В домах ребенка

Конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей

Лекция 3. КОНФЛИКТОГЕННАЯ СПЕЦИФИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ

3.1. Конфликтогенные психологические особенности раннего развития детей в домах ребенка.

3.2. Конфликтогенные психологические особенности соци­альных сиротдошкольников и младших школьников.

3.3. Конфликтогенные психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей.

Эта социальная группа имеет большое значение для ана­лиза в связи с тем, что в этот период происходит формирова­ние психики индивида, в частности, его психического здоро­вья, которое будет в той или иной форме сказываться на всю последующую жизнь.

Значительная часть детей становятся сиротами уже в ро­дильном доме вследствие отказа от них матерей. Важнейши­ми средовыми факторами, предрасполагающими к отказу жен­щины от новорожденного, являются:

— слабая материальная самостоятельность;

— потеря брачного или полового партнера;

— низкий культурный и образовательный уровень;

— ригидные патриархальные социальные установки семьи.

Данные психологических исследований говорят о том, что женщины, оставляющие детей, характеризуются такими вы­раженными особенностями, как личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, аффективная несдержанность, низ­кая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство, что делает их зависимыми от негативного влия­ния социального окружения. Именно женщины из социально незащищенных групп особенно подвержены стрессам, депрес­сиям во время беременности, а также алкоголизму и наркома­нии, т. е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в собственных силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от мате­ринства.

Отрицательное воздействие на развитие ребенка могут ока­зывать нарушения не только в соматической, но и в психичес­кой сфере беременной женщины. Одним из наиболее мощных психотравмирующих факторов для будущей матери является нежелательная беременность. Многие «отказные» дети даже при хорошем уходе вырастают с отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства. На­рушения развития у детей в первые годы жизни, живущих с младенчества в сиротских учреждениях, связывают с предна-тальными и постнатальными повреждениями плода, искаже­ниями в постнатальном развитии в связи с ранней депривацией (ограничением или лишением контактов с матерью). Осно­вополагающим патогенным фактором является собственно сиротство, тем более значимое, чем в более раннем возрасте оно стало фактом.

У младенцев, воспитывающихся без родителей, значитель­но позже возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («ком­плекс оживления»). Мимические, жестикуляторные, общие мо­торные, звуковые реакции в «комплексе оживления» затормо­жены или просто неразвиты. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают личностные связи со взрослыми: они не стремятся разделить с ними свои эмоции, не ищут сопере­живания в новой или пугающей ситуации, как это делают дети в семьях. Все это приводит к снижению общей, в том числе эмоциональной и познавательной, активности детей. Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бед­ностью коммуникативных средств. Сказанное проявляется в обедненности эмоционального реагирования на зов, человече­скую речь, тихий голос, новизну обстановки, персонал, окру­жающих детей.

В возрасте 1-3 лет к уже имеющимся психологическим характеристикам прибавляется дополнительный ряд особенно­стей, отличающих воспитанников домов ребенка:

— пониженная любознательность;

— отставание в развитии речи;

— задержка в овладении предметными действиями;

— эмоциональная нечувствительность к отношению взрос­лого;

— отсутствие стремления к самостоятельности;

— отсутствие тенденций к партнерству в игровой деятель­ности.

У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребенка, а пори­цание совсем не изменяет ее. В целом положительная и отри­цательная оценки со стороны взрослого не дифференцируют­ся, что может привести к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, серьезным искажениям в развитии самосознания.

Психиатрические, неврологические и психологические об­следования детей показывают, что разлука с матерью на пер­вом году жизни приводит к депрессивным расстройствам. Кли­нические симптомы депрессии затрагивают эмоциональную, моторную и познавательную сферы. Эмоциональные наруше­ния проявляются депрессивным настроением в виде грусти, апатии, безучастности. Двигательные в рамках депрессивных расстройств характеризуются малой выразительностью мими­ки. Имеют место стереотипные и привычные действия — со­сание пальцев, игра с пальцами рук, обкусывание губ, пальчи­ков, выдергивание волос, царапанье и др. Обнаружены и особые позы, в которых ребенок как бы сжимается, опускает голову, подносит руки к груди, прикрывая ладошками лицо, застывает в неподвижности, молчании, взгляд становится от­решенным. Заторможенность познавательных реакций прояв­ляется в снижении общей активности, слабом развитии игро­вой деятельности.

Изучение особенностей детей, находящихся в домах ре­бенка, позволило сделать следующие выводы:

— глубина задержки умственного развития детей возрас­тает с увеличением сроков пребывания в доме ребенка;

— у детей, независимо от уровня умственного развития, выявлено постепенное возрастание эмоционального де­фицита;

— наиболее неизменной в условиях депривации остается реакция на тактильные раздражители;

— отсутствуют бытовые знания, обычно доступные детям с задержкой развития из обычной среды;

— у всех детей (как показывают материалы специального обследования) имеется широкий круг невротических рас­стройств, преимущественно проявляющихся в психосо­матических реакциях.

Таким образом, для таких детей характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического раз­вития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: