Э. Тэйлор Л. Морган Д. Фрезер

Ведущие представители: Эдвард Беннет Тайлор (1832-1972) - основная работа “Первобытная культура” (1871). Льюис Генри Морган (1818-1881) - “Древнее общество” (1877). Джеймс Фрезер (1854-1941) -“Золотая ветвь” (1890). Джон Мак-Леннон (1827-1881) - “Теория патриархата” (1881). Иоганн Бахофен (1815-1887) - “Матриархат” (1897).

К концу XIX в. все больше стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступавшие в противоречие с получаемыми при полевых исследованиях фактами. Стали возникать направления, отрицавшие исторический путь развития обществ. Одно из них – диффузионизм.

Диффузионизм. Немецкий географ и этнолог Фридрих Ратцель разработал теоретические и методические положения нового учения, создав антропогеографическая научную школу. По его мнению, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой адаптируются человеческие общества. Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества в передвижениях этносов по лику Земли. Диффуционизм основывается на представлении о развитии различных элементов культуры как о процессе распространении их из одного или нескольких центров. Цель, таким образом, состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культурных элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.

В рамках теории дифузионизма существовало изучение культурных кругов. На протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникавшие в определенных местах и распространившееся затем отдельными элементами или целыми комплексами в другие области земли. Каждый элемент культуры человечества возникал, по мнению диффузионистов, лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с определенными культурными кругами. Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом и смешением культурных элементов: как предметов материального быта, так и идей, включая религии, мифологию и пр. Каждая культура рассматривалась с точки зрения преобладания в ней самобытных или заимствованных элементов.

Ф. Ратцель Э. Норденшельд Л. Фробениус

Основные представители: Фридрих Рaтцель (1844-1904) - “Антропогеография” (1909). Эрланд Норденшельд (1877-1938) - “Сравнительные этнографические исследования” (1919). Роберт Гребнер (1877-1934) - “Метод этнологии” (1905). Лео Фробениус (1873-1938) - “Естественнонаучное учение о культуре” (1899).

К 1920-м гг. диффузионизм стал терять популярность, ибо стало очевидно несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” эмпирическим наблюдениям.

Функционализм. Его теоретические основы были почти одновременно сформулированы в Германии Турнвальдом и в Англии Малиновским. В Англии сложилось в крупное направление, оказавшее значительное воздействие на развитие этнологии. С точки зрения функционалистов исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне взаимосвязи с другими культурами.

Функционалисты отталкиваются от концепции “социальных институций” (норм и моделей поведения, установленных в определенном обществе). С их помощью и в их рамках индивиды реализуют свои взаимные ожидания, достигая при этом социально и индивидуально значимых результатов. Культура служит нуждам индивида и прежде всего его основным потребностям: базовым (необходимость в пище и удовлетворение физических потребностей), производным (потребности в распределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулировании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, социальной гармонии, цели жизни, в познании, законах, мифологии, искусстве и пр.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках перечисленных потребностей. Например, магия дает психологическую защиту от опасности, миф придает исторический авторитет системе управления и ценностям общества. Таким образом, этнокультура не имеет лишних и бесполезных элементов, ибо она является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, которые ставит перед ним окружающая среда в ходе удовлетворения им своих потребностей. Люди организуют культурные элементы, взаимодействуя друг с другом вербальным образом или посредством символических действий. Культурные элементы, человеческие группы и системы символов — вот три компонента культурного процесса. Обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей. Функционалистами все элементы культуры классифицировались согласно тому, какие потребности они удовлетворяют. Они рассматривались с точки зрения значения и функции в целостной культурной системе. Каждая социальная институция трактовалась как элемент, способствующий укреплению стабильности общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: