Конфликтогенные психологические особенности подростков, оставшихся без попечения родителей

Психологические исследования показывают неадекватность самооценки у большинства дезадаптированных подростков. Не­которые подростки, содержащиеся в детских домах и при­ютах, имеют завышенный уровень притязаний, переоценива­ют свои возможности. Во время пребывания в приюте, школе такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, уверен, что к нему не­справедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая неудовлетворенность, недо­вольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, дру­гие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессию по отношению к более слабым.

Однако у большинства подростков, поступивших в воспи­тательное учреждение, самооценка занижена. Они не уверены в себе, подавлены, тяжело переживают ситуацию, не верят в возможность иной жизни.

Как зарубежные, так и отечественные исследователи вы­деляют три уровня дезадаптации беспризорных подростков в зависимости от срока пребывания в уличной среде до поступ­ления в детский дом или приют.

К первому относятся подростки, которые пробыли там не более 1 мес. и еще не успели адаптироваться в этих условиях.

Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице от 1 мес. до 1 года. Такие подростки приобретают опыт употребления алкоголя, наркотиков, подвергаются риску жестокого обращения и насилия.

К третьему уровню относят подростков, покинувших свой / дом или воспитательное учреждение более 1 года назад, они нередко приобретают криминогенный опыт, их социально-пси­хологическая дезадаптация выражается в широком спектре де­формаций личности.

Для подростков этого уровня характерны низкая степень социальной нормативности, искажение ценностных ориента­ции, отсутствие временной перспективы.

Трудности в общении у социальных сирот имеют глубокие корни. Как правило, уже в раннем детстве у них не было нормального контакта с матерью, не сформировалось чувство психологической защищенности.

Дети-сироты имеют слабую привязанность к матери либо не имеют вообще. Отношение к учителям, школе у большин­ства неблагополучных подростков-сирот негативное, поэтому им не к кому обратиться как к достойному образцу для подра­жания. Все это ведет к тому, что у подростка, вынужденного жить в приюте, школе-интернате, и у окружающих его взрос­лых и детей возникают проблемы в общении. Младший под­росток в такой ситуации подменяет недостающее ему общение либо агрессивными действиями, либо погружением в мир фан­тазии. У старшего подростка деформации в общении также могут проявиться в разных вариантах.

Один из них — самоизоляция, когда ребенок стремится избегать контактов как с сотрудниками, так и с другими вос­питанниками. Он сосредоточен на своем «Я», личностной ав­тономии, сверстники такому подростку неинтересны, а от взрос­лых он ждет только неприятностей и наказаний.

Другой вариант — оппозиция, которая проявляется в виде непринятия предложений, норм, исходящих от окружающих, в демонстративных действиях негативного характера.

Третий — агрессия. У подростка ярко выражено стремле­ние причинять окружающим физический и психологический вред; разрушать отношения или предметы, вещи, что сопро­вождается чувствами гнева, враждебности, ненависти. Агрес­сивное поведение подростков может быть следствием неудов­летворенной потребности в самоутверждении.

Детей-сирот в подростковом возрасте отличает низкий уро­вень развития саморегуляции, самостоятельности, произволь­ного поведения. У таких детей нарушения социализации про­являются в самых различных формах и с разной степенью выраженности в зависимости от личностных особенностей ре­бенка, психологических факторов, от того, как долго ребенок жил в трудных условиях. Это проявляется в неумении вести себя в общественных местах, неспособности адаптироваться к незнакомым людям, новой обстановке, в различных проявле­ниях девиантного (отклоняющегося) поведения. В негативном поведении прослеживаются такие основные цели:

— любым способом привлечь к себе внимание, не важно, каким оно будет (поощрение или наказание);

— продемонстрировать свою власть;

— отомстить за то, что с ними произошло, в частности, выместить на более слабых свое негативное отношение к сложившейся ситуации;

— компенсировать свои неполноценность и несостоятель­ность.

У подростков-сирот проявляются разнообразные психопа­тические черты характера. Чаще всего присутствует неустой­чивый, истероидный или лабильный тип акцентуации ха­рактера. Рассмотрим некоторые особенности подростковой ак­центуации, хотя в более широком плане проблематике психологической типологии личности в контексте конфликт­ного взаимодействия в социальной работе посвящена тема «Пси­хотипы деструктивно-разрушительного поведения в конфликт­ном взаимодействии в социальной работе».

Подростки-сироты истероидного типа с детства привыка­ют быть в центре внимания, стремятся любыми средствами добиться восхищения, признания, сочувствия, преувеличива­ют свои способности, рассказывают о несуществующих «под­вигах» и достижениях, склонны к фантазированию, готовы на неадекватные и экстравагантные действия, чтобы привлечь ут­раченное внимание. У таких подростков часто проявляется ре­акция оппозиции, общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство и исключительность. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизация и даже суицидальные попытки, носят демонстративный характер и на бессознательном уровне служат целям привлечения внимания.

Основные признаки неустойчивого типа акцентуации ха­рактера — легкое подчинение чужому влиянию, безволие, от­сутствие целеустремленности и склонность к праздному вре­мяпрепровождению. Подростки легко вовлекаются в асоци­альные группы, склонны к делинквентному (противоправному) поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока вероятность приема наркотиков или алкоголя. Побеги из детского дома или приюта служат стремлению избежать наказаний или труд­ностей.

Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подрост­ков. Для них характерны повышенная чувствительность к чу­жому мнению, обостренная ранимость, частая смена настрое­ния. Особенно болезненны отвержение со стороны значимых людей, а также разлука и утрата близких. Возможны острые аффективные реакции. Такие подростки на почве эмоциональ­ных переживаний в аффективном состоянии способны к со­вершению самоубийства. Грубые нарушения поведения обыч­но несвойственны.

Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения личности, сущность которых составляет предрасположенность к острому конфликтному взаимодей­ствию с социумом. Предположительными причинами конфликтогенного пути формирования самосознания в таких усло­виях воспитания сами социальные сироты (в интерпретации специалистов) считают:

— частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка;

— педагогическую позицию взрослого, при которой ребе­нок является объектом ухода, воспитания и обучения, в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье;

— групповой подход к детям и отсутствие эмоционально­го контакта со взрослыми, что влечет недифференцированность и неосознанность ребенком своего Я;

— жесткую регламентацию всех действий ребенка в уч­реждении, не оставляющую возможности выбора и от­ветственности.

Конфликтогенную специфику таких детей определяет осо­бый социально-психологический статус — кризисное или по­граничное с ним психологическое состояние, которое является следствием предательства родителей, пережитого насилия, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде.

Вопросы для самоконтроля

/. В чем состоят конфликтогенные психологические особен­ности раннего развития детей в домах ребенка?

2. Каковы конфликтогенные психологические особенности социальных сирот — дошкольников и младших школьников?

3. Какова конфликтогенная специфика психологических осо­бенностей подростков, оставшихся без попечения роди­телей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: