Специфика конфликтологии в социальной работе в советский период (1917-1990)

Лекция 1. СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ.

План:

1. Специфика конфликтологии в социальной работе в советский период (1917—1990 гг.)

2. Специфика конфликтологии в социальной работе в период 1991-2000 гг.

3. Специфика конфликтологии в социальной работе в период 2000-2007 гг.

Социальная работа в контексте общественного конфликта наполнена качественно различным содержанием в зависимос­ти от характера политического режима и социального устрой­ства государства в границах СССР и России.

Здесь можно выделить три самостоятельных этапа:

— 1-й — советский период (1917-1990 гг.);

— 2-й — период президентства Б.Н. Ельцина (1991-2000 гг.);

— 3-й — период президентства В.В. Путина (2000-2008 гг.).

Первый этап— советский период (1917-1990 гг.), неодно­значен и имеет подэтапы. В целом, это авторитарный команд­но-бюрократический политический режим (постсталинский — 1954-1990 гг.), органично выросший из тоталитарного (ста­линский — 1924-1953 гг.). Отвлекаясь от почти 75-летней совет­ской истории, в целях анализа можно взять последний ее под-этап — период «развитого социализма» (1985-1990 гг.).

Для советского периода в его последней стадии (1985-1990 гг.) характерна декларируемая бесконфликтность совет­ского строя — «самого гуманного и демократичного в мире». Понятие социального конфликта отсутствовало. Конфликт рас­сматривался исключительно в контексте пережитков капита­листического прошлого, а также как сущностная черта империалистического общества. Официально пропагандировалась «забота партии о благе народа», фактически же имело место полное безразличие со стороны государства к специфическим потребностям различных социальных групп, которых в насто­ящее время относят к категории «незащищенных» и «с ограни­ченными возможностями».

Были инвалиды различной нозологии (слабовидящие и сле­пые, слабослышащие и глухонемые, с ампутированными ко­нечностями, «колясочники» и др.), дети-сироты, одинокие ста­рики, оставшиеся без попечения родственников. Для всех этих социальных категорий существовали специальные государствен­ные дома-интернаты, как правило, закрытые учреждения, оби­татели которых влачили жалкое существование. Их практи­чески не было видно на улицах городов и поселков, как и нищих и бездомных. У последних, в силу действия закона об уголовной ответственности за «тунеядство», кратковременное пребывание на свободе прерывалось отбыванием сроков в мес­тах лишения свободы за совершение малозначительных пре­ступлений.

Среда обитания для инвалидов за пределами государствен­ных домов-интернатов, а также для тех, кто проживал с род­ственниками, была практически не приспособлена к жизни.

В целом население страны в этот период имело гарантиро­ванные права на труд, отдых, бесплатное медицинское обслу­живание и образование, а также на то, чтобы просить, жало­ваться, советовать и, самое главное, всегда, везде и за всем стоять в огромных очередях.

Понятия «социальная работа», «социальная защита» отсут­ствовали, как и профессия «социальный работник». Конфликт между социальными группами с особыми потребностями (на­пример, инвалиды, дети-сироты) и государством был систем­ным. Любое более или менее существенное отклонение от нормы фактически ставило социальное клеймо на его носите­ле. Например, только 10% выпускников детских домов и при­ютов по достижении ими 18 лет как-то приспосабливались к жизни, 50% — оказывались в колониях, остальные вели так называемый «антиобщественный» образ жизни. Молодые люди-«колясочники» по достижении 18 лет сразу отправлялись в дома престарелых, многие из которых по странному стечению обстоятельств располагались вблизи городских кладбищ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: