиталистическая глобализация войдет в полосу кризисов и рухнет, и тогда человечество построит социализм и коммунизм на останках мировой капиталистической системы. Глобальное общество будет коммунистическим.

Выводы:

Если следовать точке зрения современных авторов, глобальное гражданское общество начинается с укрепления индивидуальной идентичности в рамках национальных государств. Это называется демократизацией и социальной модернизацией. Коллективная идентификация с нацией и, соответственно, с государством постепенно уступает место строго индивидуальной идентификации. Гражданское общество набирает силы. Демократические национальные государства становятся все более демократическими и все менее национальными.

Далее, достигшие высокого уровня демократизации и модернизации государства-нации сливаются в одно наднациональное образование, которое превращается в основу постнационального демократического сверх-государства. (Этот этап мы видим реализованным на практике в современном Евросоюзе.)

Пока наконец все общества и государства не достигнут высокого уровня демократизации и не объединятся в единое мировое государство (Global State) с единым мировым правительством (World Gouvernement). Граждане этого планетарного государства - Космополиса - будут только гражданами мира, и сам статус гражданина будет полностью приравнен к статусу человека. Эта идеология получила название права человека. Она подразумевает именно концепт глобального гражданства или глобального общества

3. Проблемы формирования глобального гражданского общества.

1. Для развития постсоциалистических стран, которые относятся к переходным обществам, чтобы войти в число глобального гражданского общества необходимо восстановление социальных коммуникаций и накопление нового социального капитала общества. Должны активизироваться местные власти, школы, колледжи, кооперативы, общественные объединения, церкви. Это так называемый «третий сектор». Восстанавливая социальный капитал, перестраивая и развивая внутренние и внешние социальные коммуникации, государство сможет воссоздать нормальное общество, свое целостное человеческое, географическое, экономическое и культурное пространство. Тогда и появятся условия для позитивных сдвигов в экономике и жизни людей.

2. Другой отличительной особенностью сегодняшней действительности является то, что успех в процветании и развитии определяется способностями общества как в обеспечении быстрого и свободного доступа к знаниям, так и в их освоении и практическом применении. Разрыв в доступе к знаниям является тем барьером, преодоление которого открывает стране путь к развитию. Обеспечение доступа к знаниям становится приоритетным в деятельности международных организаций. Особенно большое внимание уделяется этому направлению Мировым Банком, который развивает обширную информационно-коммуникационную структуру «Знания для развития».

3. Существует мнение, что глобализация вызвала кризис демократии. Регулирование глобальных коммуникаций, экологии, рынков, финансов, организаций, производства не встречает согласия общественности. В каждой области глобальной политики общественное участие и общественная ответственность не проявлены и не институционализированы в должной мере. Действительно, в условиях движения к новым формам глобального регулирования и контроля растет число международных организаций, но управление их деятельностью характеризуется дефицитом демократичности. Так, многие международные организации разрабатывают правила, которым должны следовать государства для привлечения иностранных инвестиций, обеспечения экономического роста. Управление данными международными организациями осуществляется технократами — элитами.
Глобализация диктует необходимость реформ всем странам, хотя и разной мере. Успех стран в решении стоящих перед нею задач в большей мере зависит от взаимодействия с внешним миром. Необходимо правильно учитывать перемены, которые в нарастающем темпе происходят как в глобальной экономике, так и в политике. Полностью демократическое и социально справедливое гражданское общество - это утопия в классическом смысле: она никогда не может быть в абсолютном значении реализована или завершена, но действует как регулятивный идеал, одухотворяющий политические проекты. Коллективные акторы относятся к этой утопии со всей серьезностью и искренне надеются воплотить ее в жизнь. На самом деле, без такого рода мощной мотивации не существовало бы социальных движений, направленных на демократизацию общества.

4. Результаты исследования гражданского общества в условиях глобализации показывают, что на современном этапе серьезную опасность представляет фокусирование исследователей только на демократически ориентированных силах гражданского общества. Данный подход существенно ограничивает исследовательский спектр и ведет к тому, что многие эксперты не замечают тех, кто часто является наиболее мощными акторами гражданского общества недемократической направленности.

5. Глобализация — двухсторонний процесс. Она способна дать изобилие, повысить продуктивность, эффективность производства. С другой стороны, она углубляет неравенство, затрудняет приспособление к новым условиям, уменьшает разнообразие, подрывает гражданское общество. Глобализация оказывает далеко идущее влияние на перспективы развития демократизации и социального обеспечения, снижая роль государства и повышая роль различных организаций в регулировании глобальных процессов. Глобализация, с одной стороны, упрочивает существующую систему доминирования, а, с другой, обнаруживает тенденцию к конфликтам.
Подводя некоторый итог, можно сделать вывод, что в центре социального измерения стоит главный фактор производительных сил — человек, его проблемы и потребности, перспективы его профессионального и социального развития. Восстанавливая социальный капитал, перестраивая и развивая внутренние и внешние социальные коммуникации, страны смогут воссоздать нормальное общество, создать целостное человеческое, географическое, экономическое и культурное пространство. Тогда и появятся условия для позитивных сдвигов в экономике и жизни людей. Решение этих задач создает и реальные предпосылки для интеграции каждой страны в международное пространство. Глобализация, с одной стороны, ослабляя национальное государство, ослабляет и национальное гражданское общество, однако, в определенной степени, это происходит также под влиянием самой природы плюралистической и децентрализованной жизни ассоциаций. С другой стороны, в ответ на влияние глобализации, происходит усиление влияния гражданского общества на государство, так как в условиях «распыления» власти государства создается своеобразная ниша для деятельности различных посреднических структур и социальных групп.

6. Современная структура глобального пространства не позволяет повторить на глобальном уровне демократизацию, которая имела место в условиях национального государства. На глобальном уровне нет демократического политического строя, позволяющего группам наемного труда обменивать свою лояльность демократическим институтам на равные права, правовое, политическое и социальное гражданство путем голосования за тех политических лидеров, которые поддерживают их. Поэтому для демократизации процесса глобализации в первую очередь необходимо формировать глобальное гражданское общество и строить глобальное публичное пространство, где проходил бы диалог структур гражданского общества разных стран по самым разным вопросам.

7. Усиление глобального гражданского общества и его способности решать ключевые глобальные проблемы зависят от ряда факторов, которые включают:- относительные способности различных социальных сил к осознанию и артикуляции своих интересов;- четкость сформулированных политических целей;- умение противостоять манипуляциям со стороны социальных сил, недобросовестно использующих современные коммуникационные технологии;- силу государства и межправительственных организаций, включая их способность сдерживать международную криминальную деятельность;- способности мирового сообщества признать возможность существования разных типов обществ без потери каждым из них своей индивидуальности и без того, чтобы одно из них стало доминировать над другим.

8. Эффективность влияния глобального гражданского общества непосредственно связана с завоеванием им морального авторитета и доверия, с возможностями преодоления негативных социально-экономических последствий глобализации для развивающихся стран, а также более активным включением структур гражданских обществ этих стран в процессы выработки и принятия политических решений на глобальном уровне.

9. Процветание глобального гражданского общества будет зависеть от его способности цивилизовать глобальный капитализм, как это сделали западные национальные гражданские общества со своим капитализмом. Поэтому стратегической целью глобального гражданского общества должно стать формирование таких институтов, которые обеспечили бы большую прозрачность принятия политических и экономических решений на глобальном уровне, а также позволили бы внедрять принципы соучастия в структуры глобальной экономики, что будет способствовать предотвращению глобальных социальных конфликтов.



[1] Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М. 2001. С.9;

[2] Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств – участников СНГ. М. 2002. С. 25., Гжегож В.Коладко. Интервью. Трансформация. 2009 г.№3. С. 27.

[3] См.: Сперанский В.И., Ященко А.А. Глобализация, профсоюзы и ТНК в реформируемой России. М. 2002. С. 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: