Проблема конфликта в трудах российских мыслителей стала актуальной в XIX — начале XX в.
Петр Лавров (1823-1900) и Николай Михайловский (1842-1904) утверждали, что необходимо бороться с конфликтом, возникающим между обществом и личностью, и приспособление среды к потребностям человека приводит к социальному прогрессу. Главным мерилом социального прогресса они признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Они утверждали, что прогрессу служит не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.
Михаил Бакунин (1814-1876), Петр Кропоткин (1842-1921) и Петр Ткачев (1844-1886) утверждали, что человек— часть природы и потому должен повиноваться ее законам, в том числе принципу борьбы за существование, понимаемому как борьба человека с природой. Они полагали, что законы природы не распространяются на общественную жизнь, которую творят сами люди и закономерности которой являются «продуктом человеческой воли и расчета». Главная цель социального прогресса — приведение в соответствие потребностей личности с возможностями их удовлетворения.
|
|
В целом можно отметить, что к началу XX в. общественное развитие представлялось так: конфликты являются нормальным и неизбежным социальным явлением, более того, играют положительную роль, являясь побудительной силой прогресса и способом достижения более совершенных моделей управления и развития.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. В потоке идейной борьбы их взгляды были представлены двумя направлениями:
— ортодоксальное направление отстаивали Георгий Плеханов (1856-1918), Владимир Ленин (1870-1924) и др.;
— «легальное» направление разделяли Петр Струве (1870-1944), Михаил Туган-Барановский (1865-1919) и др.
При значительных расхождениях им присуще и нечто принципиально общее, состоящее в том, что ведущая роль отводится производственным отношениям, борьбе противостоящих классов, а крупномасштабный социальный конфликт рассматривается как непременное условие разрешения социальных противоречий и приведения общества в новое качественное состояние.
Питирим Сорокин (1889-1968) стал одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем.
Он подчеркивал, что без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты — верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, — не могут быть поняты. Ученый считал, что конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека.
|
|
Таким образом, можно констатировать, что к началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил.
Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, А.С. Кармина, С.Л. Прошанова и др. Они выделили несколько этапов развития конфликтологии в России.
Первый период (до 1924 г.) характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.
Второй (20-30-е гг.) — конфликтологические идеи зарождаются и развиваются в России как практические правила поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненависти достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях, находит отражение в искусстве и культуре.
С середины 30-х до начала 50-х гг. публикации по исследованию конфликтов в России прекратились.
Третий (с начала 50-х гг. и до 1992 г.) — конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках правоведения, социологии, впоследствии становясь объектом изучения психологии, экономики, юриспруденции и т. п.
Четвертый (с 1992 г. по настоящее время) — знания о конфликте выделяются в самостоятельную науку, объединяющую, а точнее, базирующуюся на множестве отраслей знаний.
Существует и другой подход к оценке развития конфликтологии в России. В рамках данного подхода обосновывается утверждение, что в СССР конфликтологии не было. Это обусловлено тем, что исходная для конфликтологии идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их было все труднее, так как конфликты становились все сложнее. Главным был конфликт между народом и партийной элитой (номенклатурой). В середине 50-х гг. XX в., когда в западном обществе наука о конфликтах стала одной из влиятельных, в СССР начали появляться первые работы по социальному конфликту, но в целом конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука. К началу перестройки некоторые советские социологи стали признавать западную конфликтологию. После начала перестройки оказалось, что общество охвачено конфликтами (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня). В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии. Возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций до суда, проводятся конференции с участием отечественных и зарубежных ученых.
Вопросы для самоконтроля
1. Кто из древних философов утверждал, что неравенство и несхожесть людей порождают злобу и заносчивость?
2. В чем состоит особенность понимания конфликта в эпоху средневековья?
3. Что общего и в чем отличия в подходах к пониманию конфликта в трудах Э. Роттердамского, Ф. Бэкона, Т. Гоб-бса, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита?
4. Каковы основные подходы к пониманию сущности и роли конфликта в обществе в трудах ученых XIX — первой половины XX в.?
|
|
5. Назовите самые существенные отличия в подходах к развитию конфликтологии в трудах Канта, Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, Дюркгейма, Зиммеля, Вебера, Мэйо, Боулдинга.
6. Каковы основные психологические направления в развитии конфликтологии?
7. Какова специфика в подходах к развитию конфликтологии в трудах Фрейда, Адлера, Хорни, Левина.
8. В чем состоят особенности формирования и развития конфликтологии в России?