Специфически конфликтное поведение подростков во многом определяется психологическими особенностями групповых реакций, к которым принято относить реакции «оппозиции», «имитации», «компенсации» и «гиперкомпенсации», «эмансипации», «группирования» и др., обусловленные формирующимся половым влечением.
Оппозиция — активный протест, причиной которого могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, недостаток внимания со стороны взрослых. Возникая в детстве, оппозиция усиливается в подростковом возрасте.
Имитация проявляется в стремлении подражать определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников. Реакция может быть причиной нарушения поведения, если образец для подражания — асоциальный.
Компенсация выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом и острым конфликтом с окружающими.
|
|
Эмансипация проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших, распространяется на порядки, законы и «стандарты» взрослых. Потребность в эмансипации связана с борьбой за самостоятельность и самоутверждение. В повседневном поведении это — стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — уходы и побеги из дома.
Группирование— филогенетический стадный инстинкт. Группы в среде подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученным социально-психологическим законам, среди которых наибольшую опасность представляет так называемая «автономная мораль», не совпадающая с требованиями родителей, школы, законов. Особенно она сильна у несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Именно группа становится регулятором поведения для педагогически запущенных подростков. Особенно легко объединяются наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеющие опыт асоциального поведения.
Типичная черта подростковых групп — высокая конформность. С яростью отстаивая свою независимость, подростки зачастую некритически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «мы», которое в свою очередь утверждается в противоположность каким-то «они».
Страстное желание быть как «все» (а «все» — это исключительно «свои») распространяется на одежду, вкусы и стиль поведения. Такое противоречие, когда индивидуальность утверждается через единообразие, становится источником юношеской тревожности. Тем не менее, это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и непохожести.
|
|
Юношеские группы и их соперничество — всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт — противопоставление «мы» и «они» по территориальному принципу. Такой вид существует практически везде, однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи». Иногда в подростковые группировки проникает, подчиняя их себе, организованная преступность. Существующие сегодня периферийные группы и течения чрезвычайно разнообразны: футбольные «фанаты», «металлисты», «рокеры», различные «фэны», экзотические «панки», «митьки», всевозможные «фуфаечники», «ватники», «системщики», «байкеры» и т. д.
Следует отметить, что за последние годы существенно расширилась мотивация таких групп: если раньше это были группы общения, то теперь в них представлены разные мотивы участия. Что же касается идеологической направленности, то здесь тенденции противоречивы. С одной стороны, увеличилось число явно или потенциально антиобщественных групп, с другой — все больше групп хотят или готовы получить официальный статус и сотрудничать с властями. Формируются также молодежные движения и организации с конструктивными, общественно полезными целями и задачами.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова конфликтогенная специфика характера детей младшего подросткового возраста?
2. Какова конфликтогенная специфика характера детей среднего подросткового возраста?
3. Какова конфликтогенная специфика характера детей старшего подросткового возраста?
4. Каковы конфликтогенные особенности подростковых групповых реакций?