Лекция 1. СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
План:
1. Специфика конфликтологии в социальной работе в советский период (1917—1990 гг.)
2. Специфика конфликтологии в социальной работе в период 1991-2000 гг.
3. Специфика конфликтологии в социальной работе в период 2000-2007 гг.
Социальная работа в контексте общественного конфликта наполнена качественно различным содержанием в зависимости от характера политического режима и социального устройства государства в границах СССР и России.
Здесь можно выделить три самостоятельных этапа:
— 1-й — советский период (1917-1990 гг.);
— 2-й — период президентства Б.Н. Ельцина (1991-2000 гг.);
— 3-й — период президентства В.В. Путина (2000-2008 гг.).
Первый этап— советский период (1917-1990 гг.), неоднозначен и имеет подэтапы. В целом, это авторитарный командно-бюрократический политический режим (постсталинский — 1954-1990 гг.), органично выросший из тоталитарного (сталинский — 1924-1953 гг.). Отвлекаясь от почти 75-летней советской истории, в целях анализа можно взять последний ее под-этап — период «развитого социализма» (1985-1990 гг.).
|
|
Для советского периода в его последней стадии (1985-1990 гг.) характерна декларируемая бесконфликтность советского строя — «самого гуманного и демократичного в мире». Понятие социального конфликта отсутствовало. Конфликт рассматривался исключительно в контексте пережитков капиталистического прошлого, а также как сущностная черта империалистического общества. Официально пропагандировалась «забота партии о благе народа», фактически же имело место полное безразличие со стороны государства к специфическим потребностям различных социальных групп, которых в настоящее время относят к категории «незащищенных» и «с ограниченными возможностями».
Были инвалиды различной нозологии (слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухонемые, с ампутированными конечностями, «колясочники» и др.), дети-сироты, одинокие старики, оставшиеся без попечения родственников. Для всех этих социальных категорий существовали специальные государственные дома-интернаты, как правило, закрытые учреждения, обитатели которых влачили жалкое существование. Их практически не было видно на улицах городов и поселков, как и нищих и бездомных. У последних, в силу действия закона об уголовной ответственности за «тунеядство», кратковременное пребывание на свободе прерывалось отбыванием сроков в местах лишения свободы за совершение малозначительных преступлений.
Среда обитания для инвалидов за пределами государственных домов-интернатов, а также для тех, кто проживал с родственниками, была практически не приспособлена к жизни.
|
|
В целом население страны в этот период имело гарантированные права на труд, отдых, бесплатное медицинское обслуживание и образование, а также на то, чтобы просить, жаловаться, советовать и, самое главное, всегда, везде и за всем стоять в огромных очередях.
Понятия «социальная работа», «социальная защита» отсутствовали, как и профессия «социальный работник». Конфликт между социальными группами с особыми потребностями (например, инвалиды, дети-сироты) и государством был системным. Любое более или менее существенное отклонение от нормы фактически ставило социальное клеймо на его носителе. Например, только 10% выпускников детских домов и приютов по достижении ими 18 лет как-то приспосабливались к жизни, 50% — оказывались в колониях, остальные вели так называемый «антиобщественный» образ жизни. Молодые люди-«колясочники» по достижении 18 лет сразу отправлялись в дома престарелых, многие из которых по странному стечению обстоятельств располагались вблизи городских кладбищ.