Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Конфликтогенные особенности подростковых групповых реакций




Специфически конфликтное поведение подростков во мно­гом определяется психологическими особенностями группо­вых реакций, к которым принято относить реакции «оппози­ции», «имитации», «компенсации» и «гиперкомпенсации», «эмансипации», «группирования» и др., обусловленные фор­мирующимся половым влечением.

Оппозиция — активный протест, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подрос­тку, непосильные нагрузки, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в под­ростковом возрасте.

Имитация проявляется в стремлении подражать опреде­ленному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной наруше­ния поведения, если образец для подражания — асоциальный.

Компенсация выражается в настойчивом стремлении под­ростка добиться успеха в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом и острым конфликтом с окружающими.

Эмансипация проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших, распространяет­ся на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность и само­утверждение. В повседневном поведении это — стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — уходы и побе­ги из дома.

Группирование— филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученным социально-психологичес­ким законам, среди которых наибольшую опасность представ­ляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно она сильна у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно группа становится регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объеди­няются наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.

Типичная черта подростковых групп — высокая конформ­ность. С яростью отстаивая свою независимость, подростки зачастую некритически относятся к мнению собственной груп­пы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «мы», которое в свою очередь утверждается в проти­воположность каким-то «они».

Страстное желание быть как «все» (а «все» — это исключи­тельно «свои») распространяется на одежду, вкусы и стиль поведения. Такое противоречие, когда индивидуальность ут­верждается через единообразие, становится источником юно­шеской тревожности. Тем не менее, это единообразие тща­тельно поддерживается, и тому, кто рискует бросить вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различи­ям, инакомыслию и непохожести.




Юношеские группы и их соперничество — всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт — противопоставление «мы» и «они» по территориальному принципу. Такой вид суще­ствует практически везде, однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентифика­ции мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи». Иногда в подростковые группировки проника­ет, подчиняя их себе, организованная преступность. Суще­ствующие сегодня периферийные группы и течения чрезвы­чайно разнообразны: футбольные «фанаты», «металлисты», «ро­керы», различные «фэны», экзотические «панки», «митьки», всевозможные «фуфаечники», «ватники», «системщики», «бай­керы» и т. д.

Следует отметить, что за последние годы существенно расширилась мотивация таких групп: если раньше это были группы общения, то теперь в них представлены разные моти­вы участия. Что же касается идеологической направленности, то здесь тенденции противоречивы. С одной стороны, увели­чилось число явно или потенциально антиобщественных групп, с другой — все больше групп хотят или готовы получить офи­циальный статус и сотрудничать с властями. Формируются также молодежные движения и организации с конструктив­ными, общественно полезными целями и задачами.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова конфликтогенная специфика характера детей млад­шего подросткового возраста?

2. Какова конфликтогенная специфика характера детей сред­него подросткового возраста?

3. Какова конфликтогенная специфика характера детей стар­шего подросткового возраста?

4. Каковы конфликтогенные особенности подростковых груп­повых реакций?





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 1642; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9275 - | 7853 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Особенности экономического развития
  2. I.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
  3. I.3.1. Особенности диагностической работы школьного психолога в отличие от психолога-исследователя
  4. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  5. II. Особенности политического развития страны
  6. II.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания
  7. II.2. Особенности шоу-бизнеса середины 20 столетия
  8. IV. Особенности поражающего действия биологического оружия
  9. IV. Особенности советского исправительно-трудового права на основе анализа статей Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г
  10. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв
  11. X. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕС­КОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  12. Аграрная реформа 1861г и особенности ее осуществления в Беларуси


 

35.175.121.230 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.001 сек.