Развитие представлений о конфликте в эпоху Возрождения

Особенности представлений о конфликте в эпоху средневековья

В эпоху средневековья утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Бо­гом, однако добиться прочного мира между людьми религии не удалось. Несмотря на господство христианства, основанно­го на высоких нравственных идеалах, сама религия постоянно оказывалась в состоянии конфронтации с целым рядом свет­ских и религиозных учений.

Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные про­явления зла в мире, созданном Богом, христианская филосо­фия разработала специальное учение, получившее название «оправдание Бота».

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430), разработавший концепцию «теодицеи» («оправдание Бога»), утверждал, что зло (соответственно такие бедствия, как войны, болезни и т. д.) происходит не от Бога. Зло не имеет самостоятельной суб­станциальной природы, оно есть лишь недостаток или отсут­ствие добра. Последнее происходит от человека, его свобод­ной воли.

Фома Аквинский (1225-1274), развивая мысль, что войны в жизни общества допустимы, определил еще одно условие справедливой войны: должна быть дана санкция со стороны государства.

В объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те и другие признают, что борьба, конфликты представляют собой органическое, не­устранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят замысел, волю Бога.

В эпоху Возрождения известные гуманисты выступили с резким осуждением социальных столкновений и конфликтов. К примеру, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон и Ф. Рабле выступа­ли с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их реша­ющим фактором развития общества.

Иной точки зрения придерживались Д. Локк, Т. Гоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что чело­век есть отдельное самоценное существо, для которого дру­гие — только среда его обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние об­щественных связей — «война всех против всех», в которой люди выступают в качестве врагов либо партнеров.

По этим суждениям конфликты предопределены естествен­ным неравенством людей как в способностях, так и требова­ниях. Невозможность же реально удовлетворить все притяза­ния создает в отношениях между ними конфликтные ситуа­ции. Конечно, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как счи­тали древние мыслители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, нарушение общественного договора.

Эразм Роттердамский (1469-1536) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрас­тается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего вли­яния все новые силы, слои населения и страны. Он обращал внимание на сложность примирения противостоящих сторон даже в тех случаях, когда они стоят на единых идеологичес­ких позициях.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые подверг основательно­му теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материаль­ные, политические и психологические условия социальных бес­порядков, а также возможные способы их преодоления.

Томас Гоббс (1588-1679) негативно оценивал человечес­кую природу в работе «Левиафан». Человек по природе — су­щество эгоистическое, завистливое и ленивое. Не случайно на заре своего существования общество находилось в состоянии «войны всех против всех». Когда оно стало невыносимо для человека, боявшегося за свою жизнь, люди заключили до­говор и создали государство, которое избавило их от вражды.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) полагал, что человек по при­роде добр и миролюбив. Источником конфликтов являются пороки в самой социальной организации, заблуждения и пред­рассудки людей, а также частная собственность.

Адам Смит (1723-1790) в книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником «любви к себе» при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью.

Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследова­нии о природе и причинах богатства народов» он вместо мо­ральных отношений между людьми во главу угла поставил экономические интересы. Вместе с тем он считал, что забота человека о собственном материальном, благополучии не будет помехой на пути к всеобщему благу, мысль о благоденствии всего общества преобладает над личными мотивами.

Нравственная позиция А. Смита была по-своему эффек­тивной для его времени — периода становления и утвержде­ния капитализма эпохи свободной конкуренции. Она служила значимым средством предупреждения и улаживания конфлик­тов в ту переходную пору, когда набирал силу индивидуализм и сохраняли прочность коллективистские традиции прежнего общественного устройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: