Ф. Боас К. Леви-Стросс

Р. Турнвальд Б.Малиновский А. Радклифф-Браун

Основные представители: Рихард Турнвальд (1869-1954) - “Человеческое общество в своем социологическом основании” (1931); Бронислав Малиновский (1884-1942) - “Научная теория культуры” (1944); Альфред Рaдклифф-Браун (1881-1955) - “Структура и функция в примитивном обществе” (1952).

Параллельно, уже с начала ХХ века в рамках этнологии развивалась и совершенно иная школа, которая впоследствии получила название психологической антропологии. Ее основоположником был американец Франц Боас, заложивший многие основополагающие воззрения современной этнологии.

Структурализм – подход, отдающий приоритет когнитивным структурам в упорядочении опыта. Основу структурного метода образует выявление структуры (единых структурных закономерностей), как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Структурная антропология обращается с культурными феноменами, как если бы они были языком, и затем пытается обнаружить грамматику или то, что американский лингвист Чомский назвал «глубинной структурой». Изучение последователем Ф. Боаса – К. Леви-Строссом родства и символики стало попыткой демонстрации того, что в основе социокультурных систем лежала простая совокупность логических принципов. Мифы, например, могли быть поняты как лингвистические трансформации по существу двоичных противоположностей, типа мужское – женское, сырое – жареное и т.д., которые конструируются из человеческой мысли. Структурализм, возникнув как метод психологического исследования, с успехом применялся в лингвистике, а затем распространился на другие гуманитарные науки. Он выражал убеждённость в том, что человек не свободен в своих действиях, а детерминирован силами и структурами собственного бытия, которые, однако, им не осознаются. Структуралисты пришли к выводу, что структуры природы делают человека не субъектом, а объектом, элементом системы, в которой он только и обретает смысл. Языковые, семейные, культурные, религиозные, нравственные и иные символические системы, в которых живёт человек, скрывают реальность человеческой природы: комплекс бионеврологических отношений, определяющих поведение человека, хотя он мнит себя свободным. Свобода – иллюзия. История лишена человеческого субъекта: она представляет собой совокупность событий, которые мы даже не можем назвать нам принадлежащими. По словам К. Леви-Стросса, «история есть комплекс психических движений, которые, в свою очередь, порождаются физико-химическими мозговыми процессами». Основные представители: Клод Леви-Стросс (1908-2009) «Структурная антропология» (1958).

Итак, мы кратко остановились на нескольких объяснительных теориях-схемах, которые позволили систематизировать и обобщать этнографический материал. С помощью эволюционизма, теории культурной диффузии или функционализма можно объяснить многие этнические феномены. Хотя каждая из этих теорий по отдельности не способна дать объяснения всей совокупности этнических процессов и явлений (все концепции имеют свои ограничения), совокупность теорий этнологии обеспечивает достаточно надежный объяснительный механизм. Именно поэтому историю и этнографию нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Ведь этнология по отношению к истории является именно объяснительным механизмом. Без нее исторический материал может быть собран, изложен в хронологической последовательности, но зачастую не может быть внятно объяснен.

Нельзя не сказать несколько слов об истории отечественной этнологии. В Российской Империи еще по инициативе М.В. Ломоносова и по инструкции историка Г. Миллера велось описание особенностей внешности и культуры аборигенных народов Сибири и Камчатки. Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русского географического общества. На рубеже 1850-60-х гг. в различных европейских странах стали возникать антропологические общества. В 1863 г. такое объединение ученых появилось и при Московском университете. Его организатором стал природовед А.П. Богданов (1834-1896). В 1879 г. им была организована первая в Москве антропологическая выставка, затем превратившаяся в Антропологический музей Московского университета. Большой вклад в развитие антропологии внес в это время выдающийся ученый-гуманист Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), проведший несколько экспедиций на острова Океании, Индонезии и Новую Гвинею. Рискуя жизнью, он собрал уникальные данные о жизни местных племен и на их основании пришел к выводу об отсутствии «низших», «обезьяноподобных» рас: папуасы по физическому строению и психическому складу не отличались от европейцев. Этнология получила государственный статус: первая Перепись российского населения с учетом этнической принадлежности была проведена в 1897 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: